Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптовый и розничный товарооборот




Сущность, значение и структура розничного товарооборота. Система показателей розничного товарооборота.

Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.

Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности.

Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит своё выражение в показателях розничного товарооборота.

Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы. Продукты, произведённые для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.

Объём и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством труда.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путём их индивидуального потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, школы, интернаты и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчёт и называется мелкооптовой продажей.

Розничный товарооборот – это важный показатель торгового предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия, от него зависит объём валового дохода и прибыли.

К показателям, характеризующим товарооборот, можно отнести следующие:

объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

однодневный объём товарооборота (в рублях);

ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб. и %);

объём товарооборота на одного работника и на 1 м2 торговой площади;

среднегодовое изменение товарных запасов;

товарооборачиваемость (в днях и количестве оборотов).

Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Структуру розничного товарооборота определяет соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами. В настоящее время, когда рыночное состояние экономики оценивается как кризисное, изменяется и структура розничного товарооборота. Растёт удельный вес продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота. Высокими темпами увеличивается спрос и реализация товаров с регулируемыми ценами (молоко и молочные продукты, хлеб и др.). В составе совокупного расхода семей продукты питания занимают высокий удельный вес. Переключение спроса большинства населения на приобретение основных продуктов питания отрицательно сказалось на объёме и структуре реализации непродовольственных товаров. Наметилась тенденция уменьшения удельного веса товарооборота в производстве товаров народного потребления и в денежных доходах.

Роль и функции оптовой торговли.

Промежуточными продавцами могут быть лица, предприятия и организации, приобретающие товары у производителей или других продавцов для их перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Промежуточной торговлей могут заниматься промышленные, оптовые и розничные предприятия, посреднические фирмы.

Необходимость оптовой торговли вызывается общественным разделением труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных предприятий, потребностью в региональном сбалансировании спроса и предложения, быстрой реализации изготовленного товара для возобновления расширенного воспроизводства, доведения его до конечного потребителя.

Характеристика оптовой торговли:

1) Оптовые сделки – крупные, торговая зона – большая.

2) Оптовик мало внимания уделяет стимулированию сбыта, месту расположения своего предприятия, т.к. имеет дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем.

3) Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве (в странах с развитой рыночной экономикой).

Субъекты оптовой торговли. Оптовую торговлю могут осуществлять:

специализированные крупные предприятия с полным циклом обслуживания;

с неполным, торгующие широким и узкоспециальным ассортиментом, посредники (фирмы различных форм собственности, оптовики-комивояжёры, оптовые организаторы, оптовики-консигнаторы, брокеры, агенты и др.);

оптово-розничные объединения, созданные на базе специализированных оптовых предприятий, складов бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;

склады крупных розничных и промышленных предприятий, магазины-склады;

оптовые предприятия типа “Кэш-энд-кэрри” (оплатил – забирай);

оптово-розничные объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие материально-технической базы (на кооперативной основе формируется оптовое звено).

Функции оптовой торговли:

сбыт и его стимулирование;

закупки и формирование товарного ассортимента;

разбивка крупных партий товара на мелкие;

складирование, транспортировка, финансирование (если с отсрочкой платежа или по предзаказу без оплаты);

принятие риска;

информирование о рынке, о конкурентах, о новых товарах, динамике цен;

услуги по управлению и консультированию.

Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

Главным количественным показателем, позволяющим оценить объём работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот – это продажа товаров крупными партиями предприятиям оптовой торговли для последующей перепродажи (розничной торговле – для продажи населению, прочим предприятиям – для промышленного потребления и др.).

Классификация оптовой реализации:

- по назначению: 3 вида оптового товарооборота по реализации:

Продажа товара розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;

Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);

Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому);

- по формам организации товарного движения:

складской (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);

транзитный с участием в расчётах – продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчёт с грузоотправителем осуществляет база, т.к. выписывая счёт-фактуру на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счёт на имя покупателя с включением в сумму счёта оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.

Оптовая торговля с участием в расчётах – сумма транзитного и складского с учётом в расчётах оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчётах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.