Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русско-турецкая война 1877—1878 гг




Обострение Восточного вопроса и начало войны

Дата Событие
1875 г. Восстание в Боснии и Герцеговине
Апрель 1867 г. Восстание в Болгарии
Июнь 1876 г. Объявление Сербией и Черногорией войны Турции; в России сбор средств на помощь восставшим и запись добровольцев
Октябрь 1876 г. Разгром сербской армии под Дьюнишем; предъявление Россией Турции ультимату­ма о прекращении боевых действий
Январь 1877 г. Конференция послов европейских стран в Константинополе. Попытка разрешения кризиса окончилась безрезультатно
Март 1877 г. Подписание европейскими державами Лондонского протокола, обязывающего Турцию провести реформы. Турция отвергла это предложение
12 апреля 1877 г. Подписание Александром II манифеста о начале войны с Турцией
Схема 171

 

делена на две части: северную и южную. Первой предоставлялась автономия, а вторая вновь становилась турецкой провинцией. Авст­ро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину (схема 172).

I Причины i войны i '"Г" • Обострение восточного во­проса и стрем­ление России играть активную роль в междуна­родной политике. • Поддержка Россией нацио­нально-освободи­тельного движе­ния балканских народов против Турции. • Отказ Тур­ции удовлетво­рить ультиматум России о прекра­щении боевых действий в Сербии

Победа в Русско-турецкой войне была самым крупным военным ус­пехом страны во второй половине XIX в. и укрепила влияние России на Балканах и в мире.

Таблица 31

Дата Событие
1877 г.  
12 апреля Взятие русскими войсками турецких крепостей на Дунае
12 апреля Переход русских войск через русско-турецкую границу на Кавказе
18 апреля Взятие Баязета
22 мая Установление блокады Карса
1—28 июня Оборона Баязета русским отрядом капитана Штоковича
15 июня Переправа авангарда русской армии через Дунай у Зимницы
30 июня — Переход через Балканы передового отряда во главе
2 июля с генералом Гурко
7 июля Взятие Шипкинского перевала отрядом генерала Гурко
20 июня Первый штурм Плевны русскими войсками
18 июля Второй штурм Плевны русскими войсками
30—31 августг Третий штурм Плевны русскими войсками
12 октября — Блокада Плевны
28 ноября  
6 ноября Штурм Карса русскими войсками
28 ноября Пленение гарнизона Плевны
13—19 Переход через Балканы западного отряда генерала Гурко
декабря  
23 декабря Взятие Софии войсками генерала Гурко
23—27 Переход через Балканы отрядов Святополк-Мирского и
декабря Скобелева
27 декабря Сражение у дер. Шипка, взятие русскими войсками ставки в г. Казанлыке
28 декабря Сражение у Шейново, Шипки и на Шипкинском перевале. Взятие в плен турецкой армии Весселя-паши
30 декабря Установление блокады Эрзерума
31 декабря — Наступление авангарда генерала Гурко на Филиппополь
3 января и взятие города после поражения армии Сулеймана-паши
1878 г. ■ч
1878 г.  
8 января Взятие Андрианополя русскими войсками
10 февраля Взятие Эрзерума русскими войсками
12 февраля Взятие Сан-Стефано русскими войсками
Ход военных действий на территории Болгарии и в Закавказье

 

Схема 172

 

Присоединение к России Средней Азии. Во второй половине XIX в. начались экспансия и активное проникновение России в Среднюю Азию. В 1850—1860-е гг. произошло утверждение России в Казахста­не, населяющие эти территории племена приняли российское поддан­ство. Данная ситуация привела к столкновениям с соседними средне­азиатскими государствами — Бухарским эмиратом, Хивинским и Ко- кандским ханствами, которые переросли в затяжные военные действия. В 1865 г. русские войска под командованием генерала М. Черняева ов­ладели крупнейшим городом этого региона Ташкентом. Здесь в 1867 г. было образовано туркестанское генерал-губернаторство, ставшее цент­ром российского присутствия в Средней Азии. В вассальную зависи­мость от России попали Бухара, Хива. А Кокандское ханство, потерпев­шее поражение от войск генерала М.Д. Скобелева, капитулировало и в 1876 г. было включено в состав Туркестанского края.


Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. В Си­бири и на Дальнем востоке у России до середины XIX в. не было офи­циально признанной границы. Русские переселенцы продолжали осва­ивать огромные территории. Для охраны земель вдоль р. Амура было сформировано в 1851 г. Забайкальское, а в 1858 г. — Амурское казачье войско. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Му­равьева были подписаны договоры с Китаем (Айгунский в 1858 г. и Пе­кинский в 1860 г.) о разграничении смежных территорий по р. Амуру.

Сложно развивались из-за спорных территорий отношения с Япо­нией. В 1855 г. в японском г. Симода был заключен договор, в соответ­ствии с которым Курильские острова признавались территорией Рос­сии, а на о. Сахалин устанавливалось совместное владение. В 1875 г. согласно новому договору, заключенному в Петербурге, Курилы пол­ностью отходили Японии, а о. Сахалин — России.

Продажа п-ва Аляска состоялась при Александре II в 1867 г. в период проведения им реформ. Видимой угрозы Аляске не было. Отношения Рос­сии и США в этот период были подчеркнуто дружескими. Во время Крымской войны США открыто заявили о своих нейтральных отношени­ях с Россией. Они активизировали торговлю, поставляли оружие и снаря­жение воюющей армии, готовы были послать добровольцев. Россия эту поддержку не забыла. Во время войны Севера с Югом, когда решалась судьба целостности США, Россия была единственной крупной державой, заинтересованной в неделимости этой страны. Борьба с рабством в Аме­рике и крепостничеством в России сблизила общественность двух дер­жав.

Но потенциальная угроза Аляске оставалась. И все, кто это хорошо понимал, пришли, наконец, к согласию, что надо продать «заблаговре­менно и дружелюбно, иначе вопрос разрешится завоеванием». Посвя­щенные в эту проблему тщательно взвешивали все факторы, побужда­ющие принять столь нелегкое решение. Что же учитывалось?

1. Уязвимость колонии. Покоренные алеуты сотрудничали с рус­скими поселенцами, перенимая их образ жизни. Племена же индей­цев покорены не были. Английские и американские торговцы снаб­жали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям. В 1847 г. англичане, вторгнувшись на территорию Аляски со стороны Канады, учредили на Верхнем Юконе факторию. Русские были вы­нуждены с этим мириться. Прибрежные воды Аляски кишели кито­бойными судами разных стран. И с ними колония тоже не могла справиться.

2. Состояние колонии. Огромная территория была практически не освоена. Очень редкие населенные пункты, фактории и зверобойные базы располагались только по побережью и в некоторых точках по те­чению р. Юкона. Во избежание стычек с индейцами проникновение в глубь континента колонистам было запрещено. Общая численность рус­ского населения здесь колебалась от 600 до 800 человек. Экономичес­кое положение территории было непрочным и продолжало ухудшаться. На содержание Аляски нужны были государственные дотации. Послед­ствия Крымской войны, истощившей Россию морально и материально, заставили царя и его дипломатов изменить курс внешней политики.

3. Неспособность России в случае войны защитить Аляску.

Таким образом, судьба территории была решена. 28 декабря 1866 г. Александр П подписал документ о продаже п-ва Аляска. Все это дела­лось втайне.

Но был еще один деликатный момент: Соединенные Штаты, еще не пришедшие в себя после гражданской войны, на том этапе о подобной покупке не помышляли. Посланник Э. Стекль, прибывший в Вашинг­тон, должен был, предложив сделку, повернуть дело так, чтобы инициа­тива покупки исходила от США.

Русский посланник с поставленной задачей справился. Весть о решении купить Аляску была встречена в американских правитель­ственных кругах весьма благосклонно, формальности были быстро улажены. И 30 марта 1867 г. договор был подписан. Плату за покуп­ку объявили равной 7 млн 200 тыс. долларов. Это было больше, чем ожидали в Петербурге: Э. Стекль получил инструкцию взять за Аляску не менее 5 млн долларов. Но эта плата была ничтожна за гро­мадное приобретение. И пусть курс рубля того времени был в не­сколько раз выше нынешнего, все равно можно сказать, что Аляска продана за бесценок. Только одного золота в ней было добыто на сумму, в две с половиной тысячи раз большую, чем та, которую упла­тил покупатель.

Но самое интересное во всей этой истории заключается в том, что деньги Россия за Аляску так и не смогла привезти в страну. Значи­тельная часть из 7,2 млн долларов была выплачена золотом, его погру­зили на корабль «Оркней», взявший курс на Санкт-Петербург. В Бал­тийском море группа заговорщиков попыталась захватить золото, но потерпела неудачу. По каким-то причинам судно затонуло вместе с драгоценным грузом.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются причины отмены крепостного права в России?

2. Каковы были основные условия освобождения крестьян?

3. В чем проявились буржуазные и феодальные черты реформы 1861 г.?

4. Можно ли назвать реформы 1860—1870-х гг. либеральными? В чем за­ключается основное содержание каждой из них?

5. Как можно объяснить террористический характер народнического дви­жения во второй половине XIX в.?

6. Каковы особенности социально-экономического пореформенного раз­вития страны?

7. Почему восточный вопрос оставался приоритетным во внешней поли­тике России?

8. Как складывались в этот период российско-американские отношения?

Литература

Александр Второй. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 —1880. М., 1978. Великие реформы в России. 1856—1874/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эк- лофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856—1861. М„ 1984.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877—1878 гг. — апофеоз Восточного кризиса. М., 1997.

Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX века. М„ 1974.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989 //Соч. Т. 5. Ч. V. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась ре­форматорская альтернатива. М., 1991.

Лопатников В. Пьедестал: Время и служение канцлера Горчакова. М., 2003.

Ляшенко Л.М. Александр И. М., 2002.

Пирумова Н.М. Александр Герцен — революционер, мыслитель, человек. М., 1989.

Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1992. Рудницкая Е.М. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992. Соловьева A.M. Промышленная революция в России. М., 1990. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1—2.


13. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III

13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы

Период царствования императора Александра III (1881—1894) час­то называют временем народного самодержавия и контрреформ[26].

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последую­щей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827— 1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержа­вия. Однако в отличие от славянофильских идеологов К.П. Победо­носцев отвергал их тезис об особой роли земства в осуществлении единения царя с народом путем созыва земских соборов, так как видел в них угрозу ограничения самодержавной власти.

Другим идеологом контрреформ был М.Н. Катков[27], близкий по духу и воззрениям К.П. Победоносцеву. Их взгляды оказали решающее влия­ние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Фран­цией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти не возврат к дореформенным порядкам, что было бы просто нелепостью, а консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины. Они считали, что в противном случае Россия потеряет свою самобыт­ность и рухнет. Это был ограниченно-консервативный вариант реформ, согласно которому предлагалось возвратить некоторые утраченные в период преобразований 1860—1870-х гг. сословно-феодальные эле­менты.

Экономическая программа Каткова — Победоносцева также содер­жала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Экономическая политика предусмат­ривала протекционистские меры в области развития отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над бир­жевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогооб­ложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ опиралась на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками ре­форм в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был осуществлен в приведенной ниже последовательности.

• 14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спо­койствия». Он принимался сроком ца три года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917 г. Согласно этому закону уве­личивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам;

• 27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные прави­ла о печати», усилившие репрессивные меры в этой сфере. Теперь лю­бое периодическое издание могло быть закрыто навсегда, если его дея­тельность признавалась вредной для общества по решению четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер- прокурора Святейшего синода). Например, таким образом было пре­кращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

• 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. Значительно сократились права ученых советов. Назначение ректоров и замеще­ние профессорских вакансий отныне должно было осуществляться ми­нистром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учеб­ного округа, который получил возможность широко вмешиваться в ра­боту университетов, выполняя контролирующие функции. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 рублей в год.

Названые меры составили своеобразный блок контрреформ (схема 173). Затем эта деятельность была продолжена Д.А. Толстым.

• 18 декабря 1886 г. он представил Александру III доклад, в кото­ром излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царство­вание Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами, сведение до минимума роли общественного самоуправления земских и городских учреждений, усиление власти министра внутрен­них дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учрежде­ниями, ограничение выборного начала" при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения, предоставление больших полномочий дворянству в делах местного управления и передачу дел по маловажным поступкам от су­дебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непо­средственной связи с административной властью.

• Царь одобрил эту программу. Первым результатом ее реализации стало введение 12 июля 1889 г. института земских участковых началь­ников. В губерниях создавались земские участки (по четыре-пять в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уезд­ные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решав­шиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими лсмскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших по­мещиков над сельскими крестьянскими обществами.

• Следующим шагом в ограничении сферы земской деятельности стал Закон от 12 июня 1890 г., утвердивший новое Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадеж­ной категории населения в земствах за счет изменения земской изби­рательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону де­лились на три разряда: 1) крестьяне; 2) дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; 3) прочие сельские и го­родские сословия. Общее число уездных гласных было сильно сокра­щено (с 13 329 до 10229), при этом дворянам отдавалось больше поло­вины мест, а крестьянам — всего 3167 (вместо прежних 5 357). Ценз в большинстве уездов был понижен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства.

Право участия в выборах теперь давали или земля, или недвижи­мое имущество на сумму не менее 15 тыс. рублей. Многие мелкие соб­ственники лишались права участвовать в земских делах. Отныне из­бирать уполномоченных на предварительных съездах имели право лишь владельцы '/10 ценза (а не как было раньше). Крестьяне вы­бирали по одному кандидату в гласные от волости. Позднее из числа кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных, т.е. кресть­янская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вы­нуждена проходить процедуру утверждения в административных ин­станциях.

Перед началом выборов в уездных городах составлялись избира­тельные списки, затем в назначенные губернатором дни проходили во­лостные сходы, а также съезды мелких собственников и представите­лей прочих сословий. Гласные избиралась на три года. Выбранные представители собирались на уездное земское собрание. Гласных при­водили к присяге, затем земское собрание выбирало гласных в губерн­ское земское собрание.

К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составля-


Внутренняя политика в период правления Александра III (1881—1894)    
1 И, Идеологи: |— Контрреформы — название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 1860-х гг.      
1 К.П. Победоносцев, | 1 Д.А. Толстой, 1 1 В.П. Мещерский 1   Основные направления 1          
Ограничение земского и городского самоуправления Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.   Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования  
         
. _.7 Введение должностей земских участковых начальников (1889) I Контроль за кресть­янским самоуправ­лением. Решение земельных вопросов     \                
  «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (1884) — чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением.       Новые Временные правила о печати (1882), согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт        
              Новый университетский устав (1884)    
        Ограничение открытости судопроизводства по политическим делам (1887). Ликвидация мировых судов    
Новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890)   i      
        Ликвидация автономии    
  Создание охранных отделений. Введение политического сыска  
\      


 

Схема 173


Циркуляр министра просвещения «о кухаркиных детях» (1887)
   
Ограничения при поступлении в гимназии детей низших сословий

ли 55,2% гласных в уездных и 89,5% в губернских земских собрани­ях. Но это, как ни странно, не смогло серьезно уменьшить, как рассчи­тывала верховная власть, оппозиционность земств по отношению к са­модержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.

• Принятие Положения о земствах повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 г. нового Городового положения. Оно предусматривало значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наи­более состоятельной части населения.

Налоговый ценз был заменен имущественным, что уменьшило чис­ло лиц, допущенных к выборам. Например, в Москве их число сократи­лось с 23 671 до 7221. Избирательное право предоставлялось частным лицам, которые владели крупной недвижимостью в черте города (не­движимое имущество в столице оценивалось не менее 3 тыс. рублей, уездных — 300 рублей). Мелкие и средние налогоплательщики лиша­лись избирательных прав. Минимальное число гласных в городских думах было сокращено до 20 человек (в столицах до 160). По сравне­нию с Городовым положением 1870 г. существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления. Все суще­ственные решения городских дум, а также избранный руководящий со­став (городской глава, члены управ) подлежали утверждению царской администрацией.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и су­дебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за ис­ключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворян­ского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформ'аторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

• 18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с кото­рым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого тре­бовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел зем­ли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между передела­ми не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него прого­лосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направле­ны на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.


13.2. Модернизация российской экономики

В первой половине 80-х гг. XIX в. в России удалось провести ряд укономических преобразований по инициативе Николая Христианови- ча Бунге (министр финансов в 1881 —1886 гг.), одного из последних оставшихся во власти сторонников идеалов 1860-х гг. (табл. 32). Еще в сентябре 1880 г. он подал Александру II записку, в которой вы­сказывался за принятие мер общего характера для поднятия народного хозяйства России. В ней говорилось: «Для содействия обрабатыва­ющей промышленности заводским и торговым предприятиям от прави­тельства требуется... не столько материальная помощь, сколько уста­новление лучшего порядка посредством издания законов, применяемых к современному развитию хозяйства. Россия отстала от всей Западной Европы в этом отношении на полстолетия». По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране совре­менного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия.

1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часо­вой рабочий день. В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства. 3 июня 1886 г. новый закон, подписан­ный царем, устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд кара­тельных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.

Другой важной реформой стала отмена в 1882—1886 гг. подушной подати, этого исторически краеугольного камня российского налогооб­ложения. Н.Х. Бунге так объяснял это: «Можно ожидать, что с отме­ной подушной подати, с одной стороны, прекратится накопление круп­ных недоимок, а с другой — возвысится благосостояние всего земле­дельческого населения и оно уплатит свободно, по своим средствам, в виде косвенных налогов, акцизов с вина, пива, сахара, табака, таможен­ных пошлин с чая и других предметов значительную долю того, что взыскивается принудительно в виде подушной подати». Отмена по­душной подати заменяла сословное налогообложение косвенными на­логами по имущественному признаку. В 1885 г. Н.Х. Бунге ввел до­полнительные сборы к промысловому налогу: 3%-й с доходов акцио­нерных обществ и 5%-й с доходов от денежных капиталов.

Будучи министром финансов, Н.Х. Бунге пытался стабилизировать денежное обращение, в 1881 г. была возобновлена чеканка серебряно-

Таблица 32 Реформаторская деятельность, направленная на модернизацию экономики
Реформаторы Предлагаемые преобразования и их осуществление
Николай Христианович Бунге (1823—1895) — министр финансов (1881—1886) председатель кабинета министров (1887—1895) Политика протекционизма: S повышение таможенных пошлин; S поддержка частных акционерных банков; S реформирование системы налогообложения и введение новых налогов на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции. Политика в крестьянском вопросе: S ликвидация временнообязанного состояния и понижение выкупных платежей (1881); S создание Крестьянского банка для льготного кредитования крестьян (1882); S отмена подушной подати (1885); S закон об ограничении детского труда (1882)
Иван Алексеевич Вышеградский (1831-1895) — министр финансов (1887—1892) Продолжение политики протекционизма: S принятие нового повышенного таможенного тарифа (1891); S повышение косвенных налогов и расширение налогообложения торговых и промышленных предприятий; S усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпри­нимательства; S подчинение частных железных дорог государству. Добился устойчивости финансовой системы
Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (с 1903 г.), председатель Совета министров (1905—1906) Политика ускоренного промышленного развития: S жесткая налоговая система; S увеличение косвенных налогов; S введение государственной винной монополии (1894); S поддержка железнодорожного строительства. Политика протекционизма: S защита российской промышленности от ино­странных конкурентов; S финансовая реформа (1897): введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация; широкое привлечение в страну иностранного капитала

 

го рубля. Для кредитования народного хозяйства были созданы Крес­тьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки.

Н.Х. Бунге подвергался сильнейшему давлению со стороны партии контрреформ, так как его взгляды и дела расходились с ее экономичес­кими представлениями. В январе 1887 г. он был уволен с поста мини­стра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил близкий к М.Н.Каткову Иван Алексеевич Вышеградский (1831 —1895) — уче­ный и предприниматель. По основным направлениям экономической политики И.А. Вышеградский был вынужден продолжить линию свое­го предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности и т.д., и протекционизм как основа его де­ятельности в экономической сфере все же преобладал (см. табл. 32).

В плеяде российских реформаторов одно из первых мест занимал Сергей Юльевич Витте (1849—1915), начавший свою деятельность при Александре III. В истории России он остался как один из самых крупных государственных чинов, который способствовал экономиче­скому подъему страны. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществле­ния (см. табл. 32).

В целом политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первен­ство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.

13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма

Развитие капитализма сопровождалось зарождением рабочего дви­жения, началом распространения марксизма в России и возникновени­ем социал-демократии.

Еще в период доминирования в общественном движении народни­ков в стране появляются первые рабочие организации: «Южно-рос­сийский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) (табл. 33).

После разгрома революционного народничества бывшие участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игна-

Таблица 33
Название Годы, место действия Руководи­тели Программа Деятельность
Южно­россий­ский союз рабочих 1875— 1876 гг., Одесса Е.О. За­славский Борьба с существу­ющим политическим строем. Влияние народ­нической идеологии Пропаган­дистская деятельность
Северный союз русских рабочих 1878— 1880 гг., Петербург С.Н. Хал­турин, В.П. Обнор­ский Ликвидация существу­ющего строя. Борьба за политическую свободу. Солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание про­кламаций и листка «Рабо­чая заря»

 

тов обратились к марксизму, основав за границей, в Женеве, в 1883 г. группу «Освобождение труда».

Несколько марксистских кружков в 1883—1892 гг. (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.) действовали и в России (табл. 34). В 1895 г. попытку объединить разрозненные кружки и соединить их с рабочим движением предпринял петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», которым руководил В.И. Ульянов (Ле­нин) и Ю.О. Цедербаум (Мартов). Но все кружки были быстро ликви­дированы царской охранкой. Однако их появление и деятельность спо­собствовали становлению социал-демократии и образованию в буду­щем политических партий.

Первые рабочие организации в России

После разгрома революционного народничества это течение транс­формируется в либеральное народничество. Его представители, остав­шись сторонниками общинного социализма, не принимали революци­онных методов борьбы и призывали к эволюционным реформам для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением сво­ей деятельности они избрали культурно-просветительную работу сре­ди населения и пропагандировали так называемую «теорию малых дел». Наиболее видными идеологами либеральных народников были публицисты и экономисты Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов, Н.К. Ми­хайловский.


Таблица 34 Марксистские кружки в России
Название Годы, место действия Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1885— 1887 гг., Петербург Д.И. Благоев Изучение марксизма, пропа­ганда его среди рабочих, изда­ние газеты «Рабочий». Кружок был раскрыт полицией
Товарище­ство санкт- петербург­ских мастеров 1883— 1887 гг., Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организа­ция студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке начинал изучение марксизма В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889— 1892 гг., Петербург М.И. Бруснев Пропаганда марксизма, созда­ние рабочих кружков. Орга­низация демонстрации и ма­евки в 1891 г.

 

13.4. Внешняя политика России в 1880—1890-х гг.

В конце XIX в. в очередной раз происходит обострение противоре­чий между великими европейскими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. И хотя Россия, особенно в период правления императора Александра III, пыталась играть роль ми­ротворца, шел поиск союзников для "формирования военно-политиче­ских блоков. Первыми такой союз в 1882 г. заключили Германия, Ав­стро-Венгрия и Италия.

Постепенно из-за влияния на Балканах начали обостряться отно­шения России с Австро-Венгрией, а затем и с Германией в связи с на­чавшейся в 1890 г. таможенной войной. В результате этого Россия стала пересматривать традиционную ориентацию на центрально- европейские державы и начала активное политическое и военное сближение с Францией. Россия стала также получать регулярно фран­цузские займы. В 1892 г. русско-французский союз был окончательно оформлен и принял антигерманскую направленность.

На азиатском внешнеполитическом направлении происходило за­вершение присоединения Средней Азии (были покорены туркменские племена, и в 1882 г. образована Закаспийская область с центром в г.Ашхабаде). Были установлены четкие границы с Афганистаном.

В конце XIX в. России в целом удалось сохранить статус великой державы и поддерживать мир на своих границах (схема 174).


 

13.5. Культура во второй половине XIX в.

Реформы 1860—1870-х гг. в социально-экономической (отмена кре- ностного права) и политической (учреждение земств, судебная и воен- ппя реформы) сферах повлекли за собой серьезные изменения в обра-.кнзательно-культурной области.

В этот период на культуру влияла острая борьба между консерва­тивной, либеральной и революционно-социалистической тенденциями (схема 175).

Образование. Все звенья системы народного образования подверг­лись реформированию. 14 июля 1864 г. был принят новый документ «Положение о народных училищах», определивший основы начального образования в пореформенный период. Оно включало в себя школы, относящиеся к министерству народного просвещения (народные учи­лища), к духовному ведомству — Святейшему синоду (церковно-при- ходские школы), к земствам (земские трехгодичные школы). В значи­тельной степени возросло количество начальных учебных заведений, что привело к увеличению грамотности в России. Если в 1861 г. ее уровень составлял около 7%, то в конце XIX в. — 21,1% (по переписи 1897 г. — включая лиц старше восьми лет).

Основной формой среднего образования стала гимназия, новый устав которой Александр II утвердил 19 ноября 1864 г. Гимназии подразде­лялись на классические и реальные. Классические гимназии были се­миклассными учебными заведениями. Акцент в преподавании делался и них на древние языки — латынь и греческий, а также на гуманитар­ные предметы. В реальных гимназиях (позднее их начали называть училищами) значительно больше времени отводилось на изучение ма­тематики, физики и химии. Выпускники классической гимназии имели право поступать в университеты, а реалисты — только в технические вузы. Обучение было платным и составляло 50—100 рублей в год.

Изменения произошли и в сфере высшего образования. Открылись новые университеты в Одессе (1865) и Томске (1888). 18 июня 1863г. был утвержден новый университетский устав, дававший университе­там значительную автономию. Увеличилось число технических выс­ших учебных заведений, что было обусловлено ускоренным развитием капитализма в России. К концу XIX в. в стране уже насчитывалось более 60 государственных вузов, в которых обучались около 30 тыс. студентов.

Вместе с тем в период контрреформ в 1880—1890-е гг. деятель­ность правительства в сфере образования стала носить явно реакци- онно-охранительный характер. Усилилось влияние церкви на школь-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.