КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование как основа экономики предприятий торговли
Многогранность задач и функций торговли отражается в неоднозначности определения сущности планирования торгового предприятия как хозяйствующего субъекта рыночной экономики. Данная проблема достаточно широко рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых. Суть всех рассуждений сводится к следующему. Планирование — это: 1) естественная часть менеджмента, состоящая в умении увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями; 2) важнейший способ управления экономикой, сознательное регулирование темпов и пропорций ее развития; 3) комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой. Планирование в торговле — экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения. Планирование на уровне предприятия — это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Схема планирования представлена на рисунке 17.4.
Рисунок 17.4. Связь ресурсов и времени в планировании хозяйственных субъектов
Планированию на уровне торгового предприятия присущи следующие основные функции: 1) выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов; 2) определение параметров, темпов и пропорций хозяйственных процессов на торговых предприятиях, адекватных рыночной конъюнктуре; 3) планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общей и частных целей хозяйствующего субъекта. Таким образом, планирование — это способ достижения стратегических и тактических целей предприятия на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех хозяйственных операций. Алгоритм планирования на торговом предприятии можно представить системой связанных между собой логикой управления фирмой стадий планирования, представленных на рисунке 17.5. Результаты экономического анализа являются для торгового предприятия основой для следующего предпланового действия — прогнозирования. Оно определяет для хозяйствующих субъектов реальность и выгодность поставленных целей с учетом выявленных в ходе анализа возможностей и резервов.
Рисунок17.5. Алгоритм планирования деятельности фирмы
Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния хозяйственного субъекта в будущем или определение альтернативных путей и сроков достижения поставленных целей. Прогнозы учитывают цели и задачи планирования, но являются особой стадией планового процесса, состоящей в предвидении возможного конечного результата достижения поставленных целей. Задачами экономического прогноза являются: 1) предвидение возможного распределения ресурсов предприятия по различным направлениям ее деятельности; 2) определение необходимого объема ресурсов, достаточного для решения намеченных хозяйственных, технологических, технических, социальных и прочих рыночных проблем; 3) определение минимально и максимально возможных параметров получаемых результатов. Экономические прогнозы могут разрабатываться как для предприятий, так и для их отдельных подразделений. Прогнозы носят вероятностный характер, но при этом обладают определенной степенью достоверности. Практическая задача прогнозирования — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование схоже с планированием. Вместе с тем следует учесть, что планирование должно соответствовать требованиям управления предприятием, учитывать необходимость принятия обязательных адресных решений, в то время как прогнозирование, учитывая задачи управления, прежде всего должно максимально соответствовать требованиям объективных хозяйственных и рыночных процессов. План и прогноз — не взаимоисключающие подходы к определению перспектив торговых фирм, а связанные и дополняющие друг друга стадии разработки планов при определяющей роли планирования как главного инструмента управления фирмой. Прогноз должен включать в себя: ■ краткий анализ развития прогнозируемого направления деятельности предприятия и характеристику его современного состояния; ■ выявление перспективных технических, хозяйственных и других проблем, уже решенных, но не получивших практического применения; ■ оценку возможности проведения исследований, требующих к себе внимания, и затрат для разрешения будущих проблем. На основе системы планов, разработанных торговым предприятием, осуществляются организация запланированных работ, контроль и оценка результатов, а также мотивация деятельности задействованного персонала. Общую систему планов торгового предприятия можно представить в виде схемы (рисунок 17.6.), каждый элемент которой будет детально изучен в соответствующих разделах данного учебного пособия.
Рисунок17.6. Общая система планов торгового предприятия
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |