Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития аналитической психологии




В современном анализе наши трудности по большей части

возникают в результате потери контакта с нашими инстинктами,

с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы

устанавливаем контакт с этим старым человеком в нас? В сновидениях.

К. Юнг

Многие пациенты признавались мне, что научились воспринимать

свои невротические симптомы с благодарностью, потому что они, как барометр,

безошибочно показывают им, где и когда они отошли от своего индивидуального пути,

а также указывают на важнейшие вещи, скрытые в бессознательном.

К. Юнг

Аналитическая психология – теория личности К. Юнга, в которой большое значение придается противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

Юнг Карл Густав (Jung C.G., 1875-1961) – швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике Цюриха, возглавляемой Блейером. С 1907 по 1913 активно сотрудничает с Фрейдом. В 1906-1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т.ч. и комплексе

 

Карл Юнг (1875-1961) Электры. Отход Юнга от Фрейда относится к 1913 г. и связан

с выходом в свет его книги «Метаморфозы и символы либидо», в которой отвергается сексуальная интерпретация либидо Фрейда.

Аналитическая психология Юнга отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия "коллективное бессознательное" наряду с «индивидуальным бессознательным». В коллективном бессознательном в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. Архетипы находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, фольклоре, сновидениях, невротических симптомах и т.д.

Юнг был критично настроен по отношению к детерминизму XIX в.; предметом его исследований нередко становятся случайные события, не получившие никакого объяснения в науке. В поле его зрения находились не только логика, но и интуиция. Изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. По образному выражению одного современника, Юнг — "пророк, сумевший сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давший человеку мужество вновь обрести свою душу". Самому Юнгу принадлежит высказывание о том, что человек без мифологии становится продуктом статистики.

Интерес к мистическим аспектам культуры проявился у Юнга во время обучения в Базельском университете на медицинском факультете. Не случайным был выбор темы докторской диссертации "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) — его первой самостоятельной работы, в которой он пытался сформулировать свой собственный взгляд на эту проблему. Он сравнивал в ней состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка. К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.

Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, влияние, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Наряду с идеей коллективного бессознательного, К. Юнг является создателем направленного ассоциативного эксперимента и концепции интро- и экстраверсии.

Юнг оказал значительное влияние на развитие психоанализа, психологии, социологии, философии, эстетики, культурологи. Он не замыкался в рамках клинического метода как основного средства анализа, предопределявшего и объекты изучения. Предметом его изучения были литература (Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры. В 20-е годы знания Юнга о культурах были дополнены в процессе детального ознакомления с традиционными культурами Африки, индейцев племени пуэбло США и несколько позднее с культурой Индии.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он становится основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языка. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

 

Основные разделы и категории концепции

Основными составляющими концепции Юнга являются: 1) структура личности, состоящая из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное; 2) Эго-направленности или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия; 3) психологические функции: мышление, ощущение, чувства, интуиция; 4) развитие личности: индивидуация.

1) Структура личности. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

В Эго представлено все, что человек осознает. Оно включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы могут оказать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или косвенно связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, или отца, или под властью денег, секса, или какой-нибудь другой разновидности комплексов.

Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству, основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипы "коллективного бессознательного" — универсальные образы или символы, предрасполагающие индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец). Они всегда сопровождали человека и являются в определенной степени источником мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д.

2) Архетипы. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость.

Анима – фемининные качества мужчины; женская сторона личности мужчины.

Анимус – маскулинные качества женщины; мужская сторона личности женщины.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Юнг утверждал, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Если эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Персона – архетип, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие; социальная роль, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве. Персона необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Самость – воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность. Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). Истинной уравновешенности личностных структур, как считал Юнг, достичь невозможно. К этому можно прийти не ранее среднего возраста.

Тень – бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании. Содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли страсти. Также выступает как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Функций Эго как раз и состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Символы архетипов, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что восходят к общим для всего человечества архетипам.

3) Эго-направленности или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Значительную известность получило выделение Юнгом двух видов направленности/жизненных установок: экстраверсия и интроверсия и соответствующих им экстравертированного и интровертированного типов личности.

Экстраверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром; характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей – внешнему по отношению к «Я».

Интроверсия – базисная эго-ориентация, предложенная К.Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Экстраверты весь свой интерес направляют на окружающий мир; объект действует на них, по мнению Юнга, как магнит, отчуждая субъекта от самого себя. Эмоциональная насыщенность внешних впечатлений экстраверта быстро падает, не оставляя значительного следа, и лишь новизна объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов на свой внутренний мир обусловливает, согласно Юнгу, инфантильность и архаичность сферы их бессознательной психики, проявляющейся в эгоцентризме, эгоизме и тщеславии. Обращенность вовне выражается и в стремлении экстравертов произвести впечатление на окружающих.

Для интроверта характерен прямо противоположный облик. У них вся жизненная энергия направлена на себя, на свое психическое бытие. Высокое напряжение эмоций интроверта обуславливает длительность и яркость полученных им впечатлений. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертированной и интровертированной установки не существует.

Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например, Индия является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания, ориентированного на приспособление к коллективному бессознательному. Интровертированное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии. По мнению К. Юнга, интровертное мышление необходимо человеку, ибо оно устанавливает баланс между сознанием и коллективным бессознательным. В традиционных культурах высоко ценят опыт сновидений, видений, галлюцинаций и ритуалов с экстатической составляющей. Они дают возможность вступить в контакт с "коллективным бессознательным" и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

При отсутствии такого интровертного опыта архетипические образы в самых примитивных формах могут вторгнуться в сознание народов, так как "душа народа есть лишь несколько более сложная структура, нежели душа индивида". Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания. Особую роль в "расколдовании" мира К. Юнг отводил протестантизму, предвосхитившему крушение христианства.

4) Психологические функции: мышление, чувства, ощущение, интуиция. Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он расширил свою типологию, включив в нее следующие психологические функции – мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувства объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объединены как иррациональные функции, так как осуществляют пассивное «схватывание» жизненного опыта.

Мышление оперирует логикой и аргументами. Чувство информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций.

По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений и символов из окружающего мира. Когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее.

Интуиция характеризуется сублимированным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями. Любая функция может быть ведущей. Согласно Юнгу, интегрированная, или «индивидуализированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют, по Юнгу, восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и драматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Возможным прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. И наоборот, интровертный интуитивный тип сосредоточен на реальности своего собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В этом случае, в качестве прототипа Юнг, вероятно, имел в виду себя.

5) Развитие личности: индивидуация. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.

Индивидуация – это динамический и эволюционный процесс интеграции многих противодействующих сил и тенденций. В своем конечном выражении она предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации – самореализация. Юнг считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.