КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русско-турецкая война 1877—1878 гг
Обострение Восточного вопроса и начало войны
делена на две части: северную и южную. Первой предоставлялась автономия, а вторая вновь становилась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину (схема 172).
Победа в Русско-турецкой войне была самым крупным военным успехом страны во второй половине XIX в. и укрепила влияние России на Балканах и в мире.
Присоединение к России Средней Азии. Во второй половине XIX в. начались экспансия и активное проникновение России в Среднюю Азию. В 1850—1860-е гг. произошло утверждение России в Казахстане, населяющие эти территории племена приняли российское подданство. Данная ситуация привела к столкновениям с соседними среднеазиатскими государствами — Бухарским эмиратом, Хивинским и Ко- кандским ханствами, которые переросли в затяжные военные действия. В 1865 г. русские войска под командованием генерала М. Черняева овладели крупнейшим городом этого региона Ташкентом. Здесь в 1867 г. было образовано туркестанское генерал-губернаторство, ставшее центром российского присутствия в Средней Азии. В вассальную зависимость от России попали Бухара, Хива. А Кокандское ханство, потерпевшее поражение от войск генерала М.Д. Скобелева, капитулировало и в 1876 г. было включено в состав Туркестанского края. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. В Сибири и на Дальнем востоке у России до середины XIX в. не было официально признанной границы. Русские переселенцы продолжали осваивать огромные территории. Для охраны земель вдоль р. Амура было сформировано в 1851 г. Забайкальское, а в 1858 г. — Амурское казачье войско. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева были подписаны договоры с Китаем (Айгунский в 1858 г. и Пекинский в 1860 г.) о разграничении смежных территорий по р. Амуру. Сложно развивались из-за спорных территорий отношения с Японией. В 1855 г. в японском г. Симода был заключен договор, в соответствии с которым Курильские острова признавались территорией России, а на о. Сахалин устанавливалось совместное владение. В 1875 г. согласно новому договору, заключенному в Петербурге, Курилы полностью отходили Японии, а о. Сахалин — России. Продажа п-ва Аляска состоялась при Александре II в 1867 г. в период проведения им реформ. Видимой угрозы Аляске не было. Отношения России и США в этот период были подчеркнуто дружескими. Во время Крымской войны США открыто заявили о своих нейтральных отношениях с Россией. Они активизировали торговлю, поставляли оружие и снаряжение воюющей армии, готовы были послать добровольцев. Россия эту поддержку не забыла. Во время войны Севера с Югом, когда решалась судьба целостности США, Россия была единственной крупной державой, заинтересованной в неделимости этой страны. Борьба с рабством в Америке и крепостничеством в России сблизила общественность двух держав. Но потенциальная угроза Аляске оставалась. И все, кто это хорошо понимал, пришли, наконец, к согласию, что надо продать «заблаговременно и дружелюбно, иначе вопрос разрешится завоеванием». Посвященные в эту проблему тщательно взвешивали все факторы, побуждающие принять столь нелегкое решение. Что же учитывалось? 1. Уязвимость колонии. Покоренные алеуты сотрудничали с русскими поселенцами, перенимая их образ жизни. Племена же индейцев покорены не были. Английские и американские торговцы снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям. В 1847 г. англичане, вторгнувшись на территорию Аляски со стороны Канады, учредили на Верхнем Юконе факторию. Русские были вынуждены с этим мириться. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными судами разных стран. И с ними колония тоже не могла справиться. 2. Состояние колонии. Огромная территория была практически не освоена. Очень редкие населенные пункты, фактории и зверобойные базы располагались только по побережью и в некоторых точках по течению р. Юкона. Во избежание стычек с индейцами проникновение в глубь континента колонистам было запрещено. Общая численность русского населения здесь колебалась от 600 до 800 человек. Экономическое положение территории было непрочным и продолжало ухудшаться. На содержание Аляски нужны были государственные дотации. Последствия Крымской войны, истощившей Россию морально и материально, заставили царя и его дипломатов изменить курс внешней политики. 3. Неспособность России в случае войны защитить Аляску. Таким образом, судьба территории была решена. 28 декабря 1866 г. Александр П подписал документ о продаже п-ва Аляска. Все это делалось втайне. Но был еще один деликатный момент: Соединенные Штаты, еще не пришедшие в себя после гражданской войны, на том этапе о подобной покупке не помышляли. Посланник Э. Стекль, прибывший в Вашингтон, должен был, предложив сделку, повернуть дело так, чтобы инициатива покупки исходила от США. Русский посланник с поставленной задачей справился. Весть о решении купить Аляску была встречена в американских правительственных кругах весьма благосклонно, формальности были быстро улажены. И 30 марта 1867 г. договор был подписан. Плату за покупку объявили равной 7 млн 200 тыс. долларов. Это было больше, чем ожидали в Петербурге: Э. Стекль получил инструкцию взять за Аляску не менее 5 млн долларов. Но эта плата была ничтожна за громадное приобретение. И пусть курс рубля того времени был в несколько раз выше нынешнего, все равно можно сказать, что Аляска продана за бесценок. Только одного золота в ней было добыто на сумму, в две с половиной тысячи раз большую, чем та, которую уплатил покупатель. Но самое интересное во всей этой истории заключается в том, что деньги Россия за Аляску так и не смогла привезти в страну. Значительная часть из 7,2 млн долларов была выплачена золотом, его погрузили на корабль «Оркней», взявший курс на Санкт-Петербург. В Балтийском море группа заговорщиков попыталась захватить золото, но потерпела неудачу. По каким-то причинам судно затонуло вместе с драгоценным грузом. Контрольные вопросы 1. В чем заключаются причины отмены крепостного права в России? 2. Каковы были основные условия освобождения крестьян? 3. В чем проявились буржуазные и феодальные черты реформы 1861 г.? 4. Можно ли назвать реформы 1860—1870-х гг. либеральными? В чем заключается основное содержание каждой из них? 5. Как можно объяснить террористический характер народнического движения во второй половине XIX в.? 6. Каковы особенности социально-экономического пореформенного развития страны? 7. Почему восточный вопрос оставался приоритетным во внешней политике России? 8. Как складывались в этот период российско-американские отношения? Литература Александр Второй. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 —1880. М., 1978. Великие реформы в России. 1856—1874/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эк- лофа, Дж. Бушнелла. М., 1992. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856—1861. М„ 1984. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877—1878 гг. — апофеоз Восточного кризиса. М., 1997. Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX века. М„ 1974. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989 //Соч. Т. 5. Ч. V. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991. Лопатников В. Пьедестал: Время и служение канцлера Горчакова. М., 2003. Ляшенко Л.М. Александр И. М., 2002. Пирумова Н.М. Александр Герцен — революционер, мыслитель, человек. М., 1989. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1992. Рудницкая Е.М. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992. Соловьева A.M. Промышленная революция в России. М., 1990. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1—2. 13. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III 13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы Период царствования императора Александра III (1881—1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ[26]. Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827— 1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия. Однако в отличие от славянофильских идеологов К.П. Победоносцев отвергал их тезис об особой роли земства в осуществлении единения царя с народом путем созыва земских соборов, так как видел в них угрозу ограничения самодержавной власти. Другим идеологом контрреформ был М.Н. Катков[27], близкий по духу и воззрениям К.П. Победоносцеву. Их взгляды оказали решающее влияние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики. Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией. В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти не возврат к дореформенным порядкам, что было бы просто нелепостью, а консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины. Они считали, что в противном случае Россия потеряет свою самобытность и рухнет. Это был ограниченно-консервативный вариант реформ, согласно которому предлагалось возвратить некоторые утраченные в период преобразований 1860—1870-х гг. сословно-феодальные элементы. Экономическая программа Каткова — Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Экономическая политика предусматривала протекционистские меры в области развития отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне. Партия контрреформ опиралась на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах. В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был осуществлен в приведенной ниже последовательности. • 14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он принимался сроком ца три года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917 г. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам; • 27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», усилившие репрессивные меры в этой сфере. Теперь любое периодическое издание могло быть закрыто навсегда, если его деятельность признавалась вредной для общества по решению четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер- прокурора Святейшего синода). Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки». • 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. Значительно сократились права ученых советов. Назначение ректоров и замещение профессорских вакансий отныне должно было осуществляться министром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 рублей в год. Названые меры составили своеобразный блок контрреформ (схема 173). Затем эта деятельность была продолжена Д.А. Толстым. • 18 декабря 1886 г. он представил Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами, сведение до минимума роли общественного самоуправления земских и городских учреждений, усиление власти министра внутренних дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями, ограничение выборного начала" при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения, предоставление больших полномочий дворянству в делах местного управления и передачу дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью. • Царь одобрил эту программу. Первым результатом ее реализации стало введение 12 июля 1889 г. института земских участковых начальников. В губерниях создавались земские участки (по четыре-пять в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими лсмскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами. • Следующим шагом в ограничении сферы земской деятельности стал Закон от 12 июня 1890 г., утвердивший новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону делились на три разряда: 1) крестьяне; 2) дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; 3) прочие сельские и городские сословия. Общее число уездных гласных было сильно сокращено (с 13 329 до 10229), при этом дворянам отдавалось больше половины мест, а крестьянам — всего 3167 (вместо прежних 5 357). Ценз в большинстве уездов был понижен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. Право участия в выборах теперь давали или земля, или недвижимое имущество на сумму не менее 15 тыс. рублей. Многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. Отныне избирать уполномоченных на предварительных съездах имели право лишь владельцы '/10 ценза (а не как было раньше). Крестьяне выбирали по одному кандидату в гласные от волости. Позднее из числа кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных, т.е. крестьянская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вынуждена проходить процедуру утверждения в административных инстанциях. Перед началом выборов в уездных городах составлялись избирательные списки, затем в назначенные губернатором дни проходили волостные сходы, а также съезды мелких собственников и представителей прочих сословий. Гласные избиралась на три года. Выбранные представители собирались на уездное земское собрание. Гласных приводили к присяге, затем земское собрание выбирало гласных в губернское земское собрание. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составля-
Схема 173
ли 55,2% гласных в уездных и 89,5% в губернских земских собраниях. Но это, как ни странно, не смогло серьезно уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств по отношению к самодержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов. • Принятие Положения о земствах повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 г. нового Городового положения. Оно предусматривало значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения. Налоговый ценз был заменен имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выборам. Например, в Москве их число сократилось с 23 671 до 7221. Избирательное право предоставлялось частным лицам, которые владели крупной недвижимостью в черте города (недвижимое имущество в столице оценивалось не менее 3 тыс. рублей, уездных — 300 рублей). Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав. Минимальное число гласных в городских думах было сокращено до 20 человек (в столицах до 160). По сравнению с Городовым положением 1870 г. существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления. Все существенные решения городских дум, а также избранный руководящий состав (городской глава, члены управ) подлежали утверждению царской администрацией. Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889). Важным элементом контрреформ'аторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне. • 18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель. 13.2. Модернизация российской экономики В первой половине 80-х гг. XIX в. в России удалось провести ряд укономических преобразований по инициативе Николая Христианови- ча Бунге (министр финансов в 1881 —1886 гг.), одного из последних оставшихся во власти сторонников идеалов 1860-х гг. (табл. 32). Еще в сентябре 1880 г. он подал Александру II записку, в которой высказывался за принятие мер общего характера для поднятия народного хозяйства России. В ней говорилось: «Для содействия обрабатывающей промышленности заводским и торговым предприятиям от правительства требуется... не столько материальная помощь, сколько установление лучшего порядка посредством издания законов, применяемых к современному развитию хозяйства. Россия отстала от всей Западной Европы в этом отношении на полстолетия». По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране современного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия. 1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день. В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства. 3 июня 1886 г. новый закон, подписанный царем, устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации. Другой важной реформой стала отмена в 1882—1886 гг. подушной подати, этого исторически краеугольного камня российского налогообложения. Н.Х. Бунге так объяснял это: «Можно ожидать, что с отменой подушной подати, с одной стороны, прекратится накопление крупных недоимок, а с другой — возвысится благосостояние всего земледельческого населения и оно уплатит свободно, по своим средствам, в виде косвенных налогов, акцизов с вина, пива, сахара, табака, таможенных пошлин с чая и других предметов значительную долю того, что взыскивается принудительно в виде подушной подати». Отмена подушной подати заменяла сословное налогообложение косвенными налогами по имущественному признаку. В 1885 г. Н.Х. Бунге ввел дополнительные сборы к промысловому налогу: 3%-й с доходов акционерных обществ и 5%-й с доходов от денежных капиталов. Будучи министром финансов, Н.Х. Бунге пытался стабилизировать денежное обращение, в 1881 г. была возобновлена чеканка серебряно-
го рубля. Для кредитования народного хозяйства были созданы Крестьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки. Н.Х. Бунге подвергался сильнейшему давлению со стороны партии контрреформ, так как его взгляды и дела расходились с ее экономическими представлениями. В январе 1887 г. он был уволен с поста министра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил близкий к М.Н.Каткову Иван Алексеевич Вышеградский (1831 —1895) — ученый и предприниматель. По основным направлениям экономической политики И.А. Вышеградский был вынужден продолжить линию своего предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности и т.д., и протекционизм как основа его деятельности в экономической сфере все же преобладал (см. табл. 32). В плеяде российских реформаторов одно из первых мест занимал Сергей Юльевич Витте (1849—1915), начавший свою деятельность при Александре III. В истории России он остался как один из самых крупных государственных чинов, который способствовал экономическому подъему страны. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществления (см. табл. 32). В целом политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия. 13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма Развитие капитализма сопровождалось зарождением рабочего движения, началом распространения марксизма в России и возникновением социал-демократии. Еще в период доминирования в общественном движении народников в стране появляются первые рабочие организации: «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) (табл. 33). После разгрома революционного народничества бывшие участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игна-
тов обратились к марксизму, основав за границей, в Женеве, в 1883 г. группу «Освобождение труда». Несколько марксистских кружков в 1883—1892 гг. (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.) действовали и в России (табл. 34). В 1895 г. попытку объединить разрозненные кружки и соединить их с рабочим движением предпринял петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», которым руководил В.И. Ульянов (Ленин) и Ю.О. Цедербаум (Мартов). Но все кружки были быстро ликвидированы царской охранкой. Однако их появление и деятельность способствовали становлению социал-демократии и образованию в будущем политических партий.
После разгрома революционного народничества это течение трансформируется в либеральное народничество. Его представители, оставшись сторонниками общинного социализма, не принимали революционных методов борьбы и призывали к эволюционным реформам для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительную работу среди населения и пропагандировали так называемую «теорию малых дел». Наиболее видными идеологами либеральных народников были публицисты и экономисты Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский.
13.4. Внешняя политика России в 1880—1890-х гг. В конце XIX в. в очередной раз происходит обострение противоречий между великими европейскими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. И хотя Россия, особенно в период правления императора Александра III, пыталась играть роль миротворца, шел поиск союзников для "формирования военно-политических блоков. Первыми такой союз в 1882 г. заключили Германия, Австро-Венгрия и Италия. Постепенно из-за влияния на Балканах начали обостряться отношения России с Австро-Венгрией, а затем и с Германией в связи с начавшейся в 1890 г. таможенной войной. В результате этого Россия стала пересматривать традиционную ориентацию на центрально- европейские державы и начала активное политическое и военное сближение с Францией. Россия стала также получать регулярно французские займы. В 1892 г. русско-французский союз был окончательно оформлен и принял антигерманскую направленность. На азиатском внешнеполитическом направлении происходило завершение присоединения Средней Азии (были покорены туркменские племена, и в 1882 г. образована Закаспийская область с центром в г.Ашхабаде). Были установлены четкие границы с Афганистаном. В конце XIX в. России в целом удалось сохранить статус великой державы и поддерживать мир на своих границах (схема 174).
13.5. Культура во второй половине XIX в. Реформы 1860—1870-х гг. в социально-экономической (отмена кре- ностного права) и политической (учреждение земств, судебная и воен- ппя реформы) сферах повлекли за собой серьезные изменения в обра-.кнзательно-культурной области. В этот период на культуру влияла острая борьба между консервативной, либеральной и революционно-социалистической тенденциями (схема 175). Образование. Все звенья системы народного образования подверглись реформированию. 14 июля 1864 г. был принят новый документ «Положение о народных училищах», определивший основы начального образования в пореформенный период. Оно включало в себя школы, относящиеся к министерству народного просвещения (народные училища), к духовному ведомству — Святейшему синоду (церковно-при- ходские школы), к земствам (земские трехгодичные школы). В значительной степени возросло количество начальных учебных заведений, что привело к увеличению грамотности в России. Если в 1861 г. ее уровень составлял около 7%, то в конце XIX в. — 21,1% (по переписи 1897 г. — включая лиц старше восьми лет). Основной формой среднего образования стала гимназия, новый устав которой Александр II утвердил 19 ноября 1864 г. Гимназии подразделялись на классические и реальные. Классические гимназии были семиклассными учебными заведениями. Акцент в преподавании делался и них на древние языки — латынь и греческий, а также на гуманитарные предметы. В реальных гимназиях (позднее их начали называть училищами) значительно больше времени отводилось на изучение математики, физики и химии. Выпускники классической гимназии имели право поступать в университеты, а реалисты — только в технические вузы. Обучение было платным и составляло 50—100 рублей в год. Изменения произошли и в сфере высшего образования. Открылись новые университеты в Одессе (1865) и Томске (1888). 18 июня 1863г. был утвержден новый университетский устав, дававший университетам значительную автономию. Увеличилось число технических высших учебных заведений, что было обусловлено ускоренным развитием капитализма в России. К концу XIX в. в стране уже насчитывалось более 60 государственных вузов, в которых обучались около 30 тыс. студентов. Вместе с тем в период контрреформ в 1880—1890-е гг. деятельность правительства в сфере образования стала носить явно реакци- онно-охранительный характер. Усилилось влияние церкви на школь-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |