КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Социально-демографическая структура
1. Общая характеристика социально-демографической структуры России. 2. Социально-демографические группы в населении Российской Федерации. 3. Проблемы качества населения. 1. Общая характеристика социально-демографической структуры России. Демографические проблемы – воспроизводство населения, продолжительность жизни, смертность – относятся к числу глобальных проблем современности. Разлаживается какой-то извечный механизм, всегда поддерживавший не столько рост населения, сколько его сохранение, нормальное замещение поколений. Это скорее проблема не количества, а качества населения. В демографическом разладе видны признаки социального нездоровья, болезни человеческого сообщества. Можно хорошо разбираться в политике и экономике, но если нет демографической ясности - смысл общественных перемен может быть понят неправильно, их прогноз будет ошибочным, социальная политика - неверной. Правильное понимание соотношения социального и биологического в развитии населения предполагает конкретный анализ взаимодействия людей в исторически определенных процессах их социальной жизнедеятельности. Понять закономерности массовых демографических процессов можно лишь обратившись к анализу социальной жизни. Только в ней можно найти объяснение такого факта, как снижение рождаемости и смертности в развитых странах, происходившее на протяжении последних 200 – 300 лет. Биология здесь бессильна, поскольку каких-либо изменений биологической природы человека не происходило по крайне мере 40 тыс. лет. Понять, почему в наши дни женщины рожают меньше детей, а люди живут дольше, почему в одно и то же время, но в разных странах (и даже в разных частях одной и той же страны) столь различны показатели детности и продолжительности жизни, невозможно, не зная, как изменился образ жизни людей, как изменились условия производства и требования к работникам, ко всему населению. Хотя индивидуальные рождения и смерти, из миллионов которых складываются массовые демографические процессы рождаемости и смертности, по форме являются событиями биологическими, сами эти массовые процессы полностью социальны. Развитие человеческого организма определяется прежде всего генетической наследственностью. Однако деятельность человека определяется условиями жизни данного общества. В XX столетии произошли небывалые изменения в воспроизводстве населения, свершилась демографическая революция, возникла новая демографическая ситуация, которая породила новые проблемы и необходимость проводить определенную демографическую политику для их решения. Население как объект научного познания интересует многие науки – и естественные, и гуманитарные. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют данную науку и образуют предмет именно этой науки. У социологов свой взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Изучение взаимосвязи между демографическими явлениями, с одной стороны, и социальными явлениями, с другой, является предметом социальной демографии или демографической социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются мощными факторами социальных изменений, формирования конкретных особенностей тех или иных социальных феноменов и процессов. Изучение любого социального явления невозможно в отрыве от учета влияния демографического фактора, параметры которого задают как бы внешние рамки, в которых развертывается тот или иной социальный процесс, оказывают воздействие на его характеристики. Можно пояснить это утверждение следующим примером. Социальная мобильность, т.е. перемещения людей в социальном пространстве, оказывает влияние на их решение, скажем, родить в ближайшие годы еще одного ребенка, писать диссертацию или поберечь свое здоровье. В этом случае социальная мобильность рассматривается как фактор демографического поведения. Напротив, число детей в семье, само наличие семьи может способствовать или, скорее, мешать карьере, особенно женщины. В этом случае демографическая компонента является фактором социальной мобильности, которая входит в предмет исследования социологии. Демография описывает процессы воспроизводства населения, а социология объясняет их причины. Обратимся к историческим фактам. К 8-му тыс. до н.э. численность населения Земли составляла не более 10 млн. чел. К началу н.э. – 300 млн. чел. За последующие 1500 лет население удвоилось и достигло 600 млн. чел. Рост шел медленно из-за голода, эпидемий, войн. В настоящее время население Земли составляет около 7 млрд. чел., численность его постоянно растет. Период удвоения численности населения всего мира составляет 49 лет. Чрезвычайно велика неоднородность нашего мира: неодинакова рождаемость в разных регионах, продолжительность жизни, детская смертность; в одних странах численность населения перестала расти, даже сокращается, а в других прирост идет очень быстро, до 4% в год. Население Африки, например, удваивается через каждые 27 лет.[15] Указанные процессы серьезно влияют, например, на расовый, этнический состав населения земли: с1996 г. число представителей европеоидной расы стало заметно меньше, чем других рас. Чем же объясняется столь внезапный и стремительный рост населения в ХХ веке? И есть ли тогда смысл серьезно беспокоиться о возможной депопуляции в России, других странах, мире в целом? Может быть более актуальна проблема перенаселения, а не вымирания? Быстрый рост населения обостряет такие проблемы, как: § ограниченность ресурсов, особенно продуктов питания; § загрязнение среды бытовыми производственными отходами, снижение качества воды, воздуха; § сокращение рекреативных пространств (стоит отметить, что животные в условиях чрезмерной скученности проявляют отклонения от нормального поведения: пренебрежение родительскими обязанностями, аномалии полового поведения, агрессивность, доходящая до каннибализма, в том числе по отношению к своим детям); § снижение возможностей экономического роста, поскольку идет расширение капиталовложений, вместо их усиления (вширь, а не вглубь). Ответы на эти вопросы связаны с концепцией демографического перехода. Это демографическая теория, отражающая закономерности исторической последовательности смены типов воспроизводства населения в результате эволюции общества. Согласно этой теории, все страны и народы проходят в своей демографической истории через одни и те же этапы (фазы), каждому из которых соответствует определенный тип воспроизводства населения (суженный, расширенный или простой). Снижение рождаемости в России началось более 100 лет назад. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в СССР и России за последние 100 лет (период1897 – 2007)
Источник: Государственная семейная политика и пути ее совершенствования: научные доклады.- Екатеринбург: Премиум Пресс, 2008.- С.8.
Таким образом, низкие показатели рождаемости в начале 90-х годов есть закономерный итог постепенного снижения рождаемости на протяжении всего ХХ века. Однако именно в 90-е годы ХХ века смертность в России впервые превысила рождаемость, наступила депопуляция. В 1994 г. родились 1 млн. 420 тыс. россиян, а умерли – 2 млн.. 300 тыс., т.е. смертность значительно превысила рождаемость. (См.: там же. С.141). Каково действительное демографическое положение России сегодня? Как и насколько сильно сказывается на нем вся глубина социального кризиса? Ответить на эти вопросы нам поможет анализ социально–демографической структуры современного российского общества. Дадим определение: Социально-демографическая структура – следствие наложения демографических структур (половой, возрастной, семейной) на социальную, в результате чего образуются социально-демографические группы, занимающие неравное положение в социуме, по отношению к которым общество проводит разную политику. Социально–демографические структуры характеризуются такими параметрами, как рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграция населения. В каждом из них отражены социальные процессы. Состав населения – субъекта данных процессов – различается по следующим признакам: пол, возраст и брачный статус. Соответственно, основными демографическими структурами являются половая, возрастная и брачная структуры населения. К рассмотрению первых двух мы и переходим. Брачная структура отчасти рассматривается в лекции по социологии семьи. Социально-демографическая структура может носить прогрессивный и регрессивный характер. Первый тип структуры характеризуется тем, что рождаемость выше смертности, число детей больше количества стариков, соотношение мужчин и женщин пропорциональное. Чем прогрессивнее структура, тем больше в ней возможности развития, устойчивее трудовой потенциал населения. В процессе воспроизводства населения рождаемость играет, несомненно, главную роль. Именно из-за ее низкого уровня уже более четверти века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Это вело к старению населения и неизбежной его естественной убыли, которая и началась в 90-е гг. Старение населения – результат снижения рождаемости, а не увеличения продолжительности жизни. К концу ХХ века доля тех, кому за 60, резко возросла за счет многочисленности рожденных в 30-е годы. Долговременная низкая рождаемость и вызванное этим постарение населения - главная причина начавшейся убыли населения. Дополнительная причина - волнообразность возрастного старения, когда перемежаются относительно многолюдные и малолюдные поколения. В возрастной пирамиде резко выделяются провалы 40-х г. (1942–1946) и конца 60 –начала 70-х г. Со второй половины 80-х годов в возраст наивысшей рождаемости стали вступать малолюдные годичные когорты, рожденные во второй половине 60-х. В 1960г. в Российской Федерации родилось 2,8 млн. детей, а 1968 г.- 1,8 млн., число рождений за 8 лет сократилось более чем на треть [8, с. 25]. Демографический провал 90-х г. – повторение такого же провала 60-х. Как иногда говорят, это «эхо эха войны», имея в виду, что провал 60-х был вызван малочисленностью рожденных в 1942–46 гг. Демографический провал 90-х г. был глубже и болезненнее, ибо имел длительные и крайне неблагоприятные не только демографические, но также социальные и экономические последствия (убыль трудовых ресурсов, сокращение доли наиболее мобильной их части – молодежи). За XX в. в России погибли, умерли, не родились 137 млн. чел. К концу XX века население России составило лишь 2,5% населения планеты с тенденцией постоянного уменьшения. Новостные ленты сообщили в начале 2010 г., что прошлый, 2009 год, стал для России рекордным: в стране родились около 1 млн. 200 тыс. детей. Но этот прирост рождаемости будет иметь лишь кратковременный эффект, следующее поколение будет малолюдным. При существующей динамике к концу XXI века население России составит лишь 1 – 1,5% от мировой величины. Для того, чтобы поддерживать население на уровне 3 -5%, в России должно быть 500 -600 млн. чел., для этого требуется прирост населения на уровне 3-4- млн. чел. в год, а уровень рождаемости – 5-6 млн. чел. в год. Стандартом должна стать семья с 3- 5 детьми. Не стоит упускать из виду и то, что после распада СССР Россия осталась с очень небольшим для ее территории населением. Если даже все отмеченные проблемы отнести к одной трети этой территории с наиболее благоприятными природными условиями («отбросив» Север и приравненные к нему районы, например, горы), то и тогда плотность населения будет в 10 и более раз меньше, чем во многих странах Западной Европы. Даже в Московской области плотность населения в полтора раза меньше, чем, к примеру, в Голландии. Слабая заселенность – одно из самых неблагоприятных условий экономического развития России. На одного россиянина приходится в среднем около 12 га земли, а плодородной – около 1,5 га. Подумайте над тем, какие геополитические последствия это может иметь для России, с учетом того, что нашими соседями являются Китай, население которого приближается к 1,5 млрд. чел., и Индия, численность населения которой уже более 1 млрд. чел. Демографический переход неизбежен и необратим. Демографы никогда не вели речь о возврате к прежней высокой рождаемости. Однако они считают чрезвычайно желательным хотя бы простое воспроизводство населения, то есть численное равенство родительских и детских поколений. Снижение рождаемости обусловлено исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях, вызванным изменением роли и места семьи в обществе. Россия входит в десятку стран с самой низкой рождаемостью. Вспомним, что для простого воспроизводства населения (при нынешних показателях половозрастной смертности) нужно примерно 220 рождений на 100 женщин. Реальное положение в России значительно хуже. В своих репродуктивных установках россияне ориентированы на малодетную (1 -2 ребенка) модель семьи. Одним из заметных изменений в репродуктивном поведении российских граждан в последние годы является быстрый рост внебрачных рождений. Ежегодно в стране рождается около 300 тыс. детей вне зарегистрированного брака, и доля внебрачных рождений в общем числе родившихся увеличилась с 12% в 1985 г. до 28% в 2008 г. Откладывание рождения первенца – еще одна тревожная тенденция в репродуктивном поведении россиян. Средний возраст первородящих женщин в России, неуклонно повышается, приближаясь к 30 годам. Таким образом, в России в начале XXI в. сформировалась новая модель репродуктивного поведения, построенная на идее осознанного родительства и потребности в 1-2 детях, для которой характерны возрастающий уровень внебрачной рождаемости, в том числе несовершеннолетней, отсрочка рождения первого ребенка, в некоторых случаях подкрепленная идеологией «childfree» (в пер. с англ. – «свободный от детей»). Главная «национальная особенность» российской модели репродуктивного поведения заключается в его стихийности, когда преобладают девиантные способы регулирования рождаемости – широкое использование искусственных абортов. Социальные последствия суженого воспроизводства населения и малодетности: § Изменение политического поведения страны под влиянием снижения общей численности ее населения. § Возрастание в общей численности населения доли жителей старше 60 лет. § Сохранение высокого уровня разводов и рост числа неполных семей. § Затраты на профессиональную переподготовку работников, высвобождаемых из сферы образования; § Сокращение числа детей в общей численности населения. § Расширение миграционных потоков, что усиливает межнациональные противоречия. § Нехватка трудовых ресурсов. § Увеличение числа одиноких граждан, что увеличивает затраты государства на социальное обслуживание пожилых и престарелых. § Вынужденное увеличение пенсионного возраста, что приведет к снижению средней продолжительности жизни. § Нехватка военно-призывного контингента; как следствие – возможен массовый призыв женщин на военную службу. Специфика российской ситуации состоит в том, что на фоне низкой рождаемости неуклонно растет уровень смертности. Наряду с рождаемостью, смертность формирует общественное движение (воспроизводство) населения. Однако - и в этом трагизм нынешней социально-демографической ситуации – главное влияние на увеличение смертности оказывают резко возросшие потери не стариков, а трудоспособного населения страны: за последние 10 лет рост на 38,5%. Обращает на себя внимание, что 80% всей смертности у мужчин и 82% у женщин приходится всего на три класса причин смерти из 17, выделяемых статистикой. Это болезни системы кровообращения, новообразования; несчастные случаи; отравления и травмы. Особенностью этих причин смерти является то, что они сильнее, чем другие, зависят от условий жизни населения, в большей мере определяются поведенческими факторами, отношением людей к своему здоровью, вообще к жизни и смерти. В эту группу включены такие явления, как убийства, самоубийства, случайные отравления алкоголем, травмы. Смертность от этих причин имеет ярко выраженную социальную окраску и является индикатором прогрессирующего неблагополучия в обществе. Долговременный характер, устойчивость неблагоприятных тенденций смертности свидетельствуют о глубоком эпидемиологическом кризисе в России. Он проявляется прежде всего в том, что по каждому из основных классов причин смерти сохраняется и увеличивается преждевременная смертность. Печальная особенность России - относительно высокая смертность молодых людей. Смертность от несчастных случаев в России, по сравнению с другими европейскими странами, очень высока и почти в 4 раза превышает среднеевропейский показатель у мужчин и в 2 раза у женщин. Обращает на себя внимание колоссальное превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств. Увеличение смертности от убийств, несомненно, связано с кризисными явлениями в российском обществе, ослаблением правопорядка, межнациональными конфликтами, распространением огнестрельного оружия среди населения. Думается, что динамика смертности в нашей стране в последнее десятилетие и есть демографическая цена, которую наша страна, российский народ заплатили за социально-экономические реформы. Велики различия в мужской смертности между городом и селом: средняя продолжительности жизни мужчин-горожан на 4 года больше, чем мужчин, живущих на селе. Среди причин этих различий следует отметить такие факторы, как относительно более низкий уровень образования и компетентности сельского населения, слабое развитие сельского здравоохранения и инфраструктуры вообще, миграционное истощение наиболее трудоспособных возрастных групп на селе, а также большую степень алкоголизации сельского населения. Показатель уровня смертности – средняя продолжительность жизни. Несмотря на весь трагизм отечественной истории прошлого века, несмотря на две мировые и гражданскую войны, несмотря на сталинские репрессии, унесшие миллионы жизней, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России вплоть до конца 60-х г. росла и составляла в России 64,3 года у мужчин, 73,4 года - у женщин. В последующие годы, вплоть до 1980 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России медленно, но неуклонно снижалась, причиной чему был рост смертности от хронических болезней и травм, к чему отечественная медицина оказалась неготовой. В 1979-1980гг данный показатель составил 61,4 года для мужчин и 73,0 года для женщин. После 1980 г. падение средней ожидаемой продолжительности жизни населения России прекратилось, а в 1985-87 гг. она заметно выросла, достигнув 64,9 года для мужчин и 74,6 года для женщин. Специалисты считают этот существенный, но крайне непродолжительный рост средней ожидаемой продолжительности жизни результатом печально знаменитой антиалкогольной кампании 1985 г., обусловившей некоторое снижение смертности в трудоспособных возрастах от несчастных случаев. Эффект этой кампании был весьма кратковременным. Уже с 1988 г. средняя ожидаемая продолжительности жизни стала падать, и это падение оказалось весьма глубоким и продолжительным. Иначе говоря, наша страна оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад, выпав по этому критерию из числа развитых стран. Россия находится на 131 месте по продолжительности жизни. Женщины в России живут около 74 лет, мужчины – менее 60 лет. Для сравнения: в США продолжительность жизни 78 лет (мужчины – 75 лет, женщины -81 год); в Швеции – 80 лет (мужчины 78 лет, женщины – 83 года). В 2008 г. этот показатель приблизился к 60 годам для мужчин и 73годам для женщин. Отставание по этому показателю вполне коррелирует с общим социально-экономическим уровнем страны. Наиболее трагичным является самый большой в мире разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Если в 1997 г. в населении земного шара этот разрыв составлял 4,2 г. в пользу женщин, то в России он был равен 12,2 г. Своего максимума (13,5 лет) разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин достиг в 1994 г., наиболее критическом с точки зрения смертности, как, впрочем, и во многих других отношениях. В 2000-х г. этот разрыв равнялся 12,6 г. Высокая смертность у мужчин, как уже не раз говорилось, связана с их отношением к своему здоровью, с поведением, которое у них является более антиэкзистенциальным, более разрушительным, чем у женщин. Среди повозрастных коэффициентов смертности особое место занимает коэффициент младенческой смертности, т.е. показатель, измеряющий смертность детей в возрасте до года. Смертность в возрасте до года, с одной стороны, резко превышает смертность в других возрастах, кроме самых старших. С другой стороны, величина младенческой смертности служит мощным и весьма информативным показателем уровня социально-экономического развития страны. До 1993 г. в СССР и России применялось своя методика подсчета младенческой смертности, а с 1993 г. мы перешли на международные стандарты, что серьезно ухудшило нашу статистику по этому показателю (коэффициент младенческой смертности был 19,9 %). В настоящее время показатель младенческой смертности в России снижается (по данным за 2009 г. он опустился ниже отметки 10%), что говорит о том, что неонатология в российском здравоохранении является приоритетом. Хотя ситуация в разных регионах страны существенно отличается. Таким образом, социально-демографическая структура России, рассмотренная лишь по некоторым общим показателям, не является прогрессивной. 2. Социально-демографические группы в структуре населения России К числу таких групп относятся те, которые дифференцированы по полу и возрасту и содержат в себе основания для социального неравенства. Возраст является важнейшей демографической характеристикой. Возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и менялись в ходе эволюции продолжительности жизни. То, что еще сто лет назад считалось старостью, сегодня воспринимается просто как пожилой или даже средний возраст. Старуха- процентщица из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в наши дни была бы женщиной, далекой от старости и только-только преодолевшей пенсионный рубеж. Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, о воспроизводстве населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе. Социология возраста – область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп. Социологический подход предполагает анализ зависимости особенностей этапа жизни человека от социокультурных влияний и статуса данной возрастной группы в структуре общества. Такие биологические характеристики, как пол и возраст, социологию интересуют лишь в связи с какими-то содержательными характеристиками: типом социальной структуры, общественными функциями, разделением труда. На первый план при этом выходит понятие социально-демографической группы. Начнем с детства. Оно изучено более других. Информация о детях и детстве, накопленная к настоящему времени, колоссальна, но она плохо поддается обобщению. Изучение детства является междисциплинарным, а это создает много трудностей, в том числе и терминологических. В словарях и энциклопедиях обычно дается только семейно-правовое обоснование понятия «детство» и «дети». Например, «Детство – это период жизни, предшествующий зрелости». Или другое: «Дети – лица, не достигшие совершеннолетия; младшее подрастающие поколение». Ретроспективный анализ положения детей в обществе связан со значительными трудностями – становление детства как общественного явления уходит в глубины времен, а исторических данных мало. Детство – не просто естественная, универсальная фаза человеческого развития, это понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, его социальные установки – одна из главных характеристик культуры в целом, а изменения в этих установках могут прояснить многие другие глубинные макросоциальные сдвиги (например, в структуре и функциях семьи). Примем за аксиому: к детям относятся люди в возрасте до 15 лет, группа является маргинальной. В России около 21 млн. детей (по переписи 2010 г.). В структуре наших социальных приоритетов личность ребенка постоянно оказывалась на одном из последних мест, хотя в советское время существовал лозунг: «Все лучшее – детям»! Возникало явление социальной депривации, под которой понимается лишение, ограничение, либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития человека. Классифицируя источники социальной депривации, выделяют 3 основные группы: Первая – нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на макросоциальном уровне. Следствием этого является нарушение сложившихся условий жизни детей, создание реальной опасности для их жизни. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных – доступности дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры и досуга. Второй тип депривирующих факторов – нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семья, школа, СМИ и т.д.). Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых для полноценного развития личности. К третьей группе причин следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути. Попытаемся с помощью цифр, объективных фактов, взятых из периодической печати, подтвердить существование социальной депривации детей в современной России. Ученые утверждают, что акселерация закончилась во всем мире: дети станут позднее взрослеть, хуже развиваться физически и меньше интересоваться сексом. По поводу причин это явления мнения расходятся, хотя снижение роста жителей Европы, Японии, СНГ отмечается всеми (см. рис. 1).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |