Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиена физического воспитания детей и подростков 8 страница




Во время тренировок спортсмены обычно прибегают к сме­шанному дыханию с вдохом через нос или рот. В зимнее время года воздух, вдыхаемый через нос, несколько обогревается, что предупреждает развитие бронхита и ангины. При вдыхании через рот такая возможность исключается, поэтому для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание их с помощью систематических процедур вдыхания холодного воздуха с раннего возраста.

Принцип постепенного увеличения физической нагрузки в го­дичном цикле тренировки должен находить отражение в частоте тренировочных занятий и их длительности. Это важно для обеспе­чения восстановления сил после предшествующей тренировки и достижения высокой работоспособности.

В подготовительном периоде в занятиях с новичками и спорт­сменами низшего разряда проводят не более 3 тренировок в неде­лю продолжительностью 1,5-2 ч, в соревновательном периоде - не более 4 тренировок длительностью 2-2,5 ч.

Для спортсменов высших разрядов количество тренировок в соревновательном периоде увеличивается.

В современном спорте отмечается тенденция к непрерывному росту объема и интенсивности тренировочных нагрузок. В связи с этим возможны тренировочные занятия на фоне неполного вос­становления физиологических функций. В ряде случаев это бывает необходимо. Повторные тренировки при неполном восстановле­нии после каждого дня можно проводить как серию занятий в течение 2-3 дней лишь при условии обеспечения в конечном счете достаточного отдыха для спортсмена с целью достижения не только полного восстановления, но и фазы суперкомпенсации функциональных возможностей.

Время проведения для спортивных тренировок должно быть постоянным, чтобы выработался условный рефлекс, способству­ющий достижению готовности к работе. Нарушение сроков тре­нировок отрицательно сказывается на суточном стереотипе мно­гих физиологических функций. На спортивных сборах важно пре­дусматривать, чтобы часы основных тренировок совпадали со вре­менем выступлений спортсменов на предстоящих соревнованиях.

Режим тренирующегося спортсмена. Правильное распределение по времени различных видов деятельности и отдыха, приема пищи, пребывание на открытом воздухе и т.д. — основа гигиенического образа жизни. Только при этом условии обеспечивается полное восстановление сил после предшествовавшей работы и создаются оптимальные условия для развития функциональных способно­стей организма. Спортивные достижения в большой степени зави­сят от выполнения правильно построенного режима. Одно из его главных условий — регулярность тех или иных действий (работа, сон и др.) на протяжении суток.

Значение определенного распорядка времени объясняется его ролью в закреплении динамического стереотипа, на основе кото­рого строится двигательная деятельность человека. Так осуществ­ляется взаимодействие организма с окружающей средой, приспо­собление к ней, в результате чего устанавливается определенный уровень отношений между внутренними процессами организма и внешней средой. Соблюдение режима, выполнение определенных видов деятельности в одни и те же часы, обусловливает установ­ление строгого чередования возбудительных и тормозных процес­сов в центральной нервной системе - известное постоянство ра­бочего ритма в деятельности организма. Это имеет большое значе­ние для общей работоспособности: приучает различные системы организма к работе в определенные часы, экономит силы и т.д.

Единого режима для всех, в том числе для спортсменов, быть не может, так как многое зависит от возраста, спортивной специ­ализации, состояния здоровья и др. Однако при всех обстоятель­ствах должен соблюдаться по возможности постоянный распоря­док дня.

Рабочий день должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики с последующим проведением одной из водных про­цедур. На это и элементарные утренние мероприятия по уходу за телом обычно требуется около 30 - 40 мин. На спортивных сборах для питания следует отводить не менее получаса, а после каждого приема пищи - отдых. На прогулки и культурные мероприятия рекомендуется выделять 2 - 3 ч, на сон - не менее 8 ч. Необходи­мо строго соблюдать все правила личной гигиены. Тренировочные занятия в условиях спортивного сбора лучше всего проводить с 10 до 14 ч и с 18 до 21 ч, заканчивать их не менее чем за 2-3 ч до сна. В ранние утренние часы, когда уровень физиологических функ­ций еще относительно низок, мала и эффективность тренировоч­ных занятий. Она возрастает днем, в период наибольшей активно­сти физиологических процессов, и вновь снижается в поздние вечерние часы.

 

Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов. Систематические занятия спортом в школьном возрасте оказывают благотворное влияние на организм, способствуют укреплению здоровья, лучшему физическому развитию. Во время тренировок юных спортсменов тренер должен хорошо знать и применять различные гигиенические факторы, должен руководствоваться основными положениями гигиены спортивной тренировки с учетом возрастных особенностей.

На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание необходимо уделять расширению функциональных возможностей организма и развитию физических способностей. Это способствует всестороннему физическому развитию, создает благоприятные условия для активного отдыха, борьбы с утомлением и повышению работоспособности. Преждевременная узкая специализация в определенных видах спорта препятствует достижению высоких спортивных результатов и может отрицательно сказаться на здоровье юных спортсменов. Разработаны специальные таблицы, в которых указаны минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы и этапы подготовки.

Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов тренировки должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности школьников. Особое внимание необходимо уделять величинам тренировочных нагрузок. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности организма. Форсированная тренировка может привести к нежелательным последствиям. Тренировочные занятия с юными спортсменами желательно проводить на открытом воздухе, для того, чтобы в максимальной степени использовать максимальное воздействие разнообразных природных факторов для укрепления здоровья и повышения закаленности растущего организма.

В подготовке юных спортсменов важную роль играют соревнования. Программа соревнований, их периодичность, возраст учеников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по видам спорта и допустимым нормам нагрузок. Все участники соревнований обязательно должны пройти соответствующую подготовку и иметь разрешение врача на участие в них.

В развитии ребенка выделяют следующие возрастные периоды: грудной возраст (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6 лет), школьный возраст (младший -7-10 лет и средний - 11-14 лет) и старший или подростковый возраст (15-18 лет). Эта периодизация основана на социальных принципах, которые учитывают особенности учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, медицинского обслуживания и ряд других социальных моментов для каждой возрастной группы. Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Каждый возрастной период характеризуется своими морфологическими и физиологическими особенностями.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие, т.е. состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, и уровень биологического развития. При изучении физического развития используют соматометрические, соматоскопические и функциональные показатели - длину и массу тела, окружность и форму грудной клетки, состояние мускулатуры, жироотложения, половое созревание, силу сжатия кисти рук, жизненную емкость легких.

Неотъемлемой частью воспитания и оздоровления детей и подростков является физическое воспитание. Оно представляет собой процесс комплексного воздействия физических упражнений, факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды и др.) на организм занимающихся с соблюдением правил гигиены.

Основными задачами физической культуры как учебной дисциплины являются:

1) укрепление здоровья детей и подростков;

2) содействие правильному физическому развитию и закаливанию;

3) формирование и совершенствование естественных двигательных навыков и умений;

4) обучение новым видам движений;

5) развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);

6) обучение специальным знаниям в области физической культуры и спорта;

7) привитие основных гигиенических навыков.

Физическое воспитание – это сложный процесс, который основан главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся с большим энергетическим и механиче­ским эффектами. Система физического воспитания состоит из многократных и целесообразных повторений физических упражнений. В результате чего в организме происходят определенные адаптивные изменения ряда физиологических систем организма, ведущие к повышению его функциональных возможностей, способности быстро мобилизовать их для выполнения максимальных мышечный напряжений.

Формой занятий физкультурой в школе является урок, а внешкольные занятия – секции по видам спорта. Кроме того, оздоровительная физкультура проводится самостоятельно (утренняя гимнастика, игры во дворе, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и др.).

Оздоровительная роль физкультуры заключается в совершенствовании терморегуляции и неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды, что способствует уменьшению простудных заболеваний. Физкультура стимулирует процессы роста и развития детей, а также коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития, способствует повышению умственной и физической работоспособности. Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только в том случае, если оно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Санитарно-гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания являются:

- наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста, пола и функциональных возможностей организма ребенка;

- систематичность занятий, их комплексность с использованием различных форм физической культуры;

- создание благоприятных психологических условий в семье и школе.

Двигательная активность школьников. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т. е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свобод­ного времени школьников.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической куль­турой — соответствие мощности и объема выполняемых физичес­ких нагрузок возрастным и половым функциональным возможностям растущего организма. Поэтому преподаватель физического воспитания должен знать и уметь использовать данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности Ц.Н.С.

Основной формой физического воспитания школьников является урок физкультуры. Содержание уроков определяется едиными государственными программами отдельно для 1 – 4, 5 - 8 и 9 - 12 классов. Во время занятий необходимо учитывать состояние здоровья школьников, их физическую подготовленность, пол и пр. Ведущая роль в осуществлении гигиенических принципов физического воспитания принадлежит врачу школы, который проводит медицинские осмотры и врачебно-педагогические наблюдения за школьниками, работает в тесном контакте с учителем физической культуры и родителями.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школь­ников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедея­тельности, т. е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжи­тельные интервалы наблюдений — неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе. Физическое воспитание школьников должно состоять из следующих форм:

- физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня;

- уроков физической культуры;

- вне­классных форм занятий физической культурой и спортом;

- обще­школьных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий (гимна­стики до учебных занятий, физкультминуток во время уроков для школьников I —IV классов, физических упражнений и под­вижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня).

Урок — основная форма физического вос­питания школьников.

Важнейшими научно-методологическими предпосылками повыше­ния оздоровительной эффективности физического воспитания являются:

а) дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоро­вья, физического развития и двигательной подготовленности;

б) высокая моторная плотность и «пульсовая стоимость» урока.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников складывается из следующих основных элементов:

- обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;

- контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом

воспитании;

контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемо­го в процессе физического воспитания;

- обеспечения организации уроков физического воспитания, ис­пользуемых средств и методов, объемов и интенсивности физи­ческих нагрузок учащихся в процессе урока.

Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, рас­положенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные кры­тые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортив­ных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся.

В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами. Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна раз­мещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физиче­скому воспитанию, а также проведение секционных спортив­ных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покры­тие, футбольное поле — травяной покров. Запрещается прово­дить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и вы­боины.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Его размеры должны быть рас­считаны на выполнение всей программы по физическому воспи­танию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразова­тельного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9x18, 12x24 и 18x30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16 — 32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая), душевые (9 м2 каждая), туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать тренажерный зал, а также по возможности бассейн.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооруже­ний. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15 - 17 °С; в раздевалке— 19 —23°С. Уроки физкульту­ры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать окна с подветрен­ной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание проводится во время пере­мен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале до­стигнет 15 - 17°С, проветривание прекращают.

Требования к естественному и искусственному освещению. В спор­тивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.

Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заве­дения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.

Это непрерывность, преемственность, комплексность, адек­ватность.

Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдать­ся на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физиче­ское развитие организма. В этот период отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигатель­ной активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выпол­нил необходимый объем двигательной активности, в последую­щие годы восполнить этот недостаток трудно и даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определен­ные критические (сенситивные) периоды, в которые соответству­ющая функция развивается особенно быстро.

Соматотип человека формируется в возрасте 6—7 лет, быстрота - в 8—10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морфологические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечива­ющие быстроту и координацию мышечных движений. Общая вы­носливость развивается преимущественно в 10 — 14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, увеличением вентиляционной и диффузной функции легких. Мышечная сила развивается в 13—16 лет, когда быстро увеличивается мышеч­ная масса тела. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испы­тывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстро­та, выносливость, сила.

Физическое воспитание школьников, их занятия физическими упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправлен­ной двигательной активности даже в относительно короткий пе­риод времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательные навыки и уме­ния.

Принцип комплексности. Под комплексностью понимается од­новременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на раз­витие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказыва­ет специфическое влияние на организм и здоровье человека.

Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответ­ствовали их возрастным функциональным возможностям и инди­видуальным способностям. Под функциональными возможностя­ми той или иной системы организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагруз­ками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уро­вень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавли­ваются в соответствии с его возрастными, половыми и функцио­нальными особенностями и возможностями, состоянием здоро­вья, условиями жизни.

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему иинтенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания. На уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.

Урок физической культуры должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Во вводной час­ти урока выполняются упражнения, повышающие работоспособ­ность организма, его систем и органов, подготавливающие организм к вы­полнению больших физических нагрузок. Это позволяет школь­никам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой - уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для пра­вильного планирования и выполнения разминки важно понима­ние ее физиологических механизмов. Простые движения без боль­шой амплитуды и отягощений вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреж­дения.

Для подготовки организма к выполнению интенсивных физи­ческих нагрузок нужно повысить функцию аэробной системы обеспечения обмена веществ. Поэтому аэробная разминка особенно необходима перед интен­сивными силовыми, скоростными анаэробными нагрузками. В процессе разминки повышает­ся тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении техничес­ки сложных упражнений. Для аэробной разминки лучше всего ис­пользовать бег умеренной интенсивности (ЧСС — 130—150 уд/мин) в течение 5 — 6 мин.

Таким образом, вводная часть урока должна включать гимна­стические упражнения для всех суставов с умеренными усилия­ми на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к ин­тенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

Первая часть разминки имеет в основном подготовительную направленность, тогда как вторая дает и развивающий эффект.

Гигиени­ческая задача основной части урока — повышение функциональ­ного состояния организма школьников и их физической подго­товленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

- на одном занятии целесообразно развивать несколько двига­
тельных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплекс­
ным;

- объем физической нагрузки, направленной на развитие кон­
кретного двигательного качества, должен быть достаточным для
достижения выраженного срочного и отставленного тренировоч­
ных эффектов, что определяется показателями врачебно-педаго-
гического контроля и самоконтроля (например, по выраженно­
сти утомления);

- физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивно­
сти воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оце­
нивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или
анаэробный);

- физические нагрузки следует чередовать и по их направлен­
ности на развитие определенных мышечных групп.

Использование первого принципа необходимо для комплекс­
ного развития двигательных качеств школьников, так как только
всесторонность, гармоничность их физической подготовленности
отвечают требованию оздоровительной направленности физиче­
ского воспитания.

Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимущественно однонаправленного функционального воздействия обладают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках спо­собствует развитию в основном скоростных качеств, но если ис­пользовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные обра­зования.

Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования ско­ростных качеств школьников, развития силового компонента. Дли­тельность основной части урока должна составлять не менее 30 — 35 мин.

Заключительная часть урока очень важна. Она необходима, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интен­сивной мышечной деятельности, так как в первые 3 — 5 мин после окончания нагрузки он остается по­вышенным. Это необходимо для погашения кисло­родного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определен­ной инерции в работе сердца.

Важно помнить, что если сразу после прекращения интен­сивной физической нагрузки (например, бега) человек останав­ливается, «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полно­стью возвращается в правый желудочек, а скапливается на пери­ферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсив­ности нагрузки в заключительной части урока постепенно умень­шает возбуждение нервной системы, создавая условия к пере­ключению на другую деятельность, например, на умственную работу.

В заключительной части урока могут использоваться специаль­ные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, на­пример, на расслабление, дыхательные. Длительность заключи­тельной части урока составляет 3 — 5 мин.

Для определения достаточности физической нагрузки служит показатель моторной плотности урока, определяемый методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 45 мин занятия физическими упражнениями проходили 30 мин, моторная плот­ность составит (30 х 100): 45. Показатель более 60 % считается гиги­енически достаточным.

Признаки выраженных степеней утомления (табл.) у некоторых детей свидетельствуют о чрезмерности нагрузки, поэтому требуется не­медленно изменить дозировку упражнений с целью предупрежде­ния перенапряжения.

 

При занятиях физкультурой и спортом необходимо учиты­вать возраст, физическое развитие, пол, тренированность. Одна и та же физическая нагрузка может оказаться оптимальной для одних, малой или чрезмерной для других.

Детям разрешается заниматься не всеми видами спорта. На­чальная подготовка должна включать различные подвижные и спортивные игры, ходьбу и бег, ходьбу на лыжах, игры на воде и т. д

Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежеroдно (при имеющихся отклонениях в состоянии здоровья 4 -6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после травм и заболеваний. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени, учет влияния физ­культуры на рост и развитие школьников, установление медицинс­ких групп (основная, подготовительная, специальная). Распределение школьников в медицинские гpуппы проводится в начале учебного года.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам. Определяют состояние здоровья, развития и медицинскую груп­пу. Особый контроль должен осуществляться за часто болеющи­ми детьми. Все полученные данные вносят в индивидуальную карту школьника.

В течение учебного года проводятся дополнительные осмот­ры - после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника или юного спортсмена в соревнованиях.

После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников. За деть­ми, занимающимися в школьных спортивных секциях, необходи­мо чаще проводить медицинские наблюдения (до, во время и после тренировок или соревнований), и особенно после перенесенных школьником-спортсменом тех или иных заболеваний (травм).

Важным является санитарно-гигиенический контроль за ме­стами занятий физкультурой (спортом), раздевалками, душевы­ми (если они имеются), спортивной одеждой и обувью, наличи­ем и качеством спортивного инвентаря, оборудования, за темпе­ратурой и влажностью, освещением помещения. В спортзале должна осуществляться ежедневная влажная уборка, проветри­вание, зимой - кварцевание зала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.