Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная культура в первой половине XIX в




Раздел Содержание
Литература Переход к сентиментализму и романтизму (Г.Р. Держа­вин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.А. Бестужев- Марлинский, М.Н. Загоскин). Развитие реализма (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)
Театр и музыка Разделение в 1824 г. Петровского театра на две труппы и начало самостоятельной деятельности Большого и Малого театров. Сохранение лучших народных традиций в музыкальном искусстве (А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский)
Архитектура и скульптура Продолжение в архитектуре традиций классицизма — русский ампир (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, О. Монферран, К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди). Создание скульптурных памятников (П.К. Клодт, Б.И. Орловский, И.П. Мартос)
Живопись Развитие различн&х направлений изобразительного искусства: S романтизм (О.А. Кипренский); S реализм (В.А. Тропинин, П.А. Федотов); S классицизм (К.П. Брюллов, А.А. Иванов); S бытовой жанр (А.Г. Венецианов)

 

Литература. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму. Его представителями были поэт Г.Р. Державин, писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Но русский сентиментализм продержался недолго. Его вытеснил романтизм, появившийся в герои­ческое время Отечественной войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной дей­ствительности некий идеальный образ. Особенностями русского ро­мантизма были интерес к национальной самобытности и отечествен­ной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В.А. Жуковского (1783— 1852), исторических романах А.А. Бестужева-Марлинского (1797— 1837) и М.Н. Загоскина (1789—1852).

Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, который связан, прежде всего, с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и других великих писа­телей. Для этого направления характерны правдивое отражение дей­ствительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа.

В данный исторический период обозначился интерес к русскому фольклору. Это направление разрабатывали представители славяно­фильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лириче­ские и исторические народные песни, баллады, было собрано и издано П.В. Киреевским (1808—1856).

Театр и музыка. Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разде­ление труппы бывшего Петровского театра на драматическую и опер- но-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятель­ность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько те­атров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции.

Наиболее известными актерами были М.С. Щепкин (1788—1863), П.С. Мочалов (1800—1848), В.А. Каратыгин (1802—1853), заложив­шие классические традиции русской театральной школы.

В музыкальном искусстве использовались лучшие народные тради­ции. Композиторы в основном обращались к историческим, героико- патриотическим сюжетам.


Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский (1799—1862). Самым популярным его сочинением стала опера «Аскольдова могила», поставленная в 1835 г. на либретто М.М. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М.И. Глинка (1804— 1857). Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструмен­тальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.

Принципы реализма и народности широко использовал в своем тпорчестве А.С. Даргомыжский (1813—1869), оперы которого «Русал­ка» и «Каменный гость» были впервые поставлены в этот период на русской сцене.

Архитектура и скульптура. Для архитектуры первой полови- мы XIX в. характерно продолжение традиции классицизма, который получил название русский ампир1.

Для зодчих этого времени отличительной чертой был синтез архи­тектуры и скульптуры (хотя и не всегда). Ближе к середине XIX в. в России начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архи­тектуре, которая приобретает все более функционально-утилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамб­лей и их упорядочению были главными в архитектурно-градострои­тельной деятельности данного периода.

Выдающимися зодчими, создавшими замечательные памятники, были:

• А.Д. Захаров (1761 —1811), по проекту которого в Петербурге возведено здание Адмиралтейства (1806—1823). Именно от него ра­зошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремлен­ность ввысь задала тон всей городской архитектуре;

• А.Н. Воронихин (1759—1814) — автор проектов Горного инсти­тута (1806—1823), а также Казанского собора (1811), с возведением ко­торого ведущая магистраль Петербурга — Невский проспект — приоб­рела завершенный вид;

• Огюст Монферран (1786—1858) — французский архитектор, по проекту которого в течение 40 лет (с 1818 по 1858 г.) возводился Иса- акиевский собор в Петербурге — самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту были сооружены 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829—1834) — памят-

л

1 Ампир (франц. empire — империя) — архитектурный стиль, возникший во Фран­ции в эпоху империи Наполеона. Является своеобразным развитием и завершением классицизма. Ориентирован не на греческую (как классицизм), а римскую античность. Ампир характеризовался массивностью и монументальностью архитектурных форм и богатым декором в виде орнаментов, эмблем и т.п. В первой трети XIX в. этот стиль по­лучил также широкое распространение и в России.

ник императору Александру I и монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.;

• К.И. Росси (1775—1849), с творческой деятельностью которого связаны завершающие работы по формированию центральных петер­бургских архитектурных ансамблей. По проектам К.И. Росси построе­ны здания Сената и Синода (1829—1834), Главного штаба и мини­стерств на Дворцовой площади (1818—1829), Михайловский дворец (1819—1825) (Русский музей);

• О.И. Бове (1784—1834) — по его проектам в Москве построены Большой театр (1821 —1824), здание Голицынской больницы (1-я град­ская; 1828—1832), Триумфальные ворота (1827—1834);

• Д.И. Жилярди (1785—1845), который провел огромную работу по восстановлению памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное его строение — старое здание Московского универ­ситета (1817—1819). Большинство московских архитектурных сооруже­ний Д.И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А.Г. Григорьевым (1782—1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823— 1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818— 1823).

Скульптура как вид искусства в первой половины XIX в. существо­вала и в сочетании с архитектурой и градостроительством, и самосто­ятельно.

В первом случае показательно творчество П.К. Клодта (1805—1867). Его скульптурная группа «Укротители коней» (1849—1850), установ­ленная на Аничковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу чело­века с силами природы. Другая известная работа мастера — памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

Талантливым скульптором был Б.И. Орловский (1796—1837), в творчестве которого сочетались точность портретного изображения, классическая строгость и величественность (памятники М.И. Кутузо­ву и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге, 1828—1836).

По проекту И.П. Мартоса (1754—1835) в 1818 г. был установлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.

Живопись. Русское изобразительное искусство развивалось в пер­вой половине XIX в. в рамках различных художественных направле­ний: романтизма, классицизма, реализма.

О.А. Кипренский (1782—1836) относился к романтикам в живопи­си; его кисти принадлежат великолепные портреты А.С. Пушкина (1827), В.А. Жуковского (1816), Е.П. Ростопчиной (1809) и др. В.А. Тро- пинину (1776—1857) была больше свойственна реалистическая мане­ра письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа («Кружевница»), Создал также галерею портретов героев Оте­чественной войны 1812 г. (атаман М.И. Платов, партизан А.С. Фигнер, генерал П.И. Багратион и др.).

Классическое направление в живописи было представлено творче­ством К.П. Брюллова (1799—1852), писавшим как полотна на истори­ческие сюжеты («Последний день Помпеи», «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.»), так и парадные портреты («Всадница»), а также картинами А.А. Иванова (1806—1858) религиоз- но-нравственного содержания («Явление Христа народу», «Приам, ис­прашивающий у Ахиллеса тело Гектора»).

Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи пер­вой половины XIX в. являлся А.Г. Венецианов (1780—1847), отразив­ший повседневную жизнь крестьян («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»).

Важным событием в художественной жизни страны стало откры­тие в Москве в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества, став­шего центром подготовки молодых художников.

Основоположником критического реализма в изобразительном ис­кусстве стал П.А. Федотов (1815—1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появились картины, на которых отраже­ны конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон россий­ской действительности («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Ан- кор, еще анкор»).

Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как и в предше­ствующие периоды, существовали разные уровни культуры: дворян­ский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и тра­диционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства кол­лективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, об­рядности в повседневном обиходе. Названные компоненты представ­ляли доминирующую часть общественно-культурного и духовного уровня в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни рус<?Кого народа.

Контрольные вопросы

1. Чем было вызвано ужесточение внутренней политики России во второй трети XIX в.?

2. Можно ли говорить о консервативном реформаторстве Николая I?

3. Каковы были последствия реформы управления государственными кре­стьянами?

4. Как финансовая реформа повлияла на экономическое развитие страны?

5. В чем заключалась сущность общественных споров в среде образован­ной части общества в этот период?

6. Каковы основные направления внешней политики при Николае I?

7. Почему культуру России первой половины XIX в. называют «золотым веком»?

Литература

Благоева Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский. М.,1995.

Виттекер У.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. М., 1999.

Выскочков JI. Николай I. М., 2003.

Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества. М., 1994.

Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева: В 2 т. М.;Л., 1946—1958.

Ероигкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические инсти­туты. М„ 1981.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат России в XIX веке. М., 1978.

Егоров Б.Д. Петрашевцы. М., 1988.

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989. Т. 5. Ч. 4—5.

Троицкий И.М. III Отделение при Николае I. Л., 1990.

Очерки русской культуры XIX века: В 3 т. М., 1998—2001.

Труайя А. Николай I. М., 2003.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-биографиче- ские очерки XIX века. М., 1995.


12. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX BEKAw ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

12.1. Отмена крепостного права: причинь^ подготовка, основные положения

Необходимость преобразований в стране, главное из которых за­ключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закон­чившейся, как известно, поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус евро­пейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и дого­няет соперников.

Император Александр II, вступивший на престол в феврале 1855 г., был намерен продолжать политику своего отца, однако сложившаяся ситуация привела его к мысли о необходимости перемен. Более четкое осознание Александром назревших проблем в стране произошло в 1855—1856 гг. Во внутренней политике появились новации, выразив­шиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего пери­ода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидиро­ваны военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830—1831 гг.

В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и про­изведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя ока­зала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина[21], в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, поли­тическом и нравственном отношениях: «В экономическом или хозяй­ственном отношении крепостное право приводит все государство в не­нормальное состояние и рождает искусственные явления в народном хо­зяйстве, болезненно отзывающиеся в целом государственном механизме...

В нравственном отношении влияние крепостного права столько же пагубно, если не более. Почти безусловная зависимость одного лица от другого в сфере гражданской есть всегда, без исключения, источник необузданного произвола и притеснений, с одной стороны, и раболеп­ства, лжи и обмана — с другой...

Так, крепостное право есть неиссякаемый источник насилий, без­нравственности, невежества, праздности, тунеядства и всех проистека­ющих отсюда пороков и даже преступлений. Все общественные и част­ные отношения заражены у нас влиянием крепостного права...

Наконец, крепостное право не только разоряет и развращает госу­дарство, но оно грозит ему бедами и великими опасностями и в поли­тическом отношении. С тех пор, как крепостное право водворилось на русской почве, несколько раз государство стояло благодаря ему на краю погибели...» (1855).

Со своим проектом «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819—1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьян­ской общины. Он исходил из славянофильского идеала — вольного труда свободного общинника. Многие положения этого проекта впо­следствии нашли отражение в документах крестьянской реформы.

Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии — великий князь Константин Никола­евич (брат Александра II) и великая княгиня Елена Павловна (тетка Александра II).

Сам Александр II в выступлении перед представителями московского дворянства говорил: «Слухи носят, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчас­тью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам... Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» (1856).


Существуют различные точки зрения относительно причин, заста­вивших верховную власть пойти на отмену крепостного права. Боль­шинство отечественных историков считают, что главную роль в этом сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинте­ресованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксп­луатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства. Экономический кризис, бедственное положение кре­стьян привели, по мнению исследователей, к значительному росту соци­альной напряженности на рубеже 1850—1860-х гг. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелей — Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.

К середине XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производ­ства. К этому времени 3,6 тыс. дворян (3,5% общего числа) были бес­поместными, более 41 тыс. (39,5%) имели крепостных менее 20 душ, а 66% крепостных (свыше 7 млн душ мужского пола) были заложены в банки помещиками (схема 154).

Есть и другая точка зрения, согласно которой в середине XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возмож-


 

ностей, антиправительственные же выступления были крайне неактив­ны. В соответствии с этой концепцией стране не грозили ни экономи­ческая катастрофа, ни социальные потрясения. Однако, сохранив кре­постное право, она могла потерять статус великой державы, что нагляд­но показало поражение в Крымской войне. Таким образом, по мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обуслов­лена внешнеполитическими факторами, т.е. необходимостью сохра­нить статус России как могущественного государства.

В 1857 г. царское правительство приступило к разработке кресть­янской реформы. Император в своих действиях опирался на бюрокра­тию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В пери­од царствования Николая I численность бюрократии значительно воз­росла. Ее роль в государстве усилилась; поместное дворянство в это время, утратив былую силу, закладывало и перезакладывало имения. Окрепли и утвердились военно-политические функции бюрократии. Однако в 1830—1850-е гг. в ее среде стал складываться определен­ный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразова­ний. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровите­лем либеральных бюрократов был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями — чиновник мини­стерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милю­тин, Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др.

Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-либо из сословий, а государственной власти как самостоятельной, самодовлею­щей силы. По их мнению, для укрепления позиций необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предо­ставить определенную свободу общественным силам. Либералы также выступали за демократизацию государства при сохранении монархии.

В январе 1857 г. был создан традиционный для России Секретный комитет по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, ос­тавшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса.

Через год Секретный комитет был преобразован в Главный коми­тет по крестьянскому делу. Самая значительная новация была в том, что вводилось гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобож­дения крестьянства. Одновременно были созданы аналогичные коми­теты в 46 губерниях. Они также начали составлять свои проекты крестьянской реформы, однако их права и возможности были суще­ственно ограничены специальным правительственным циркуляром. На практике деятельность этих комитетов сводилась в основном к сбору статистических данных о состоянии помещичьих имений по спущен- иым сверху правительством вопросам, а также к сочинению местных вариантов улучшения быта крестьян.

Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без зем­ли или с маленькими земельными наделами. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечернозем­ной полосы, где земля большой ценности не представляла.

Первоначально Александр II разделял позицию большинства поме­щиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить кре­стьян с землей.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлю­щие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобож­дение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а так­же для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II со­здает специальное учреждение — редакционные комиссии. Их воз­главлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин.

Важную роль в подготовке отмены крепостного права на ее заклю­чительном этапе сыграл генерал Я.И. Ростовцев (1803—1860), имя которого сегодня мало кому известно. Александр II считал его своим другом и безгранично доверял этому человеку. Я.И. Ростовцев был профессиональным военным, в молодости близко общался с руководи­телями Северного общества декабристов, однако в самой организации не состоял. Накануне восстания, сообщив о своем намерении друзьям, он доложил о готовящемся выступлении Николаю I и 14 декабря 1825 г. участвовал в подавлении восстания. С 1831 г. генерал служил по ве­домству военно-учебных заведений, став в 1849 г. их главным началь­ником. В 1857 г. он был назначен членом Секретного (с 1858 г. Главно­го) комитета по крестьянскому делу. В этот период Я.И. Ростовцев яв­лялся противником отмены крепостного права в ближайшем будущем. Но с середины 1858 г. он изменил свою позицию. В записке на имя царя «Ход и исход крестьянского вопроса» Я.И. Ростовцев выступил решительным сторонником реформы. Предположительно причиной та­кой метаморфозы была просьба умирающего сына «помочь делу осво­бождения крестьян» и снять тяжкие обвинения с их фамилии. В 1859г.


Я.И. Ростовцев был назначен председателем редакционных комиссий, где отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.

Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсив­но и провели 409 заседаний. Несмотря на огромные трудности, давле­ние различных дворянских группировок, сопротивление высших реак­ционно-настроенных сановников государства, главную задачу они вы­полнили: подготовили законодательные акты реформы.

Выдающимися деятелями, работавшими в редакционных комиссиях, были Н.А. Милютин, С.М. Жуковский, Я.А. Соловьев, А.П. Заболоцкий- Десятовский, К.И. Домонтович, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Именно П.П. Семенов, переживший всех своих товарищей по работе в редак­ционных комиссиях, в последний раз 19 февраля 1914 г. в полном оди­ночестве поднял тост в память о согласованной работе этого мозгово­го центра реформы, выполнив пожелание Н.А. Милютина, который на первой годовщине отмены крепостного права предложил ежегодно встречаться до тех пор, пока будет жив хотя бы один из них.

После закрытия редакционных комиссий, кодифицированные проек­ты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 г. — февраль 1861 г.). Противники реформы вновь пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость. Председа­телем Главного комитета по крестьянскому делу был назначен реши­тельный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич, ко­торый обеспечил прохождение документов через Комитет.

Процесс утверждения основных актов реформы затягивался Госу­дарственным советом, но волей царя они были изъяты оттуда и подпи­саны лично Александром II 19 февраля 1861 г.

Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Алек­сандр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и на­правленных на регулирование общественных отношений после отме­ны крепостного права в России (табл. 30).

После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения (схема 155), согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. перестава­ли быть собственностью помещика и получали определенные граждан­ские права:

S самостоятельно заключать сделки;

S заниматься промыслами по своему усмотрению;

S переходить в другие сословия;

S поступать на службу;

S приобретать движимое и недвижимое имущество; и т.п.

Таблица 30
Дата Меры
Январь 1857 г. Создание Секретного комитета по крестьянскому делу, в который вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований
Ноябрь 1857 г. Рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы
Декабрь 1857 г. Рескрипт Александра II генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы
Февраль 1858 г. Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Начало открытого и гласного обсуждения вопросов отмены крепостного права
Февраль 1859 г. Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права
Октябрь 1860 г. Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крепостной реформе вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет
19 февраля 1861 г. Подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были: S манифест «0 всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»; S общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; S положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий
Подготовка крестьянской реформы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.