Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование как основа экономики предприятий торговли




Многогранность задач и функций торговли отражается в неодноз­начности определения сущности планирования торгового предприятия как хозяйствующего субъекта рыночной экономики. Данная пробле­ма достаточно широко рассматривается в работах отечественных и за­рубежных ученых. Суть всех рассуждений сводится к следующему.

Планирование — это:

1) естественная часть менеджмента, состоящая в умении увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;

2) важнейший способ управления экономикой, сознательное ре­гулирование темпов и пропорций ее развития;

3) комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.

Планирование в торговле — экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.

Планирование на уровне предприятия — это разработка и кор­ректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкре­тизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближай­шую и отдаленную перспективу. Схема планирования представлена на рисунке 17.4.

 

Рисунок 17.4. Связь ресурсов и времени в планировании хозяйственных субъектов

 

Планированию на уровне торгового предприятия присущи следу­ющие основные функции:

1) выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию соци­альных и рыночных процессов;

2) определение параметров, темпов и пропорций хозяйственных процессов на торговых предприятиях, адекватных рыночной конъюн­ктуре;

3) планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения об­щей и частных целей хозяйствующего субъекта.

Таким образом, планирование — это способ достижения страте­гических и тактических целей предприятия на основе сбалансирован­ности и последовательности выполнения всех хозяйственных операций.

Алгоритм планирования на торговом предприятии можно пред­ставить системой связанных между собой логикой управления фир­мой стадий планирования, представленных на рисунке 17.5.

Результаты экономического анализа являются для торгового пред­приятия основой для следующего предпланового действия — прогно­зирования. Оно определяет для хозяйствующих субъектов реальность и выгодность поставленных целей с учетом выявленных в ходе анали­за возможностей и резервов.

Рисунок17.5. Алгоритм планирования деятельности фирмы

 

Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного со­стояния и результатов деятельности предприятия в будущем.

Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния хозяйственного субъекта в будущем или определение аль­тернативных путей и сроков достижения поставленных целей.

Прогнозы учитывают цели и задачи планирования, но являются особой стадией планового процесса, состоящей в предвидении возмож­ного конечного результата достижения поставленных целей.

Задачами экономического прогноза являются:

1) предвидение возможного распределения ресурсов предприятия по различным направлениям ее деятельности;

2) определение необходимого объема ресурсов, достаточного для решения намеченных хозяйственных, технологических, технических, социальных и прочих рыночных проблем;

3) определение минимально и максимально возможных парамет­ров получаемых результатов.

Экономические прогнозы могут разрабатываться как для пред­приятий, так и для их отдельных подразделений.

Прогнозы носят вероятностный характер, но при этом обладают определенной степенью достоверности.

Практическая задача прогнозирования — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование схоже с планированием. Вместе с тем следует учесть, что планирова­ние должно соответствовать требованиям управления предприятием, учитывать необходимость принятия обязательных адресных решений, в то время как прогнозирование, учитывая задачи управления, прежде всего должно максимально соответствовать требованиям объективных хозяйственных и рыночных процессов.

План и прогноз — не взаимоисключающие подходы к определе­нию перспектив торговых фирм, а связанные и дополняющие друг дру­га стадии разработки планов при определяющей роли планирования как главного инструмента управления фирмой.

Прогноз должен включать в себя:

■ краткий анализ развития прогнозируемого направления дея­тельности предприятия и характеристику его современного состояния;

■ выявление перспективных технических, хозяйственных и дру­гих проблем, уже решенных, но не получивших практического приме­нения;

■ оценку возможности проведения исследований, требующих к себе внимания, и затрат для разрешения будущих проблем.

На основе системы планов, разработанных торговым предприя­тием, осуществляются организация запланированных работ, контроль и оценка результатов, а также мотивация деятельности задействованного персонала. Общую систему планов торгового предприятия можно представить в виде схемы (рисунок 17.6.), каждый элемент которой будет де­тально изучен в соответствующих разделах данного учебного пособия.

Рисунок17.6. Общая система планов торгового предприятия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.