КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность психолога в ПМПк
Документация ПМПк В ПМПк ведется следующая документация: - журнал записи и учета детей, прошедших обследование специа- листов консилиума; - журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк; - карта (папка) развития обучающегося воспитанника. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения, но не реже одного раза в квартал. Очень важно, чтобы заседание было тщательно подготовлено, поэтому зара- нее (за 1–2 мес.) ведущий специалист уточняет, кто из детей нуждает- ся в углубленном изучении, определяется программа работы с ребен- ком и сроки представления заключений всеми специалистами веду- щему специалисту (не позднее, чем за три дня до заседания ПМПк). В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, необходи- мо особо оценить результаты проведенной с ребенком индивидуаль- ной коррекционно-развивающей работы (показать наличие и характер динамики) и наметить дальнейшую программу такой работы. ПМПк не только помогают ребенку, родителям, но и повышают про- фессиональный уровень самих педагогов, обеспечивая согласованность их действий при решении проблем ребенка, и в этом одно из важней- ших предназначений ПМПк. Таким образом, ПМПк – это первая помощь ребенку в условиях учреждения, где он находится. Однако ребенку бывает необходима более специализированная ди- агностическая и консультативная помощь. В этих случаях, а также при переводе детей в другую образовательную систему их направляют в психолого-медико-педагогические комиссии.
С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятельность пси- холога, связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах: • в рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагогичес- кого консилиума образовательного учреждения; • в рамках специализированного сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специа- лизированной помощи. Деятельность психолога в рамках консилиума состоит из ряда эта- пов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приво- димой стратегией работы, которые могут определяться региональны- ми, этническими, социокультурными особенностями семей и т.п. Запросы и жалобы родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, описание проблем или жалоб. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. В настоящее вре- мя разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых доста- точно подробно и развернуто представлены те необходимые сведения o ребенке и его семье, с которыми должен ознакомиться специалист, проводящий обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является первым этапом сопровождения. Пси- хологический анамнез нисколько не освобождает от необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимо- го врачом (медицинская часть анамнеза). Однако психологический анамнез своеобразен, важен для построения общей гипотезы обсле- дования и для постановки психологического диагноза. По результа- там проведения углубленного обследования психолог составляет раз- вернутое заключение. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заклю- чений всеми специалистами консилиума. В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обсле- дования после проведения обследований специалисты проводят кол- легиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение мож- но рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятель- ности. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позво- ляет выработать единое представление о характере и особенностях раз- вития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс необходимых развивающе-коррекционных мероприятий. Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках кон- силиума является участие в выработке решения по определению об- разовательного маршрута в соответствии с особенностями и возмож- ностями ребенка, а также определение необходимых психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается ко- ординация и согласованность последующего взаимодействия специа- листов друг с другом. При необходимости определяется последова- тельность включения различных специалистов в работу с ребенком. Задача психолога – объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, организовать единую слаженную команду – требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать психотерапевтическую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сто- рона деятельности психолога в междисциплинарной команде еще недо- статочно разработана и требует дополнительных исследований. Все полученные результаты в виде общего (коллегиального) заклю- чения консилиума в подобных случаях передаются в психолого-меди- ко-педагогическую консультацию и в дальнейшем (после дополнитель- ного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с заключениями всех специалистов консультации и реко- мендациями по организации развития, воспитания и обучения ребенка. Следующим (третьим) этапом деятельности психолог а образо- вания является реализация решений консилиума (муниципальной кон- сультации) в плане развивающе-коррекционных мероприятий внешколь- ного компонента или включения специальной психологической помо- щи непосредственно в процесс обучения ребенка. Развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в шко- ле определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (а в некоторых случаях и разра- ботка) индивидуально ориентированных программ специальной пси- хологической помощи с учетом индивидуально-типологических осо- бенностей ребенка или группы детей. С этим связана важная задача подбора детей для групповой работы. Кроме того, должна быть опре- делена ориентировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только зафикси- рованы, но и обоснованы в программе коррекционной работы. Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла раз- вивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. По ре- зультатам каждого из обследований пишется заключение.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |