КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественная культура в первой половине XIX в
Литература. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму. Его представителями были поэт Г.Р. Державин, писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Но русский сентиментализм продержался недолго. Его вытеснил романтизм, появившийся в героическое время Отечественной войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенностями русского романтизма были интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В.А. Жуковского (1783— 1852), исторических романах А.А. Бестужева-Марлинского (1797— 1837) и М.Н. Загоскина (1789—1852). Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, который связан, прежде всего, с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и других великих писателей. Для этого направления характерны правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа. В данный исторический период обозначился интерес к русскому фольклору. Это направление разрабатывали представители славянофильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лирические и исторические народные песни, баллады, было собрано и издано П.В. Киреевским (1808—1856). Театр и музыка. Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и опер- но-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько театров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции. Наиболее известными актерами были М.С. Щепкин (1788—1863), П.С. Мочалов (1800—1848), В.А. Каратыгин (1802—1853), заложившие классические традиции русской театральной школы. В музыкальном искусстве использовались лучшие народные традиции. Композиторы в основном обращались к историческим, героико- патриотическим сюжетам. Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский (1799—1862). Самым популярным его сочинением стала опера «Аскольдова могила», поставленная в 1835 г. на либретто М.М. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М.И. Глинка (1804— 1857). Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время. Принципы реализма и народности широко использовал в своем тпорчестве А.С. Даргомыжский (1813—1869), оперы которого «Русалка» и «Каменный гость» были впервые поставлены в этот период на русской сцене. Архитектура и скульптура. Для архитектуры первой полови- мы XIX в. характерно продолжение традиции классицизма, который получил название русский ампир1. Для зодчих этого времени отличительной чертой был синтез архитектуры и скульптуры (хотя и не всегда). Ближе к середине XIX в. в России начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архитектуре, которая приобретает все более функционально-утилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамблей и их упорядочению были главными в архитектурно-градостроительной деятельности данного периода. Выдающимися зодчими, создавшими замечательные памятники, были: • А.Д. Захаров (1761 —1811), по проекту которого в Петербурге возведено здание Адмиралтейства (1806—1823). Именно от него разошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремленность ввысь задала тон всей городской архитектуре; • А.Н. Воронихин (1759—1814) — автор проектов Горного института (1806—1823), а также Казанского собора (1811), с возведением которого ведущая магистраль Петербурга — Невский проспект — приобрела завершенный вид; • Огюст Монферран (1786—1858) — французский архитектор, по проекту которого в течение 40 лет (с 1818 по 1858 г.) возводился Иса- акиевский собор в Петербурге — самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту были сооружены 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829—1834) — памят- л 1 Ампир (франц. empire — империя) — архитектурный стиль, возникший во Франции в эпоху империи Наполеона. Является своеобразным развитием и завершением классицизма. Ориентирован не на греческую (как классицизм), а римскую античность. Ампир характеризовался массивностью и монументальностью архитектурных форм и богатым декором в виде орнаментов, эмблем и т.п. В первой трети XIX в. этот стиль получил также широкое распространение и в России. ник императору Александру I и монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.; • К.И. Росси (1775—1849), с творческой деятельностью которого связаны завершающие работы по формированию центральных петербургских архитектурных ансамблей. По проектам К.И. Росси построены здания Сената и Синода (1829—1834), Главного штаба и министерств на Дворцовой площади (1818—1829), Михайловский дворец (1819—1825) (Русский музей); • О.И. Бове (1784—1834) — по его проектам в Москве построены Большой театр (1821 —1824), здание Голицынской больницы (1-я градская; 1828—1832), Триумфальные ворота (1827—1834); • Д.И. Жилярди (1785—1845), который провел огромную работу по восстановлению памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное его строение — старое здание Московского университета (1817—1819). Большинство московских архитектурных сооружений Д.И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А.Г. Григорьевым (1782—1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823— 1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818— 1823). Скульптура как вид искусства в первой половины XIX в. существовала и в сочетании с архитектурой и градостроительством, и самостоятельно. В первом случае показательно творчество П.К. Клодта (1805—1867). Его скульптурная группа «Укротители коней» (1849—1850), установленная на Аничковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа мастера — памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Талантливым скульптором был Б.И. Орловский (1796—1837), в творчестве которого сочетались точность портретного изображения, классическая строгость и величественность (памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге, 1828—1836). По проекту И.П. Мартоса (1754—1835) в 1818 г. был установлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. Живопись. Русское изобразительное искусство развивалось в первой половине XIX в. в рамках различных художественных направлений: романтизма, классицизма, реализма. О.А. Кипренский (1782—1836) относился к романтикам в живописи; его кисти принадлежат великолепные портреты А.С. Пушкина (1827), В.А. Жуковского (1816), Е.П. Ростопчиной (1809) и др. В.А. Тро- пинину (1776—1857) была больше свойственна реалистическая манера письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа («Кружевница»), Создал также галерею портретов героев Отечественной войны 1812 г. (атаман М.И. Платов, партизан А.С. Фигнер, генерал П.И. Багратион и др.). Классическое направление в живописи было представлено творчеством К.П. Брюллова (1799—1852), писавшим как полотна на исторические сюжеты («Последний день Помпеи», «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.»), так и парадные портреты («Всадница»), а также картинами А.А. Иванова (1806—1858) религиоз- но-нравственного содержания («Явление Христа народу», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»). Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи первой половины XIX в. являлся А.Г. Венецианов (1780—1847), отразивший повседневную жизнь крестьян («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»). Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки молодых художников. Основоположником критического реализма в изобразительном искусстве стал П.А. Федотов (1815—1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появились картины, на которых отражены конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон российской действительности («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Ан- кор, еще анкор»). Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как и в предшествующие периоды, существовали разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе. Названные компоненты представляли доминирующую часть общественно-культурного и духовного уровня в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни рус<?Кого народа. Контрольные вопросы 1. Чем было вызвано ужесточение внутренней политики России во второй трети XIX в.? 2. Можно ли говорить о консервативном реформаторстве Николая I? 3. Каковы были последствия реформы управления государственными крестьянами? 4. Как финансовая реформа повлияла на экономическое развитие страны? 5. В чем заключалась сущность общественных споров в среде образованной части общества в этот период? 6. Каковы основные направления внешней политики при Николае I? 7. Почему культуру России первой половины XIX в. называют «золотым веком»? Литература Благоева Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. М.,1995. Виттекер У.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. М., 1999. Выскочков JI. Николай I. М., 2003. Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества. М., 1994. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева: В 2 т. М.;Л., 1946—1958. Ероигкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М„ 1981. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат России в XIX веке. М., 1978. Егоров Б.Д. Петрашевцы. М., 1988. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989. Т. 5. Ч. 4—5. Троицкий И.М. III Отделение при Николае I. Л., 1990. Очерки русской культуры XIX века: В 3 т. М., 1998—2001. Труайя А. Николай I. М., 2003. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-биографиче- ские очерки XIX века. М., 1995. 12. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX BEKAw ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II 12.1. Отмена крепостного права: причинь^ подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся, как известно, поражением для России. Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников. Император Александр II, вступивший на престол в феврале 1855 г., был намерен продолжать политику своего отца, однако сложившаяся ситуация привела его к мысли о необходимости перемен. Более четкое осознание Александром назревших проблем в стране произошло в 1855—1856 гг. Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830—1831 гг. В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина[21], в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях: «В экономическом или хозяйственном отношении крепостное право приводит все государство в ненормальное состояние и рождает искусственные явления в народном хозяйстве, болезненно отзывающиеся в целом государственном механизме... В нравственном отношении влияние крепостного права столько же пагубно, если не более. Почти безусловная зависимость одного лица от другого в сфере гражданской есть всегда, без исключения, источник необузданного произвола и притеснений, с одной стороны, и раболепства, лжи и обмана — с другой... Так, крепостное право есть неиссякаемый источник насилий, безнравственности, невежества, праздности, тунеядства и всех проистекающих отсюда пороков и даже преступлений. Все общественные и частные отношения заражены у нас влиянием крепостного права... Наконец, крепостное право не только разоряет и развращает государство, но оно грозит ему бедами и великими опасностями и в политическом отношении. С тех пор, как крепостное право водворилось на русской почве, несколько раз государство стояло благодаря ему на краю погибели...» (1855). Со своим проектом «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819—1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьянской общины. Он исходил из славянофильского идеала — вольного труда свободного общинника. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы. Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии — великий князь Константин Николаевич (брат Александра II) и великая княгиня Елена Павловна (тетка Александра II). Сам Александр II в выступлении перед представителями московского дворянства говорил: «Слухи носят, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам... Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» (1856). Существуют различные точки зрения относительно причин, заставивших верховную власть пойти на отмену крепостного права. Большинство отечественных историков считают, что главную роль в этом сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства. Экономический кризис, бедственное положение крестьян привели, по мнению исследователей, к значительному росту социальной напряженности на рубеже 1850—1860-х гг. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелей — Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. К середине XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства. К этому времени 3,6 тыс. дворян (3,5% общего числа) были беспоместными, более 41 тыс. (39,5%) имели крепостных менее 20 душ, а 66% крепостных (свыше 7 млн душ мужского пола) были заложены в банки помещиками (схема 154). Есть и другая точка зрения, согласно которой в середине XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возмож-
ностей, антиправительственные же выступления были крайне неактивны. В соответствии с этой концепцией стране не грозили ни экономическая катастрофа, ни социальные потрясения. Однако, сохранив крепостное право, она могла потерять статус великой державы, что наглядно показало поражение в Крымской войне. Таким образом, по мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обусловлена внешнеполитическими факторами, т.е. необходимостью сохранить статус России как могущественного государства. В 1857 г. царское правительство приступило к разработке крестьянской реформы. Император в своих действиях опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В период царствования Николая I численность бюрократии значительно возросла. Ее роль в государстве усилилась; поместное дворянство в это время, утратив былую силу, закладывало и перезакладывало имения. Окрепли и утвердились военно-политические функции бюрократии. Однако в 1830—1850-е гг. в ее среде стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральных бюрократов был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями — чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др. Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-либо из сословий, а государственной власти как самостоятельной, самодовлеющей силы. По их мнению, для укрепления позиций необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Либералы также выступали за демократизацию государства при сохранении монархии. В январе 1857 г. был создан традиционный для России Секретный комитет по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, оставшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса. Через год Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая значительная новация была в том, что вводилось гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобождения крестьянства. Одновременно были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях. Они также начали составлять свои проекты крестьянской реформы, однако их права и возможности были существенно ограничены специальным правительственным циркуляром. На практике деятельность этих комитетов сводилась в основном к сбору статистических данных о состоянии помещичьих имений по спущен- иым сверху правительством вопросам, а также к сочинению местных вариантов улучшения быта крестьян. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленькими земельными наделами. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла. Первоначально Александр II разделял позицию большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей. В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам. Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает специальное учреждение — редакционные комиссии. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин. Важную роль в подготовке отмены крепостного права на ее заключительном этапе сыграл генерал Я.И. Ростовцев (1803—1860), имя которого сегодня мало кому известно. Александр II считал его своим другом и безгранично доверял этому человеку. Я.И. Ростовцев был профессиональным военным, в молодости близко общался с руководителями Северного общества декабристов, однако в самой организации не состоял. Накануне восстания, сообщив о своем намерении друзьям, он доложил о готовящемся выступлении Николаю I и 14 декабря 1825 г. участвовал в подавлении восстания. С 1831 г. генерал служил по ведомству военно-учебных заведений, став в 1849 г. их главным начальником. В 1857 г. он был назначен членом Секретного (с 1858 г. Главного) комитета по крестьянскому делу. В этот период Я.И. Ростовцев являлся противником отмены крепостного права в ближайшем будущем. Но с середины 1858 г. он изменил свою позицию. В записке на имя царя «Ход и исход крестьянского вопроса» Я.И. Ростовцев выступил решительным сторонником реформы. Предположительно причиной такой метаморфозы была просьба умирающего сына «помочь делу освобождения крестьян» и снять тяжкие обвинения с их фамилии. В 1859г. Я.И. Ростовцев был назначен председателем редакционных комиссий, где отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы. Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Несмотря на огромные трудности, давление различных дворянских группировок, сопротивление высших реакционно-настроенных сановников государства, главную задачу они выполнили: подготовили законодательные акты реформы. Выдающимися деятелями, работавшими в редакционных комиссиях, были Н.А. Милютин, С.М. Жуковский, Я.А. Соловьев, А.П. Заболоцкий- Десятовский, К.И. Домонтович, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Именно П.П. Семенов, переживший всех своих товарищей по работе в редакционных комиссиях, в последний раз 19 февраля 1914 г. в полном одиночестве поднял тост в память о согласованной работе этого мозгового центра реформы, выполнив пожелание Н.А. Милютина, который на первой годовщине отмены крепостного права предложил ежегодно встречаться до тех пор, пока будет жив хотя бы один из них. После закрытия редакционных комиссий, кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 г. — февраль 1861 г.). Противники реформы вновь пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу был назначен решительный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через Комитет. Процесс утверждения основных актов реформы затягивался Государственным советом, но волей царя они были изъяты оттуда и подписаны лично Александром II 19 февраля 1861 г. Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России (табл. 30). После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения (схема 155), согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права: S самостоятельно заключать сделки; S заниматься промыслами по своему усмотрению; S переходить в другие сословия; S поступать на службу; S приобретать движимое и недвижимое имущество; и т.п.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |