Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В когнитивной терапии




Процедуры и техники оказания психологической помощи

При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: 1) контролю отрицательных автоматических мыслей; 2) осознанию связей между когнициями, эмоциями и поведением; 3) исследованию и проверке аргументов «за» и «против» искаженных автоматических мыслей; 4) замене основанных на предубеждениях когниций более реалистическими интерпретациями; 5) идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта.

Этапы когнитивной коррекционной работы

В Центре когнитивной терапии Бека в Филадельфии во время первого посещения клиентов в течение трех часов ведется протокольная запись. Эта запись включает в себя описание клинического собеседования и психологических тестов. Во время клинического собеседования консультант узнает, какие факторы в прошлом вызвали страдания клиентов. На собеседовании консультант также оценивает уровень функционирования клиента и бросающиеся в глаза симптомы, а также определяет, что данный человек ждет от консультирования. Вопросник депрессии Бека, тест тревожности Бека и шкала дисфункциональных установок – психологические тесты, наиболее часто используемые при проведении первого интервью.

Психокоррекция включает в себя следующие этапы.

1. Выявление проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировки; идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов. На первых занятиях консультанты и клиенты составляют списки проблем, включающие: симптомы, виды поведения или глубокие проблемы.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций. Для этого используется прием «коллекционирование автоматических мыслей» - прием для распознавания неадаптивных когниций («автоматических мыслей»). Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, клиент может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление – процесс объективного рассмотрения мыслей. Клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Естественно, что автоматическая мысль не совпадает с реальностью! Отдаление повышает способность клиента проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»). Клиент учится видеть в автоматических мыслях гипотезу, а не факты.

4. Изменение правил регуляции поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Правила, которые носят абсолютный характер, влекут за собой поведение, не учитывающее реальную ситуацию и создающее проблемы. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. Психолог помогает клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Техники

«Сократовский диалог». В ходе беседы психолог тщательно составляет вопросы с целью:

– прояснить или определить проблемы клиента;

– помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения;

– изучить значения событий для клиента;

– оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

«Заполнение пустоты». Для выяснения неосознаваемых мыслей клиенту предлагают заполнить следующую последовательность: А→Б→С. Клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которое является связующим звеном между А и С. В – это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Психолог здесь может выдвигать гипотезы и предлагать их для обсуждения. Как только убеждение идентифицировано, оно открыто для модификации, которая осуществляется следующим образом: психолог может спросить у клиента, является ли убеждение разумным; может попросить клиента привести доводы «за» и «против» сохранения этого убеждения, попросить клиента представить доказательства, факты, противоречащие этому убеждению (т.е. опровергнуть его).

Декатастрофизация (техника «что…если»). Предназначена для исследования ситуаций, которые пугают клиента и воспринимаются им как катастрофические. Психолог задает клиенту вопрос: «А что будет, если эта ситуация наступит?» Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: «А что будет, если …?». При рассмотрении всех последствий ситуации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялась ему в самом начале беседы.

Переформулирование. Клиенту предлагается сформулировать проблему таким образом, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который считает: «Никто не обращает на меня внимание», - предлагается переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

Децентрация. Метод освобождения клиента от склонности видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Клиентов можно побуждать более внимательно наблюдать за действиями других людей. Можно попросить отметить, как часто они сами проявляют внимание к другим.

Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоциональном неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую его состояние. Психолог просит привести конкретные факты, поясняющие его гипотезу. При этом нельзя пользоваться обобщенными ярлыками, неопределенными формулировками. При рассмотрении этих фактов может выясниться, что не учтены какие-то стороны деятельности. Затем клиента просят принести факты обратной связи. При рассмотрении всех фактов в совокупности клиент приходит к выводу, что он не такой, как ему казалось и его мнение о себе ошибочно.

Планирование деятельности. Клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Заполнение таких распорядков дня и последующий их анализ с психологом приводит к тому, что клиент убеждается в том, что его эмоциональная оценка деятельности зависит от целого ряда факторов и он в состоянии контролировать свое поведение.

Метод записи событий дня. Пример использования этой техники: женщина жалуется на поведение сына.

Пациентка. Сын меня не слушается.

Психолог. Ставьте знак «+» в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался вас, и знак «-», когда не послушался.

Если клиент жалуется: «Все люди агрессивно настроены по отношению ко мне», то терапевт дает такой же совет: отмечать «+» или «-» каждое взаимодействие с людьми.

Когнитивная реатрибуция. Представляет собой последовательность действий с целью изменения автоматических мыслей клиента. Клиент поощряется е проверке реальности и поиску адекватной атрибуции путем проверки всех фактов, воздействующих на ситуацию. Противопоказана при психотических нарушениях.

Метод катарсиса. Если у пациента наблюдается печаль и неприятие себя как личности, терапевт побуждает его к аффективной вербализации своего состояния и плачу. Когда пациент плачет, он начинает себя жалеть. Поэтому происходит смена неадаптивной мысли отрицания себя на симпатию к самому себе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.