Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 3. Определение эмоций и чувств по внешности





Работа 2. Связь эмоций с познанием (на примере слуховых впечатлений).

Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере слуховых впечатлений.

Материал: список 8 бессмысленных слов (терилья, щешп, жертус, кесуфе, вумп, тибеш, гувеза, лучец) и список 9 эмоций (по Изарду), определяющих строки и столбцы таблицы. (Приложение 3)

Ход работы: Студентам предлагается для каждого бессмысленного слова подобрать наиболее соответствующую ему эмоцию (или несколько эмоций). Ведущий занятие произносит вслух каждое «слово», повторяя его 3-4 раза, причем делает это одинаково ровным, монотонным голосом, с ударением на каждом слоге. Студенты при необходимости повторяют слова «про себя» и проставляют знак «+» в соответствующей ячейке таблицы.

Обработка результата: 1. Индивидуально: для каждого слова определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным; для каждой эмоции последовательность слов – также от более вероятных к менее вероятным.

3. Затем записи обобщаются на доске и выделяются наиболее вероятные для группы ассоциации слов и эмоций.

4. Для группы: для каждого слова определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным; для каждой эмоции последовательность слов – также от более вероятных к менее вероятным.

5. Делается вывод о связи различных звукосочетаний с эмоциями.

6. Полученные результаты могут быть сопоставлены с эталонными данными, опубликованными в психологической литературе.

Литература для самостоятельной подготовки:

1.Журавлев А.П. звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. – с.37-43, 154-159.

2. Психолингвистические проблемы семантики. – М.: Наука, 1983. – с.127-131.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Какая общая закономерность проявляется в результатах сравнения двух опытов (работа 1 и 2) ?

2. Как различаются цветовая и звуковая палитра эмоций по результатам опытов ?

3. Каковы возможные причины этих различий, объективные и субъективные?

Цель: выявление индивидуального и группового словаря для обозначения эмоциональных состояний.

Материал: 15 – 20 фотографий людей в различных состояниях [ 3., с. 202-203, 203 -211, 238-239] (Приложение 4)

О методике: ЭКСПРЕССИВНЫЙ – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. ЭКСПРЕССИЯ – выразительность; сила проявления чувств, переживаний.. (см. словарь) Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека – в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого нормами социальными. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой «природной» связи с некоей эмоцией. Формы экспрессии у лиц одной культуры относительно однородны. Существуют и универсальные формы экспрессия, что могут быть понятны людям разных культур, и те, что можно понять лишь в рамках данной культуры. Так, слезы – почти универсальный признак горя и печали, но форму этой реакции – когда, как и сколь долго можно плакать – определяют нормы культуры. Экспрессия сильно влияет на характер отношений межличностных. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов.



Ход работы: Последовательно предъявляются все изображения в течение нескольких секунд (до 5-10 сек.). (Лучше использовать слайды). Предлагается определить эмоциональное состояние изображенных людей одним или несколькими словами. После выполнения заданий подсчитывается число различных определений и частота каждого из них. Объективной основой отнесения различных выражений к одной и той же категории является сходство стимулов, но они по условию опыта должны быть достаточно разнообразными. Поэтому повторы определений свидетельствуют об обобщенности отражения, а их разнообразие (в пределе – по числу стимулов) – о выраженности субъективной чувствительности к нюансам эмоциональных состояний.

Обработка результатов: Обобщение групповых результатов ведется на доске. Для каждого стимула выписывается ряд актуальных определений, подсчитывается их частота в группе и устанавливается ранг частотности. Групповые данные соотносятся с существующими представлениями о видах эмоций. Обычно среди самых частых определений оказываются 6 – 9 основных, или «базальных», эмоций: радость, гнев, страх, печаль, удивление, отвращение.

Сравнив индивидуальные данные с групповыми, сделать вывод о субъективных тенденциях в интерпретации:

а) о тенденции обобщать или выделять особенное в различных стимулах;

б) о тенденции реагировать на отдельные стимулы так же, как и другие, или своеобразно.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1986, с. 202-203, 203 -211, 238-239

2. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. А.А.Щербакова. М.:Просвещение, 1990, с.210.

3. Практические занятия по психологии: Пособие для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977, с.123-128

4. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 («Приложение», рис. 1-16)





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.