Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово и его семантическое строение




Лекция 7. Слово и понятие

Тема 3. Мышление и речь

 

1. Слово и его семантическое строение.

2. Методы исследования значения слов.

3. Слово и понятие.

4. Функциональные эквиваленты понятия.

 

 

Література:

1. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. 1975. С.19-51 (слово і поняття - конспект).

2. Петухов В.В. Психология мышления. М. 1987. С.77-84 (функціональні еквіваленти поняття: методика Виготського-Сахарова).

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. Т.1. С.442-483.

Основной единицей языка с полным основанием считается слово. Современной лингвистической науке известно, что слово имеет сложное строение, и в нем можно выделить две основные составные части, которые принято обозначать терминами предметная отнесенность и значение.

Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря слово “стол”, мы относим это слово к определеному предмету, говоря “собака” - имеем в виду другой предмет. Этим язык человека отличается от “языка” животных, который лишь выражает в звуках определенное аффективное состояние, но никогда не обозначает определенных предметов. Эта первая основная функция слова и называется предметной отнесенностью.

Обозначающая функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствии. Слово позволяет “удваивать” мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми предметами, но и с их образами, вызываемыми во внутреннем представлении с помощью слова.

Вторая функция слова - значение - дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Оно является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира.

Например, слово “чернильница”. Оно обозначает предмет и вызывает соответствующий образ. Внимательно присмотревшись к этому слову, легко обнаружить, что оно имеет сложное строение и состоит из целого ряда частей, входящих в его состав:

“черн” указывает на то, что обозначаемый им предмет имеет какое-то отношение к краскам, оно выделяет признак цвета, который сам по себе связан с другими цветами;

“ил” - в русском языке этот суффикс обозначает качество орудийности, иначе говоря, этот предмет может быть использован как средство в каой-либо работе (черн ил а”, “бел ил а”, “груз ил о”);

“ниц” - в русском языке обозначает, что данный предмет служит вместилищем чего-либо (“сахар ниц а”, “переч ниц а”, “горчич ниц а”).

Таким образом, казалось бы совсем простое слово раскрывается как сложный аппарат, анализирующий функцию данной вещи и указывающий на то, что перед нами находится предмет, который имеет дело с краской, служит каким-то средством, имеем качество вместилища. Детальный разбор строения (морфологии) слова раскрывает всю сложность его функций. Он показывает, что перед нами сложная система кодов, которая сложилась в истории человечества и передает отдельному человеку, пользующемуся этим словом, сложную информацию о тех свойствах, которые существены для данного предмета, о его основных функциях и о тех связях с другими предметами соответствующих категорий, которые этот предмет объективно имеет.

Овладевая словом, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, в которых стоит данный предмет и которые сложились в многовековой истории человечества.

“Стол” (корень - “стл”, постилать, настилать) - указывает на существенное качество стола - наличие “настила”.

“Часы” (корень “час”) - указание времени (славяское - “часа”).

“Сутки” (“стк” - стыкать) - стык дня и ночи.

В более поздних словах эта функция отвлечения видна еще яснее: телефон, паровоз, телевизор и проч.

Выделение (абстракция) существенных признаков является, однако, лишь одной стороной значения слова. Вторая сторона - отнесение предмета к определенной категории, или обобщение. Каждое слово обозначает не единичный предмет, а целую категорию предметов и может возбудить у людей, пользующихся этим словом, любые индивидуальные образы, но только образы предметов, относящихся к одной категории.

Сотношение наглядных образных компонентов слова с абстактными, обобщающими, не остается одним и тем же, каждая группа слов существенно отличается. Так, в одних существительных (сосна, овчарка, самовар) конкретные образные компоненты представлены очень сильно, в то время как в других (животное, страна, мысль) они оттеснены отвлеченным обобщающим значением. В прилагательных и глаголах, которые возникли на много столетий позже, чем существительные, эти предметные компоненты отходят на задний план, и выделение качества или действия, отвлеченного от остальной вещи, составляет основное значение этих слов. Наконец, в развитых языках существуют служебные слова (предлоги, союзы), которые вообще не имеют предметного значения и выражают не конкретные предметы, а отношения между ними (под, над, к, от, вместе, вследствие), хотя и эти слова раньше имели предметное значение (под - от славянского “под” - пол, нижняя часть).

 

Таким образом, каждое слово имеет сложное значение, составленное как из наглядно-образных, так и из отвлеченных и обобщающих компонентов, и именно это позволяет человеку, пользующемуся словами, выбирать одно из возможных значений и в одних случаях употреблять данное слово в его конкретном, образном, а в других случаях - в его отвлеченном и обобщенном смысле.

Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив, с выделением одних, нужных систем связей и торможением других, не соответствующих данной задаче. Эта выделенная из многих возможных значений соответствующая ситуации система связей - смысл слова.

Смысл слова, зависящий от той конкретной задачи, которая стоит перед субъектом и от той конкретной ситуации, в которй слово употребляется, может быть совершенно различным, хотя внешне оно остается одним и тем же. Процесс реального употребления слова есть выбор нужного смысла из всех возможных значений слова, и только при наличии четко работающей системы такого выбора с выделением нужного смысла и торможением всех иных альтернатив, процесс использования слов для выражения мысли и для общения может протекать успешно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.