КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распространение общего права по всему миру 2 страница
В 1865 году был принят закон о наследовании, в котором было унифицировано индийское наследственное право. Теперь ни мусульманское, ни индуистское право не могло применяться к индийцам, которые исповедовали, например, иудаизм или христианство. Этот закон также исходил из норм общего права, очищенных, правда, от архаического формализма английского наследственного права. Особого интереса заслуживает индийский закон о сделках 1872 года. В нем были кодифицированы нормы хваленого английского классического судебного права в этой области, такие как, например, нормы о заключении сделок путем оферты и ее акцепта, о компенсации, об ошибках, обмане, угрозах и введении в заблуждение при заключении сделок, нормы о публичном порядке и о нарушении добрых нравов, о нарушении договорных обязательств, Q неосновательном обогащении (под ничего не говорящим заголовком “О некоторых правоотношениях, аналогичных тем, которые возникают в результате заключения договоров”). Кроме того, кодифицировались нормы о договоре поручительства и о представительстве. Позднее раздел закона о сделках, касающийся торгового права и права компаний, был заменен законом о купле-продаже (1930) и законом о товариществах (1932). Оба закона в основном копировали английские образцы. В области регулирования имущественных отношений следует упомянуть закон о специальных мерах судебной защиты (1877), закон о передаче прав собственности (1882) и закон о доверительной собственности (1882). Все эти законы до сих пор действуют в Индии и в Пакистане, хотя и в сильно измененном виде или в новой редакции.
Характерной чертой политического развития Индии в XX веке является постепенное завоевание индийским народом права на самостоятельное законотворчество и руководство собственной страной в результате долгого процесса поэтапного освобождения от британского правления, от чего Англия отказывалась очень неохотно. Сперва индийцы добились самостоятельности в местных и внутриполитических делах, а затем и во всех внутри- и внешнеполитических вопросах. Однако сразу же после достижения независимости выяснилось, что мусульмане и индуисты не хотели жить в едином государстве. Поэтому английский парламент, предоставив Индии полную политическую самостоятельность Законом о независимости Индии 1947 года, разделил ее одновременно на два государства — Индию и Пакистан. Более чем 500 индийских княжеств, находившихся под управлением Англии, также получили полную свободу. Они получили право выбора при присоединении к одному из двух государств, которым и воспользовались в последующие годы. В 1950 году была принята индийская конституция. Согласно ей, Индия является федеративным государством, состоящим из 16 штатов, включая Кашмир и целый ряд федеральных территорий. Исключительная законодательная компетенция принадлежит федеральным властям лишь частично, например в отношении крупного производства и транспорта, имеющих общенациональное значение, внешней торговли, страхования, акционерного права, регулирования ценных бумаг. Штаты обладают законодательной властью при решении местных вопросов. Их компетенция ограничивается изданием норм, регулирующих управление на уровне общин, полицейским правом и сельским хозяйством. Гражданское право, уголовное и процессуальное, подпадает под совместную компетенцию федерации и штатов. Важные области семейного и наследственного права индийцев, которые ныне составляют 85% населения страны, единообразно регулируются федеральными законами. И поскольку в принципе все законы, действовавшие до получения Индией независимости, оставлены в силе, частное право страны в основном кодифицировано. В отличие от конституций Австралии и Канады, индийская конституция содержит перечень основных прав граждан. Кроме того, суды высших инстанций штатов — высокие
суды, равно как и Верховный суд Индии как высшая судебная инстанция страны, имеют право объявлять недействительными законы, нарушающие эти основные права. Верховный суд является конституционным судом. Он также компетентен рассматривать апелляции по решениям высоких судов, если эти решения касаются исков, превышающих определенную сумму, а также апелляции о нарушении основных принципов высоких судов или самого Верховного суда. Нормы гражданского и уголовно-процессуального права в основном аналогичны нормам общего права. Они основаны, например, на принципе необходимости следовать прецеденту, на праве судьи иметь особое мнение, на процессуальных средствах правовой защиты, на особой роли адвоката в процессе и многих других принципах, явно копирующих нормы общего права. Если задуматься над тем, какую угрозу для политического единства индийского народа представляют языковые, расовые, религиозные и культурные различия, то относительно унифицированную систему индийского права, хотя и основанную на общем праве, следует рассматривать как важный вклад колониального наследия для сохранения территориальной целостности страны.
V
В Африке общее право оказало большое влияние на правовые системы стран, находившихся под колониальным господством Англии. B Западной Африке — это Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана. Что же касается Либерии, основанной в 1821 году беглыми рабами из США и ставшей в 1847 году независимой республикой, то правовая система этой страны несет на себе отпечаток общего права как английского, так и американского происхождения. В Восточной Африке к странам британского влияния относятся прежде всего Кения, Уганда, а с 1961 года — Танганьика (бывшая германская Восточная Африка), которая в 1964 году вместе с Занзибаром образовали Республику Танзания.
В 1814 году в Британскую колониальную империю были включены Сейшельские острова, расположенные в 1500 км восточнее африканского побережья, в Индийском океане. Эти острова были отторгнуты Великобританией у Франции. К этому времени там действовали фран-
цузские гражданский и уголовный кодексы. А в течение следующих 150 лет наряду с ними действовали многочисленные законы английского происхождения. Противоречия, возникавшие в этой связи, были устранены посредством того, что в 1976 году, то есть в год достижения независимости, французский ГК был коренным образом переработан и модернизирован на основе сравнительно-правовых исследований Клороса и в таком виде вступил в силу, являя собой интересный эксперимент франко-английской кодификации (см. Chloros. The projected Reform of the Civil Law of the Seychelles: an experiment in francobritish codification, Tul, L. Rev. 48, 1974, 815. ders. Codification in a Mixed Jurisdiction; The Civil and Commercial Law of Seychelles, 1977).
История развития права в Восточной и Западной Африке показывает, что рецепция общего права повсюду осуществляется сходным образом: или в форме королевских указов (order in council), или в форме ордонанса (ordinance) колониальной администрации. Этими правовыми актами устанавливалось, что в соответствующей колонии должны действовать “общее право, доктрина права справедливости и законы общего применения, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.” — так, например звучит текст регламентирующего акта бывшей колонии Золотой Берег (ныне Гана). Почти дословно эта формулировка о рецепции английского права была принята в Сьерра-Леоне на 1862 год, в Кении — на 1897-й, в Уганде — на 1902-й, в Танганьике — на 1970 год. На практике данная формула вызывала многочисленные вопросы. Оставалось, например, неясным, служил ли английский закон для решения лишь специфических “английских” проблем или этот закон был “общего назначения” и действовал также в колониях. Широкий простор для судейского усмотрения предоставляла формулировка, согласно которой колониальные суды должны были применять английское право “в той мере, в какой это допускают местные условия, и в зависимости от того, существует ли необходимость учитывать местные условия”. Может даже возникнуть вопрос, следует ли колониальному судье и если следует, то в каких случаях опираться на решение своих английских коллег как на “прецедент связывающего характера”, как на “убедительное доказательство” (persuasive authority), если это решение было принято уже после даты рецепции, а в каких — не должен (подробнее см. Allott. Systems, aa0, p. 9 ff.).
Специальное законодательство британских колоний, равно как и ныне освободившихся государств, во многом следует нормам английского общего права, а также английскому законодательству.
Так, английский закон о купле-продаже 1893 года был воспринят в первую очередь четырьмя западноафриканскими странами частично до и частично после получения независимости, правда, с изменениями. Особенно интересна в этом отношении попытка Ганы модернизировать
посредством собственного закона о купле-продаже 1962 года английское торговое право (см. Mertens. Das Kaufsgesetz Ghanas von 1962, Rabeis Z., 27, 1962/63, 519). Суды же этих государств применяли английский закон о купле-продаже и ранее на том основании, что, во-первых, он действовал в метрополии на момент рецепции английского права в колонии и потому автоматически там вступал в силу как закон общего применения, а во-вторых, поскольку английский закон о купле-продаже содержал кодифицированные элементы судейского права и потому уже по самой своей природе был общим правом (в узком смысле этого слова). А это в силу общей формулировки и рецепции английского права служило основанием для его применения. В восточноафриканских колониях первоначально исключительно сильным было влияние индийского законодательства. И потому индийский закон о сделках 1872 года был реципирован ими, равно как и позднее, также следуя индийскому примеру, и английский закон о купле-продаже. Впоследствии индийский закон о купле-продаже был отменен в восточно-африканских странах и в 1960 году в Кении и Уганде заменен общей отсылкой к английскому договорному праву, а в Танганьике в 1961 году — новым законом о сделках, очень похожим на аналогичный индийский закон. Аналогичная ситуация сложилась с многочисленными законами, с помощью которых освободившиеся африканские государства создавали правовой механизм регулирования национальной экономики и ее управления. По стилю и содержанию они копировали английское законодательство.
Из сказанного, казалось бы, можно было сделать вывод, что правовая жизнь тех регионов Африканского континента, которые находились в сфере влияния британских интересов, определялась в основном английским общим правом. Увы, это было бы совершенно неверно. Гораздо более верно то, что общее право в повседневной жизни большинства африканского населения даже в наши дни играет ничтожную роль, так как правовые отношения африканцев, причем не только в семейном и наследственном праве, но и в договорном, и в земельном праве, строятся преимущественно на нормах африканского обычного права, а в ряде регионов — и на нормах исламского права. Это — следствие ухе упоминавшегося принципа английской политики, согласно которому население аннексированной либо приобретенной в результате сделки или завоевания территории в принципе может применять действующее обычное право. Даже управление этими территориями по возможности сохранялось в руках традиционных вождей и племенных властных структур (принцип “косвенного правления” — indirect rule). Из этого принципа для бывших английских колоний в Африке следует двоякий вывод.
Во-первых, в отношении местного населения продолжает действовать неписаное, часто меняющееся от племени к племени африканское обычное право, а в ряде регионов — и действующее там мусульманское право при условии, что, с точки зрения центральных властей, это “ не наносит ущерба естественной справедливости и морали”. А во-вторых, сохранилась в своей основе система африканских судов, в которых решение принимают вождь или старейшины племен на основе обычного права. В свое время колониальные власти заботились лишь о том, чтобы сохранились определенные элементы процессуальных принципов (особенно в уголовном праве) и чтобы предоставлялась возможность для апелляции в суды высших инстанций с английскими судьями. Таким образом, в бывших африканских колониях Англии сосуществовали “импортированное” английское право, африканское обычное право и в ряде случаев исламское право.
Совершенно очевидно, что при этом нередки были случаи конфликтов между африканским обычным правом и английским правом, ибо было неясно, какое из них следует применять. Так, например, мог возникнуть вопрос, следует ли применять английское право, если африканец-наследодатель и его ближайшие родственники были городскими жителями и вели европейский образ жизни. Другой пример. Действует ли африканское обычное право, если оспаривается сделка, заключенная африканцем письменно и на английском языке? По какому праву расторгать брак, если он заключен по местному обряду с условием получения по договору приданого от отца невесты, как того требует африканское обычное право, и одновременно в предусмотренной законом форме (а такая возможность всегда предоставляется африканцам, желающим вступить в брак), то есть является такой брак светским или религиозным? Нормы, в соответствии с которыми принимается решение о выборе применимого права, по аналогии с коллизионными нормами международного частного права называются обычно нормами “интерперсонального частного права”.
В колониальные времена особенно не интересовались африканским обычным правом. Оно рассматривалось в основном как предмет исторических исследований, и в глубине души исследователи, может быть, даже рассчитывали, что со временем оно будет заменено английским правом. В наши дни положение изменилось. Создается впечатление, что ныне африканские государства стремятся выявить и сохранить общие для их народов институты и ценности. Во многих государствах с помощью английских специалистов приступили к выполнению задачи, связанной с записыванием норм
обычного права различных местностей и составлением систематизированного свода законов. При этом одни государства видят в подобном “своде законов” лишь вспомогательное средство, помогающее ориентироваться в море обычного неписаного права, другие же — силу закона и таким способом стремятся заменить неписаное право писаным. В то же время этим государствам важно максимально сблизить или даже унифицировать действующие на их территории различные местные нормы обычного права. Выполнение этой задачи связано с исключительными трудностями, особенно в тех случаях, когда на территории одного государства проживают многочисленные племена и народности, различающиеся по языку, расе и образу жизни. Но, как бы то ни было, оставшийся в наследство от колониальных времен дуализм в применении различными судами различного права (одними — только обычного, а другими — только английского) уже повсеместно устранен. Все более в судах низших инстанций на место племенных старейшин и подобных им лиц приходят профессиональные судьи-африканцы, которые получили юридическое образование в новых африканских университетах под руководством английских и американских юристов. В будущем основной задачей перечисленных африканских государств станут максимально возможная внутренняя унификация национальных правопорядков, кодификация законодательства с помощью терминологии и законодательной техники общего права и включение в этот процесс основополагающих ценностей и институтов африканского обычного права, особенно в области семейного и наследственного права. Одновременно африканским законодателям не следует забывать и о стремлении к всеафриканской унификации торгового права и в этой связи стараться избегать по возможности изоляционизма и обособленного развития.
VI
В Южно-Африканской Республике также сосуществуют рядом африканское обычное право и нормы европейского происхождения. На сегодняшний день из 36 млн. жителей лишь 16% — потомки выходцев из Европы. В соответствии с политикой апартеида, проводившейся южноафриканским
правительством, чернокожее население проживает на особых территориях, наделенных значительным объемом прав по самоуправлению, или в специальных жилых кварталах городов, отдельно от белого населения. Правовые споры между чернокожими жителями решаются специальными “местными судами” (native courts) на основе обычного права племени банту. Однако ниже речь пойдет в основном о праве белого меньшинства. Это право представляет особый интерес для компаративиста, так как в нем, как нигде в мире, римское право продолжает и сегодня сохранять свою жизненную силу. Кроме того, в процессе своего развития на юге Африки оно приобрело ряд своеобразных черт в результате переплетения с английским общим правом. Своим существованием на юге Африки римское право обязано историческому случаю. В 1652 году голландец Ли ван Рибек по поручению нидерландской Ост-Индской компании основал на мысе Доброй Надежды поселение. Поселенцы должны были снабжать голландские корабли на их долгом пути в Индию свежей водой и продовольствием. Очень скоро этот перевалочный пункт превратился в цветущую колонию, население которой росло за счет новых голландских, французских и немецких поселенцев, а границы постепенно раздвигались на восток и север. В колонии действовало право метрополии, а точнее — право провинции Голландия, наиболее влиятельной провинции Республики Нидерланды, где находилась штаб-квартира Ост-Индской компании. В то время в этой провинции действовало римское право. Оно было реципировано в форме, которую ему придали глоссаторы и комментаторы. В течение XVII-XVIII веков известные голландские правоведы, такие как Гуго Гроций (1583-1645), Арнольд Винний (1588-1657), Иоганн Вёт (1647-1713), Корнелий ван Бинкерсхек (1673-1743), Дионисий ван дёр Кессель (1738-1816), исследовали римское право с исторической точки зрения и приспосабливали его к современным им практическим потребностям. Оно действовало там наряду со староголландским обычным правом, которое подверглось значительной переработке, чтобы также отвечать своему времени. Это римско-голландское право осталось в колонии в силе даже после того, как англичане для обеспечения надежной морской связи с Индией в период наполеоновских войн захватили колонию в 1795 году, а в 1806 году провозгласили ее собственностью британской
короны. В Голландии же в тот же самый период после захвата ее наполеоновскими войсками римско-голландское право было отменено и заменено в 1809 году ГКФ, а в 1838 году — национальным ГК, разработанным на основе французского. В дальнейшем национальный ГК вступил в силу во всех азиатских владениях Голландии. Таким образом, римско-голландское право выжило лишь в тех регионах, которые еще до вступления в силу национального ГК, ориентированного на французский образец, были отторгнуты от Голландской колониальной империи и перешли под английское владычество. Кроме Южной Африки к таким регионам еще относятся лишь Шри-Ланка (Цейлон) — с 1799 года и часть Гвианы — с 1803 года.
Конечно, римско-голландское право не могло укорениться столь прочно, как в Южной Африке, главным образом потому, что в Шри-Ланке не говорят по-голландски (или, скажем, на африкаанс) и нет доступа к голландским и прежде всего к латинским источникам. Не случайно поэтому в Шри-Ланке в договорном и торговом праве однозначно доминирует английское общее право (см. Jennings — Tambiah, aa0, Rajanayagam, aa0). В Британской Гвиане римско-голландское право с самого начала столкнулось с осложнениями ив 1916 году было заменено английским общим правом (см. Dalton. The passing of Roman-Dutch Law in British Guiana, S. Africa, 36, 1919, 4).
После включения Капской колонии в Британскую империю влияние английского общего права стало очень заметным. Интересы британской администраций были направлены прежде всего на то, чтобы упорядочить и модернизировать конституцию, управленческую и судебную систему. Так что вскоре доказательственное право, гражданский и уголовный процесс были преобразованы по образцу общего права. Единственным языком судебных разбирательств также стал только английский. А так как в римско-голландском праве отсутствовали нормы, способные регулировать современные товарно-денежные отношения, а между Южной Африкой и Великобританией установились особенно тесные экономические связи, то вполне естественно, что многие английские законы, регулирующие оборот ценных бумаг, банкротства, морскую торговлю, страхование и правовое положение торговых товариществ, были реципированы в Южной Африке практически без изменений. Английское право проникало в Южную Африку и косвенным образом. В тех случаях, когда суды сталкивались с не-
ясными, по их мнению, местами, проблемами и устаревшими нормами в римско-голландском праве, они были склонны обращаться за помощью к английскому прецедентному праву, с которым судьи, получившие в большинстве своем образование в Лондоне, были знакомы гораздо лучше, чем со старыми текстами Гуго Греция и Вёта. Отчасти столь сильное влияние английских правовых идей объясняется тем, что в последней трети прошлого века Великобритания находилась в зените своего политического и экономического могущества. Кроме того, в то время в Южной Африке не было собственной правовой науки, которая могла бы развивать традиции римско-голландского права. И наконец, не следует забывать, что в течение XIX века многие тысячи буров, недовольные тем, что англичане отменили рабство, а также из-за опасения англизации их образа жизни покинули Капскую колонию и образовали к северу от нее три независимые бурские республики: Наталь, Оранжевую и Трансвааль. Но в 1902 году англичане после победоносного окончания бурской войны вновь присоединили эти три республики к Британской колониальной империи. Вскоре после окончания англо-бурской войны белое население южноафриканских колоний Англии стало склоняться к мысли об установлении более тесных взаимных связей на экономической основе. И уже в 1910 году Капская колония и три бывшие бурские республики объединились в одно государство — Южно-Африканский Союз, конституция которого была принята английским парламентом в 1909 году в форме закона о Южной Африке.
Некоторые регионы Южной Африки не присоединились в тот момент к Союзу, а предпочли остаться под прямым британским правлением. Ныне они добились независимости (Лесото, Ботсвана, Свазиленд, Зимбабве). Во всех этих государствах в отношении белого населения действует римско-голландское право в том виде, в каком оно существовало в Южной Африке. В находящихся еще севернее бывших британских колониях, а ныне независимых государствах Замбии и Малави действует наряду с африканским обычным правом в основном английское общее право.
После образования в 1910 году Южно-Африканского Союза процесс усиления влияния английского права прекратился. Этому способствовали различные обстоятельства, такие, например, как чувство политической независимости от метрополии,
признание за английским языком и африкаанс одинакового статуса, расцвет южноафриканских университетов, которые не только готовили местных юристов, но и вносили много нового в источники римско-голландского права и делали их доступными для широкой публики. С тех пор прослеживается четкая тенденция повышенного внимания южноафриканских судов к текстам старых голландских юристов и к правовым нормам, для которых они послужили источником. Эти тексты тщательно обрабатывались и применялись к современным условиям. Общее право, как и прежде, доминировало в конституционном, административном, торговом и процессуальном праве. Традиции английского права определяли также судоустройство, положение судьи, принцип связанности прецедентом, деятельность юристов. Но в семейном, наследственном и вещном праве влияние английского права незначительно. В этих сферах решающая роль римского права в формулировании доктринальных взглядов неоспорима. Примером этого может служить понятие, единства собственности, которое отличают от понятия ограниченных вещных прав и от понятия владения. Столь резкое разграничение этих понятий неизвестно общему праву. Дается также четкое разграничение между сделками, направленными на создание права собственности, и сделками, связанными с его передачей, для признания действительности которых требуется наряду с передачей (или квазипередачей) этого права еще и обоюдное согласие сторон. Южноафриканские судьи и адвокаты в своих решениях по соответствующим делам постоянно сталкиваются с такими понятиями римского права собственности, как завладение (occupatio), приращение (accessio), приращение во владении путем обработки и придания вещи нового вида (specificatio), передача вещи (traditio), приобретение владения через представителя (constitutum possessorium). Институт доверительной собственности англо-американского права также не был воспринят в Южной Африке. Судам удавалось применять общее право с помощью понятий римского права: так, фигура доверительной собственности по завещанию конструировалась по образу и подобию фидеикомисса, фигура доверительной собственности по устному поручению (inter vivos) — как вербальный договор в пользу третьего лица (stipulatio alten), а доверительная собственность, учреждаемая в общественно-благотворительных целях, — как дарение на благотворительные нужды (donatio ad pias causas).
(Подробнее см. Hahlo. The Trust in S. African Law. S.Afr. L. j. 78, 1961, 195). Сильнее влияние общего права в общем договорном праве и деликтном праве. Так, южноафриканские суды восприняли, например, теорию “почтового ящика” и институт “неумышленного введения в заблуждение” (innocent misrepresentation). В конце XIX века они также склонялись к принятию теории “компенсации” (consideration), но затем полностью ее отвергли. Основу деликтного права еще и сегодня составляют иски из Аквилиева закона (actio legis Aquilae) и иски из оскорбления (actio injuriarium). Однако в теориях о причинно-следственных связях и о вине потерпевшего явно чувствуется влияние английского права. А субститутивная ответственность и диффамационные иски (иски о клевете) —это вообще “чистое” общее право. В целом же и деликтное, и договорное право сохранило понятийную основу римского права, и часто при решении отдельных вопросов используются с большой эффективностью и к месту дигесты и тексты старых голландских юристов. Например, в деле Essa v. Divaris, 1947 (I), SA. 753 AD. суд пришел к выводу о том, что вопрос о виновной ответственности хозяина автомобильной стоянки за потерю оставленного там грузовика должен решаться по аналогии с решением преторского эдикта о виновной ответственности хозяина стойла за потерю оставленной у него лошади. Для читателя, воспитанного в традициях континентального права, это выглядит не столь шокирующе в данном и других подобных случаях. В Германии и Франции ныне также часто прибегают к помощи категорий римского права при рассмотрении возникающих проблем. Гораздо более удивительным является тот факт, что в решениях южноафриканских судов преемственность римского права в его эволюционном развитии — от классических римских юристов через Юстиниана, глоссаторов, Вёта и Винния до современности — прослеживается гораздо явственнее, чем в наши дни на Европейском континенте, где эта преемственность благодаря посреднической миссии гражданских кодексов если и не прервана, то в значительной мере исчезла из сознания юристов.
На вопрос, следует ли южноафриканское право причислять к англо-американской правовой семье или к правовой системе, развивающейся на основе римского права, нельзя ответить однозначно. К последней точке зрения склоняются те, для кого решающее значение имеют характер основных понятий и структура рассматриваемого правопорядка. В Южной Африке их источником, без сомнения, является римское право в той мере, в какой речь идет о некодифицированном праве. Те же, для кого главную роль играет правоприменительная техника, используемая в современной судебной практике, будут придерживаться другой точки зрения, так как процессуальные нормы, методы доказательств,
использование прецедентов, судоустройство, задачи и положение судей и адвокатов явно копируют английские образцы. То же самое можно сказать и об областях кодифицированного права, имеющих важное практическое значение, особенно в торговом праве и праве компаний. Поэтому южно-африканское право представляет собой “гибридное” право, в котором, по-видимому, элементы римско-голландского и английского права переплелись таким образом, что отнесение его к какой-либо определенной правовой семье будет носить в большей или меньшей мере насильственный характер.
“Римско-голландское право блестит, как драгоценный камень в оправе, сделанной в Англии. Если бы было правдой (хотя это и не так) то, что все частное и уголовное право Южной Африки осталось “чисто” римско-голландским правом, ее правовая система в целом все равно будет “гибридной”, в которой тесно переплелись элементы гражданского и общего права” (Hahlo — Kahn. The South African Legal System; aaO, p. 585 ff.).
VII
Столь же трудно отнести к какой-либо правовой семье правопорядок государства Израиль. Объясняется это прежде всего тем, что ныне действующее израильское право представляет собой с исторической точки зрения “слоеный пирог”. Оно формировалось на основании правовых источников времен Османской империи, когда Палестина была подмандатной территорией Великобритании (1922-1948), и потому местное законодательство было подвержено влиянию общего права.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |