Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 1. Связь эмоций с познанием (на примере зрительных впечатлений)




МОДУЛЬ С ДИАГНОСТИКО-КВАЛИМЕТРИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПО ТЕМЕ «СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ С ПОЗНАНИЕМ».

Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере зрительных впечатлений.

Материал: 8 цветных карточек размером 3 х 3 см. (см. приложение 1)Список 8 цветов (по Люшеру: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и список 9 эмоций (по Изарду). Они определяют строки и столбцы таблицы (см. Приложение №2).

Ход исследования. Студентам предлагается для каждого цвета определить наиболее соответствующее ему эмоциональное состояние (или несколько состояний).

1. Каждый делает это индивидуально, на своем листе, проставляя знак «+» в соответствующие ячейки таблицы.

2. Индивидуально: для каждого цвета определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным; для каждой эмоции последовательность цветов – также от более вероятных к менее вероятным.

3. Затем записи обобщаются на доске и выделяются наиболее вероятные для группы ассоциации цвета и эмоции.

4. Для группы: для каждого цвета определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным; для каждой эмоции последовательность цветов – также от более вероятных к менее вероятным.

5. Делается вывод о тенденциях связи определенных цветов и эмоций.

Интерпретация: полученные результаты могут быть сопоставлены с эталонными данными, опубликованными в психологической литературе:

«По Люшеру цвета разделяются на основные (1-темно-синий, 2- сине-зеленый, 3 оранжево-красный и 4 – светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) – ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как влечение к самоутверждению (зеленый), стремление действовать и добиваться успеха (красный), стремление смотреть вперед и надеяться (желтый). Трактовка цветов у Люшера увязана с символикой каждого цвета и уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон.

Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности.

Красный цвет – окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела – отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к обладанию благами окружающей жизни. По Люшеру это оранжево-красный цвет, который символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно–агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты – желание, возбудимость, властность, сексуальность.

Зеленый – цвет травы, кустарников, деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности. Он символизирует упругость воли, концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собствен-ничеству. Его аффективные аспекты – настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение. (По данным Л.Н.Собчик, зеленый симво-лизирует не эластичность и упругость, а ригидность, тугоподвижность волевых процессов).

Серый – как отсутствие цвета – трактуется как разделяющий, отгораживающий.

Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного и отражает стремление к уюту, комфорту.

Фиолетовый – смесь красного и синего – символ иррациональных, нереалистических желаний.

Структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность (сосредосточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (то есть зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок, по Люшеру, - спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. По данным, полученным Л.Н.Собчик, предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной, тревожной и ранимой личности, что подтверждается мнением множества других психологов». [10, с. 8-9]

А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице №1 представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).

Таблица 1. Частоты ассоциативных цветов с эмоциональными факторами Изарда.

вет Эмоции
Интерес Радость Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.*
Серый                  
Синий                  
Зелен.                  
Красн.                  
Желт.                  
Фиолет.                  
Корич.                  
Черный                  

 

*Удив. — удивление, Отвр. — отвращение, Утом. — утомление

Наиболее частое проявление цветоэмоциональных ассоциаций достоверно отличалась от случайного распределения по данным Х2. Для всей матрицы его значение составило 716 (р < 0.001). Данная матрица цветоэмоциональных сопряжений позволяет составить как цветовые профили эмоций, так и эмоциональные профили каждого из 8 цветов теста Люшера. Из таблицы №1 видно, что цветовой код ряда эмоций носит простой характер. Они выражаются либо одним цветом (преимущественно), либо однородной цветовой комбинацией. Это относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый). Первые три эмоции из этого списка связаны с пассивно-оборонительным поведением и фрустрацией потребности. Это объясняет примерное сходство цветовой семантики данных эмоций (для всех существенное значение играет черный цвет).

Эмоция радости, которая отражает факт удовлетворения потребности (или предвосхищение потребности), то есть, психофизиологически и психологически противостоящая первым трем, и в своем цветовом выражении противоположна отрицательным переживаниям.

Цветовые профили таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд» не так однозначны и психологически понятны. Часто испытуемые затрудняются при определении их цветовых профилей, имеющих, в отличие от предыдущих, гораздо меньшую степень внутренней согласованности.

 

Литература для самостоятельной интерпретации и сравнения с эталонным восприятием цвета:

1. Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л: Изд-во ЛГУ, 1981.-Т.3.- с.114

3. Лутошкин А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. – М.: наука, 1979. С.164-165.

4. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. – М.:Просвещение, 1984. С.173-174.

5. Собчик Л.Н. МЦВ-метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. практическое руководство. СПб., Речь, 2001, с.8-9.

6. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: СамГПУ, 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.