Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением на тему: «Современные и традиционные методы изучения эмоциональных состояний и




Ростов-на-Дону

Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением на тему: «Современные и традиционные методы изучения эмоциональных состояний и волевых процессов (с учетом объективного психологического анализа и тестирования: эгоскопия, БОС).

Модернизация процесса обучения

Проект

Список використаної та рекомендованої літератури

 

1. Акимова Т.А. Экология // Акимова Т.А., Хаскин В.В.:2-е изд. – М., 2001.

2. Асламов Л. Проблеми та концептуальні ідеї екологічної освіти і виховання в Україні // Асламов Л, Векслярський Р., Комаровський К., Пшеничний С.: Ойкумена. – 1994. – №1-2. – С. 87-91.

3. Білявський Г.О. Основи екології // Білявський Г.О., Бутченко Л.І., Навроцький В.М.: Теорія та практикум. – К., 2002.

4. Білявський Г.О. Основи екології: Підручник. – К.: Либідь, 2004. – 408с.

5. Білявський Г.О. Основи екологічних знань // Білявський Г.О., Фурдуй Р.С., Костіков І.Ю. – К., 2000.

6. Дерій С.І. Основи екології // Дерій С.І., Ілюха В.О. – К.: Видавництво Українського фітосоціологічного центру, 2000. – 200 с.

7. Екологічний рух сьогодні: Теорія. Стратегія. Тактика. Кампанії. Акції. Практика. – К.: ЮНІКОРН, 1969. – 168 с.

8. Заверуха Н.М. Основи екології // Серебряков В.В., Скиба Ю.А. Навч. посібн. 2-е вид. – К.: Каравела, 2011. – 304 с.

9. Злобін Ю.А. Основи екології // Злобін Ю.А. Навч.посіб. – К.: - Видавництво «Лібра», ТОВ, 1998, 248 с.

10. Корсак К.В. Основи екології // Корсак К.В., Плахотнік О.В. Навч. посіб. – 3-тє вид., перероб. і доп. – К.: МАУП, 2002. – 296 с.: іл. – Бібліогр.: с. 290-292.

11. Крисаченко В.С. Екологічна культура: теорія і практика. – К.: Заповіт, 1996. – 352 с.

12. Чернова Н.М. Экология // Чернова Н.М., Былова А.М.. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

в Южном федеральном университете с целью создания

инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии»

Работу выполнила кандидат психологических наук,

преподаватель кафедры «Общая психология» Бабиянц К.А.

  Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры ____________________________________   Протокол № ________________________ «___»__________ 200_ г.   Зав. кафедрой ________________________   Руководитель проекта декан ф-та психологии, профессор И.В.Абакумова   ___________________________   «_____»______________ 200_ г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….……..3

1.Модуль с диагностико-квалиметрическим обеспечением по

теме «Связь эмоций с познанием»…………………………………………….8

2.Психофизиологический модуль с диагностико-квали-

метрическим обеспечением изучения эмоциональных состояний………..16

3.Модуль изучения физиологических коррелятов эмоциональных

состояний и волевых характеристик с помощью прибора «реакор»……28

4. Модуль «Методы диагностики тревожности»………………………....82

5. Модуль «Субъективная и проективная диагностика эмоциональных

состояний……………….……………………………………………………95

6.Модуль «Волевое регулирования психической деятельности»…….…..151

7. Литература для самостоятельной подготовки студентов………………167

8. Литература, использованная при создании учебно-методического пособия…………………………………………….…………………………172

Глоссарий ……………………………………………………………………174

Целью данного учебного пособия является подбор современных и традиционных методов диагностики эмоциональных состояний и волевых процессов личности, изложение теоретических основ построения той или иной диагностической процедуры для того, чтобы при самостоятельном изучении студенты могли осознать правила проведения данной процедуры и объяснить способы интерпретации в каждом конкретном случае. Материалы учебного пособия призваны помочь студентам использовать теоретические знания по разделу «Эмоции и воля» на практике, при проведении диагностических процедур. Пособие наглядно демонстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность эмоционально-волевых свойств личности с физиологией высшей нервной деятельности, с психофизиологией, с индивидуально-обусловленными процессами, с темпераментом. Таким образом, у студентов закрепляется понимание необходимости изучения эмоциональных состояний и волевых процессов со стороны их объективных проявлений на поведенческом уровне. Кроме того, использованные в пособии материалы призваны помочь студентам, будущим преподавателям и практикам, подбирать методы и способы коррекции на основе полученных результатов.

Учебное пособие служит для ознакомления студентов с современными и традиционными методами исследования эмоций, чувств и воли, выработке у студентов навыков работы с этими методами.

Следует отметить, что в отличие от сборников диагностических процедур (сборников психологических тестов или подробного руководства по использованию конкретного тестового опросника) данное учебное пособие излагает не только субъективные методы диагностики, но и призывает активно использовать в психологической практике объективные методы снятия показателей.

Под традиционными методами понимаются известные субъективные опросники и тесты эмоциональных состояний, волевых процессов, такие как опросник Спилбергера–Ханина (исследование ситуативной и реактивной тревожности личности), опросник Айзенка (исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма), тест Розенцвейга (оценка степени фрустрации по методике рисуночной ассоциации), диагностика волевого самоконтроля (ВСК) и многие другие. Так же к традиционным методам мы относим объективные методики изучения эмоциональных состояний, которые не требуют применения современной сложной аппаратуры, например методика «Исследование степени волевого усилия», методика «Влияние эмоций на сложную сенсомоторную реакцию», методика «Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала» и другие.

Под современными методами диагностики мы понимаем такие субъективные методики, которые носят интегративный характер, но в большей степени это методы диагностики с использованием сложной современной аппаратуры, требующей предварительного ознакомления и некоторых навыков (биологическая обратная связь, эгоскопия). Такое ознакомление и навыки предполагается дать студентам в ходе психологического практикума по «Эмоциям и воле» на основе теоретического руководства в данном учебном пособии.

Учебное пособие создано на модульной основе. Каждый модуль представляет собой раздел, объединяющий теоретические и практические данные по проблеме, литературу, которая призвана расширить кругозор студентов по рассматриваемым направлениям и помочь к подготовке к практическим занятиям. Дидактические рекомендации к самостоятельной подготовке, приведенные ниже, являются общими для всех модулей учебного пособия.

Также модульная основа учебного пособия предполагает уровневую подготовку студентов. Например, в каждом модуле даны несколько практических заданий на изучение одного и того же эмоционального состояния или волевой черты личности, но с разных сторон. Для низкого и среднего рейтинга студентам достаточно изучить и практиковать только 1-2 из представленных заданий, для высокого рейтинга необходимо выполнение всех заданий. Последний модуль с использованием БОС-аппаратуры и «эгоскопии» также необязателен для минимального рейтинга.

Диагностико-квалиметрическое обеспечение предполагается в качестве текущего и рубежного контроля в процессе выполнения практических работ по каждому модулю. Текущий контроль выполняется в виде выводов к работе, подсчета данных, коэффициентов, построения графиков, подсчета процентногосоотношения и т.д. рубежный контроль предполагается осуществлять в виду контрольных вопросов, или в виде составления заключения по изученным эмоциональных состояниям и волевым характеристикам. Так же используется такая форма отчета, как подбор коррекционных процедур по выявленным проблемам эмоционально-волевой сферы личности. Он проводится в виде семинара, творческого коллоквиума, в виде презентаций материала и демонстрации практических моментов в кооперативных группах студентов, в виде деловых игр или дискуссий.

Дидактические рекомендации к самостоятельной подготовке к проведению практических занятий студентов.

Работы выполняются студентами в составе рабочих групп, включающих испытуемого, экспериментатора и протоколиста. Каждый из членов рабочей группы должен побывать в разной роли. В ходе работы студенты знакомятся с методическими указаниями, производят необходимые исследования, обрабатывают и интерпретируют полученные результаты, формулируют выводы.

По завершению работы каждый студент должен представить краткий письменный отчет о выполненной работе, который включает:

1. Описание цели, метода исследования.

2. Используемую аппаратуру, оснащение, материалы.

3. Полученные в ходе исследования данные и их обработку.

4. Основные результаты, их интерпретацию, выводы.

5. Заключение.

При изучении темы «Эмоционально-волевая сфера личности» нужно иметь ввиду особую сложность сферы эмоций и чувств. В ней гораздо более, чем в познавательной сфере, выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Часто возникает иллюзия полной оторванности мира чувства от внешнего мира, недоступности для объективного познания. Эмоции и чувства соотносятся весьма по-разному. Иногда – как содержание (чувства) и форма (эмоции). Но чаще их различают по происхождению. Эмоции рассматриваются как исходные (или простые, элементарные) психические явления, а чувства выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования. «По существованию в субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. «Выросшие» из эмоций чувства уже включают их в себя наряду с другими компонентами. Поэтому некоторые проявления чувств иногда называют по их ведущему компоненту – эмоциями. В зависимости от акцента либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира используют понятия сфера чувств или эмоциональная сфера». [8, с. 202]

Исследования последних лет показали, что наиболее эффективным способом диагностики эмоциональных состояний являются методики интегративного характера, поскольку эмоции как психические процессы выполняют различные функции в жизни человека, сопровождают и обслуживают практически все познавательные психические процессы и деятельность. Автор электронного учебника «Психология личности», кандидат психологических наук, доцент, сотрудник Института психологии РАН Харламенкова Наталья Евгеньевна указывает на то, что «существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы (Даффи, Линдсей) полагают, что можно обойтись без самого понятия «эмоция», заменив его термином «активация». Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (Томкинс). Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно. Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения. Обычно эмоции противопоставляются когнициям, как аффект интеллекту, чувство разуму. При сопоставлении эмоций и мотивации, они нередко рассматриваются как явления одного порядка (например, эмоция как первичная мотивационная система) или даже идентичные феномены.

Есть мнение (Я. Рейковский) [9, с.31], что эмоции и мотивация сопоставимы с двумя формами регуляции деятельности. Эмоции относятся к реактивной форме регуляции поведения, способны актуализироваться под воздействием стимулов, а мотивация - к активной (целенаправленной) форме организации деятельности, к актуализации действий, направленных на достижение цели.

Под эмоциями понимают процессы, отражающие в форме переживания личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку». [14, с.102]

Петровский А.В. дает такое определение эмоций – «это конкретная форма протекания психического процесса переживания чувств. Чувства – это переживание значимости для субъекта, отражение в сознании человека его реальных отношений, значимых событий и явлений». [8, с.361]

Поэтому в данных работах (№1 и№2) основной целью является подчеркнуть, что эмоции и чувства – это качественно своеобразная сторона душевной жизни, которую никак нельзя обособить от познания. Предусмотренные ниже опыты отражают связи эмоций со зрительным и слуховым восприятием, с памятью и пониманием (осмыслением).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.