КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиена физического воспитания детей и подростков 2 страница
Самоочищение почвы. Почва постоянно загрязняется органическими веществами, представляющими собой продукты разложения и остатки растительных и животных организмов. Наибольший гигиенический интерес представляет способность почвы освобождаться от попавших в нее органических веществ животного происхождения, в которых возможно наличие патогенных микроорганизмов. Почва может превращать органические вещества, опасные в эпидемиологическом отношении, в неорганические соединения — минеральные соли и газы. Этот сложный процесс называется самоочищением. Химические и радиоактивное загрязнение почвы. Химический состав почвы зависит от ее геологических особенностей и загрязнения поверхностных слоев выбросами промышленных предприятий. Это обусловливает возможное токсикологическое значение почвы. Из нее ядовитые макро- и микроэлементы могут мигрировать в растения (овощи и др.) и непосредственно через них или через кормовые травы, поедаемые животными, попадать в мясо, жиры, молоко и далее - в организм человека. Аналогичная картина наблюдается и при загрязнении почвы радиоактивными веществами. Ландшафтный фактор. Определенное значение для гигиены имеет так называемый ландшафтный фактор или особенности окружающей природы, действующие на организм через центральную нервную систему и вызывающие положительные или отрицательные эмоции. Характер почвенного покрова, рельеф местности, особенности флоры играют в этом отношении существенную роль. Живописная пересеченная местность у моря, озера или реки, богатая разнообразной флорой, зеленый или снежный ландшафт, естественно, будут иначе влиять на настроение, чем однообразная песчаная равнина со скудной растительностью, вызывая не только субъективные переживания, но и отражаясь на физиологических процессах в организме и работоспособности. Однако необходимо учитывать привычку человека к характерным особенностям той или иной местности, обусловленную многими годами жизни, часто со дня рождения. По этому нередко явно непривлекательная по своему виду местность благоприятно влияет на нервно-психическую сферу. Ландшафтный фактор приобретает особо важное значение в курортологии в связи с повышенной чувствительностью многих больных к изменениям природных условий и при благоприятном состоянии (в гигиеническом и климатотерапевтическом отношении) способствует успеху лечения и отдыха.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ К биологическим факторам внешней среды относятся патогенные микробы, вирусы, гельминты, грибы и др. Они могут проникать в организм человека через дыхательные пути, пищевой канал или кожу и становиться причиной инфекционных, паразитарных или грибных заболеваний. Некоторые микроорганизмы и грибы, вызывая порчу пищевых продуктов, обусловливают пищевые отравления и другие заболевания. Многие виды патогенных микробов вырабатывают токсины, которые выделяются в окружающую среду в процессе их жизнедеятельности (экзотоксины) или при разрушении микробной клетки (эндотоксины) и оказывают разнообразное действие на организм человека. Например, палочки столбняка выделяют экзотоксин, который поражает преимущественно нервную ткань, стрептококки вызывают разрушение оболочки эритроцита и выход из него гемоглобина, стафилококки подавляют активность лейкоцитов. Место проникновения возбудителя в организм называют входными воротами инфекции. Возбудители инфекционных заболеваний обладают специфичностью, т. е. способностью вызывать только определенное инфекционное заболевание. Естественным местом обитания патогенных возбудителей является организм человека или животного. Однако есть небольшая группа спорообразующих патогенных микробов, которые могут долгое время сохраняться и даже накапливаться в почве. Среди возбудителей инфекционных болезней выделяют несколько групп: - бактерии — наиболее обширный класс возбудителей; - вирусы — мельчайшие формы, видимые только под электронным микроскопом; - риккетсии — промежуточная форма между бактериями и вирусами. Инфекция — это проникновение возбудителя болезни (патогенных микробов) в организм человека или животного и его размножение в нем с последующим возникновением болезни или носительством возбудителей. Важной особенностью многих инфекционных заболеваний является их быстрое распространение среди людей. В зависимости от широты распространения инфекционных заболеваний среди населения различают эпидемии, п андемии, эндемии и спорадические заболевания. Возникновению и распространению инфекционных заболеваний способствуют неблагоприятные социально-экономические и гигиенические условия жизни. Учение об эпидемиях называется эпидемиологией. Это медицинская наука, изучающая причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения и разрабатывающая меры предупреждения, лечения и полного искоренения их. Эпидемиология тесно связана с гигиеной, одной из задач которой является профилактика всех болезней, включая и инфекционные. При предупреждении инфекционных заболеваний широко используются различные санитарно-гигиенические мероприятия: улучшение бытовых и производственных условий, правильная организация питания, соблюдение правил личной гигиены и др. Инфекционные заболевания проявляются не сразу после проникновения возбудителя в организм, а через определенный период, который называется инкубационным (скрытым). В зависимости от вида возбудителя он может длиться от нескольких часов до десятков дней. Например, для гриппа инкубационный период равен 12 ч — 2 дням; для дизентерии — 1—7 дней; для полиомиелита — 5— 35 дней. Обычно после скрытого периода начинается бурное проявление признаков болезни: быстро повышается температура тела, появляется слабость, резко снижается работоспособность, часто наступает тяжелое состояние. Инфекционные заболевания опасны еще и тем, что могут вызвать тяжелые осложнения. Продолжительность инфекционных заболеваний также различна. Так, острые инфекции продолжаются обычно несколько недель (иногда месяцы). Хронические инфекции могут продолжаться годы (бруцеллез, туберкулез, четырехдневная малярия и др.). В некоторых случаях инфекция может быть пожизненной, например хроническое носительство микробов при брюшном тифе. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди и животные, а также здоровые люди (носители), в организме которых паразитируют патогенные микробы, которые в нем размножаются и выделяются из организма, но болезнь не проявляется. Возбудители выделяются больным на протяжении всего инфекционного заболевания, но наиболее интенсивное их выделение может приходиться на различные периоды болезни. Так, максимальная возможность заражения при кори, коклюше, вирусных гепатитах наблюдается в начальной стадии, при дизентерии, холере, сыпном тифе — в разгаре болезни, а при брюшном тифе и паратифах — во второй половине болезни и даже в период выздоровления. Источниками инфекций также могут быть домашние и дикие животные, птицы, грызуны (чума, туляремия, лептоспироз, лейшманиоз, клещевой энцефалит и др.) Механизм передачи инфекции. Каждый возбудитель в ходе эволюции приспособился к определенным способам перехода из зараженного организма в незараженный. Совокупность этих способов называют механизмом передачи. Таких механизмов четыре: 1. При кишечном механизме передачи возбудитель выводится из зараженного организма с фекалиями или мочой и попадает в незараженный организм через рот (гепатит, дизентерия, брюшной тиф); 2.При воздушно-капельном механизме передачи возбудитель выбрасывается во внешнюю среду при кашле, чихании, разговоре и проникает через верхние дыхательные пути (грипп, туберкулез, корь); 3. При инфекциях наружных покровов (контактный путь передачи) возбудитель выделяется во внешнюю среду с отделяемым кожи и наружных слизистых оболочек, через которые и происходит заражение (сифилис, СПИД, чесотка). Для предупреждения распространения инфекций контактным путем необходимы различные санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на оздоровление бытовых и производственных условий, повышение санитарной культуры и воспитание гигиенических навыков у населения. К этой группе также относятся инфекции, передающиеся через раны и при укусах животных (бешенство); 4.При некоторых инфекциях возбудитель циркулирует в крови, лимфе или тканевой жидкости и может попасть в незараженный организм лишь с помощью кровососущих членистоногих ((мух, тараканов, комаров, клещей, блох). Комары переносят возбудителей малярии и желтой лихорадкой,, клещи – энцефалита, платяные и головные вши — сыпного и возвратного тифа, москиты —лейшманиоза и т. п. Такой путь передачи называется трансмиссивным. Характерной особенностью инфекций, передающихся трансмиссивно, является четко выраженная сезонность, что связано с периодом наибольшей активности переносчиков. Кроме того, эти заболевания распространяются, как правило, в определенной местности, т. е. имеют природную очаговость. Помимо распространенных механизмов передачи инфекций, связанных с природными биологическими явлениями, заражение человека может произойти и при различных медицинских манипуляциях. Возбудители могут попасть в организм с переливаемой кровью при использовании нестерильных медицинских инструментов (шприц, иглы и др.). Подобная передача инфекции наблюдается при вирусных гепатитах, СПИДе, малярии, сифилисе и др. Организм человека не остается безучастным к внедрению возбудителя – «чрезмерному раздражителю по И.П.Павлову» - и реализует защитные механизмы для поддержания своего существования и постоянства своей внутренней среды. Инфекционные заболевания возникают, если организм обладает в осприимчивостью. Она определяется как способность реагировать на попадание в организм возбудителей инфекций возникновением болезни или носительства. Выделяют две группы факторов, обеспечивающих невосприимчивость человека к возбудителям инфекции: факторы неспецифической физической резистентности и специфической невосприимчивости (иммунитет). В процессе развития организм человека и животных выработал естественную резистентность (устойчивость) ко многим возбудителям. Факторы неспецифической физиологической резистентности (устойчивости) включают в себя многие морфологические и физиологические системы организма, защищающие его от проникновения и воздействия патогенных возбудителей. К ним относятся кожа и слизистые оболочки, слюна и желудочный сок, оказывающие противомикробное действие, макрофагальная и ретикуло-эндотелиальная системы. Кровеносная и лимфатическая системы и внутренние органы также имеют свои защитные механизмы. Все эти факторы, обладающие широким спектром защитных функций, обусловливают неспецифическую физиологическую устойчивость организма. Ее можно и нужно укреплять с помощью различных гигиенических средств (полноценное питание, рациональный режим труда и отдыха, закаливающие процедуры, оптимальный двигательный режим и др.). Специфическая невосприимчивость (иммунитет) - это способность организма противостоять строго определенным возбудителям инфекционных заболеваний. Иммунитет связан с наследственными или приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем возбудителей, а также действию токсинов. Иммунитет многообразен по своему происхождению, проявлению и другим особенностям. Он может быть противомикробным, противовирусным, антитоксическим и т. п. Важную роль в иммунитете играют специфические защитные компо
ненты сыворотки крови — антитела. Они образуются в организме в ответ на попадание в него возбудителей инфекций. Главной особенностью антител является их способность специфически взаимодействовать с соответствующими возбудителями. При попадании в организм токсинов в сыворотке крови образуются антитоксины. По происхождению различают естественный и искусственный иммунитет. Естественный иммунитет включает в себя видовой, материнский, постинфекционный, стерильный, нестерильный (инфекционный). Постинфекционный стерильный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания, когда возбудитель уже отсутствует в организме, а образовавшиеся антитела или антитоксины, которые делают организм нечувствительным к данному возбудителю или бактериальным токсинам, еще не исчезли. Этот иммунитет возникает почти после всех острых инфекционных заболеваний, однако его выраженность неодинакова. Так, после ветряной оспы, кори, коклюша, туляремии и ряда других заболеваний возникает стойкий пожизненный иммунитет, и повторные заболевания возникают редко. После брюшного тифа, дифтерии возникает менее стойкий иммунитет, а дизентерия и грипп оставляют лишь кратковременный постинфекционный иммунитет (3— 4 месяца). Нестерильный (инфекционный) иммунитет образуется при инфекциях, для которых характерно затяжное, хроническое течение (туберкулез, сифилис, бруцеллез, малярия). Зараженный организм, если в нем находится живой возбудитель, в определенной мере устойчив к повторным заражениям. Нестерильный иммунитет утрачивается, когда возбудитель покидает организм. Естественный иммунитет ко многим инфекционным заболеваниям (дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др.) может быть приобретен посредством так называемой латентной иммунизации (иммунизация малыми дозами, бытовая иммунизация). В течение жизни в организм могут проникать небольшие дозы возбудителей, которые недостаточны для проявления выраженного заболевания, но они вызывают бессимптомную инфекцию, при которой возникает нестойкий иммунитет. При многократном повторении этого процесса формируется иммунитет, достаточный для предупреждения заболевания. Искусственный приобретенный иммунитет возникает, когда для его создания в организм вводят специальные иммунизирующие препараты. Этот иммунитет подразделяется на активный и пассивный. Активный иммунитет возникает после введения в организм вакцин и анатоксинов, в которых содержатся специальные антигены (особым образом обработанные возбудители или токсины). Это приводит к активному образованию в организме факторов, защищающих его от микробов и токсинов. Активный иммунитет вырабатывается обычно через 3—4 недели после окончания цикла иммунизации и сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет. Для создания активного иммунитета используют различные вакцины (живые, инактивированные, химические, анатоксины). Пассивный иммунитет создается путем введения в организм препаратов, содержащих уже готовые антитела, взятые с сывороткой крови человека или животных, переболевших соответствующими инфекциями или иммунизированных. Плановые прививки проводятся всему населению в соответствии с возрастом независимо от эпидемиологической обстановки. Это прививки против дифтерии, коклюша, кори, туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, столбняка. Прививки проводятся лицам определенных профессий или выезжающим, в места, где имеется опасная эпидемическая обстановка. Прививки также проводятся по внезапно возникшим показаниям в связи с ухудшением эпидемической обстановки. Это активная иммунизация против гриппа, холеры, бешенства, а также пассивная иммунизация и другие методы экстренной профилактики. Проведению прививок должен предшествовать медицинский осмотр для выявления лиц, имеющих противопоказания к прививкам. Перечень противопоказаний указывается в инструкциях и наставлениях к каждому препарату.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В структуре факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье человека, ведущая роль принадлежит образу жизни, особенностям жизнедеятельности. Основные формы повседневной жизнедеятельности людей в зависимости от характера их поведения могут либо способствовать сохранению и укреплению здоровья (занятия физкультурой, умеренный физический труд на свежем воздухе, рациональное питание, закаливание, исключение вредных привычек др.), либо подрывать его (тяжелый физический труд, курение, алкоголизм, наркотики, нерациональное питание и т.д.). В первом случае образ жизни будет характеризоваться как здоровый. Согласно ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков». Здоровый образ жизни – это формы повседневной жизнедеятельности людей, которые способствуют полноценному выполнению ими социальных функций. Сохранению и укреплению здоровья способствуют правильно организованные труд и отдых, достаточная двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, ликвидация или уменьшение факторов риска. Все это – принципы здорового образа жизни. Одним из принципов здорового образа жизни являются занятия физической культурой и спортом. Разберите их роль в формировании здорового образа жизни. Здоровый образ жизни нужно вести с детства. И уже со школьных лет надо учить ребенка беречь свое здоровье. Необходимо формировать потребность вести здоровый образ жизни. Уясните способы и методы пропаганды здорового образа жизни у детей. Здоровый образ жизни – не только эффективный способ профилактики заболеваний, но и способ приостановки прогрессирования возникшего заболевания, а также неспецифический способ лечения заболеваний, особенно при хроническом их течении (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др.). Спортсменам здоровый образ жизни гарантирует успешные выступления на соревнованиях и долгожительство в спорте. Разберите основные требования к здоровому образу жизни спортсменов. Экологический фактор, состав питьевой воды и качество продуктов питания играют большую роль. Если в экологически неблагоприятном районе (загрязнение воздуха, повышенная радиация, ультрафиолетовое излучение и др.) заниматься физкультурой, то это не укрепит здоровье, а наоборот – ускорит возникновение заболеваний. Существенное значение имеет специфика труда и отдыха. Поэтому индивидуальные рекомендации зависят от возраста, пола, состояния здоровья и других факторов, которые необходимо учитывать. Формирование здорового образа жизни населения складывается из обеспечения здоровых условий жизни и здорового поведения, т.е. от социально-бытовых факторов. Пропагандой здорового образа жизни должны заниматься учителя физкультуры и биологии в школе, тренеры, преподаватели физкультуры в колледжах, институтах, врачи. Проведение пропаганды здорового образа жизни осуществляется в двух направлениях: - пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья – гигиена труда и отдыха, правильное питание, занятия физкультурой, закаливание, личная гигиена, психогигиена, профилактические осмотры, диспансеризация населения; - предупреждение о недопустимости курения, употребления алкоголя, самолечения, наркомании. В первом случае включены факторы, которые при правильном дозировании улучшают адаптационные возможности организма человека, а при неграмотном их использовании могут оказать на здоровье негативное действие. Во втором случае включены факторы, имеющие отрицательное влияние на здоровье и требующие искоренения. Факторы, воздействие которых на организм достоверно повышает вероятность возникновения и развития неинфекционных болезней, являются факторами риска. Гиподинамия, курение, алкоголизм, повышенное артериальное давление, сахарный диабет и нарушенный жировой обмен признаны основными факторами риска и сами по себе коррелируют со значительным снижением среднестатистической продолжительности жизни. В качестве факторов риска могут выступать явления различной природы. Значимость отдельных факторов риска неодинакова и зависит от степени выраженности и продолжительности действия каждого из них, их совместного воздействия, а также от соответствующих условий.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. Личная гигиена - это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: чередование умственного и физического труда, чередование труда и активного отдыха, занятия физкультурой и спортом, регулярные приемы пищи, полноценный сон и т.д. Рациональный суточный режим позволяет создать оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и повышения его работоспособности, в частности спортивной. В его основе лежит правильное чередование труда и отдыха. Разберите основные гигиенические требования к рациональному режиму дня спортсмена. Известно, что вся деятельность человека пронизана биологическими ритмами и тесным образом связана с ритмами внешней среды. Режим спортсмена. Правильное распределение по времени различных видов деятельности и отдыха, приема пищи, пребывания на открытом воздухе и т.д. - основа гигиенического образа жизни. Только при этом условии обеспечивается полное восстановление сил после предшествовавшей работы и создаются оптимальные условия для развития функциональных способностей организма. Спортивные достижения в большой степени зависят от выполнения правильно построенного режима. Одно из его главных условий - регулярность тех или иных действий (работа, сон и др.) на протяжении суток. Значение определенного распорядка времени объясняется его ролью в закреплении динамического стереотипа, на основе которого строится двигательная деятельность человека. Так осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, приспособление к ней, в результате чего устанавливается определенный уровень отношений между внутренними процессами организма и внешней средой. Соблюдение режима, выполнение определенных видов деятельности в одни и те же часы обусловливают установление строгого чередования возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе - известное постоянство рабочего ритма в деятельности организма. Это имеет большое значение для общей работоспособности, приучает различные системы организма к работе в определенные часы, экономит силы и т.д. Единого режима для всех, в том числе для спортсменов, быть не может, так как многое зависит от возраста, спортивной специализации, состояния здоровья и др. Однако при всех обстоятельствах должен соблюдаться по возможности постоянный распорядок дня. Рабочий день должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики с последующим проведением одной из водных процедур. На это и элементарные утренние мероприятия по уходу за телом обычно требуется около 30 - 40 мин. На спортивных сборах для питания следует отводить не менее получаса, а после каждого приема пищи - отдых. На прогулки и культурные мероприятия рекомендуется выделять 2 -3 ч, на сон - не менее 8 ч. Необходимо строго соблюдать все правила личной гигиены. Тренировочные занятия в условиях спортивного сбора лучше всего проводить с 10 до 14 ч и с 18 до 21 ч, заканчивать их не менее чем за 2-3 ч до сна. В ранние утренние часы, когда уровень физиологических функций еще относительно низок, мала и эффективность тренировочных занятий. Она возрастает днем в период наибольшей активности физиологических процессов, и вновь снижается в поздние вечерние часы К личной гигиене в узком понимании относится содержание в чистоте тела, белья, одежды и обуви, жилища, а также приготовление пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожа защищает организм человека от неблагоприятных метеорологических, механических и физических факторов окружающей среды. Неповрежденная кожа непроницаема почти для всех микроорганизмов. Кожа участвует в процессах теплообмена организма с окружающей средой, что определяется кровенаполнением сосудов. Тепловые и защитные свойства кожи в значительной мере определяются работой ее секреторного аппарата. Основными средствами для очищения кожи являются мыло и вода (ванны, души, обмывание открытых участков тела). Ванны бывают гигиенические и лечебные. Изучите, какие различают ванны и какое действие они оказывают на организм человека.
БИОРИТМЫ И ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ При планировании тренировок желательно учитывать биологические ритмы, которые реализуются в тесном взаимодействии с окружающей средой и отражают особенности приспособления организма к циклично изменяющимся факторам этой среды. Биоритмы – это отражение цикличности явлений, происходящих в природе. Биоритмы с периодом 20-28 часов называются циркадными (околосуточными). Например, периодические колебания в течение суток температуры тела, частоты пульса, артериального давления, работоспособности. Установлены циркадные колебания более 300 физиологических функций организма человека. Все эти процессы согласованы по времени. Многие околосуточные процессы достигают максимальных значений в дневное время каждые 16-20 часов и минимальных – ночью или в ранние утренние часы. Например, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. Основной причиной суточных колебаний физиологических функций организма человека являются периодические изменения возбудимости нервной системы, угнетающей или стимулирующей обмен веществ. В результате изменения обмена веществ и возникают изменения различных физиологических функций. Так, частота дыхания днем выше, чем ночью. В ночное время понижена функция пищеварительного аппарата. С суточным ритмом тесно связаны сон и пробуждение. Своеобразным внутренним сигналом для отхода ко сну служит понижение температуры тела. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 градусов. Во время сна урежается частота сердечных сокращений, уменьшается минутный объем сердца, понижается артериальное и венозное давление, снижается мышечный тонус. Работа органов пищеварения также определяется суточным ритмом: в первой половине дня печень выделяет наибольшее количество желчи, а желудочный сок менее кислый, чем вечером. Поэтому в первой половине дня должна преобладать белковая и жировая пища, а во второй – углеводная и молочная. Прием лекарств также надо проводить с учетом биологических ритмов. Время приема лекарств имеет большое значение. Одно и то же лекарство по-разному будет действовать на человека в разное время суток. Таким образом, суточным ритмам подчиняется весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, их взаимодействие проявляется в организме человека в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток. А объясняется это тем, что характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и в основном зависит от факторов внешней среды. Работоспособность зависит от многих факторов, действующих по отдельности или совместно. К этим факторам относятся: уровень мотивации, прием пищи, факторы внешней среды, физическая готовность, состояние здоровья, возраст, биологические ритмы и другие факторы. Биоритмы должны учитываться в спорте в связи со множеством соревнований в различных климатических и временных поясах, с явлениями утомления и переутомления. Организм в течение суток по-разному реагирует на физические нагрузки. Наиболее высокая работоспособность отмечается утром с 8 до 12 часов и днем – с 12 до 17 часов, в остальные часы – снижена. Работоспособность органов кровообращения в различное время суток тоже неодинакова: два раза в сутки (в 13 и 21 час) она резко снижается. В связи с этим нецелесообразно в эти часы проводить интенсивные тренировки, особенно в среднегорье и в зонах с высокой температурой и влажностью. Реакция организма на любое воздействие обычно определенным образом зависит от циркадной фазы. И это очень важно знать спортивным врачам и тренерам в связи с применением лекарственных препаратов (особенно биостимуляторов). Знание циркадных ритмов особенно важно знать в спорте высших достижений. Возникновение перетренированности у спортсменов связано с определенными нарушениями внутренней синхронизации. Перетренированность многие авторы рассматривают как симптом невроза. Исследования показывают, что на динамику работоспособности влияет утомление (спортсмены высокого уровня тренируются на фоне хронического утомления). Утомление, возникающее при выполнении физических упражнений, трудно преодолеть даже спортсмену с сильной мотивацией. При трансконтинентальных перелетах циркадные ритмы различных функций перестраиваются с разной скоростью – от 2-3 дней до 1 месяца. Для нормализации цикличности до перелета необходимо каждый день сдвигать на 1 час отход ко сну. Если это делать в течение 5 – 7 дней до отлета и ложиться спать в темной комнате, то удастся быстрее пройти акклиматизацию. Таким образом, характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и в основном зависит от факторов внешней среды. Поэтому желательно учитывать связь между биоритмами и работоспособностью, в частности спортивной, учитывать биоритмы во время тренировок и соревнований в различных климатических и временных поясах, особенно во время тренировки в среднегорье и в зонах жаркого и влажного климата, способы облегчения акклиматизации спортсмена к изменению временного пояса.
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Гигиенические требования к одежде. В повседневной жизни человек использует различные виды одежды, которая защищает организм от действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Защитные свойства одежды во многом определяются характером и качеством тканей, используемых для пошива одежды, а свойства ткани - свойствами волокон. То есть гигиенические свойства одежды зависят от физических свойств волокон ткани. Одежда служит для регулирования теплоотдачи тела, является защитой от неблагоприятных метеорологических условий, механических и химических повреждений кожного покрова. Одежда предохраняет поверхность кожных покровов от грязи, пыли и микроорганизмов, является одним из важных средств адаптации человека к условиям окружающей среды. Одежда также имеет и эстетическое значение, так как определяет вешний вид человека. Однако, основной ролью одежды является создание вокруг тела оптимального искусственного микроклимата – пододежного климата.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |