Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития нейролингвистического программирования




Нейролингвистическое программирование (НЛП) – «междисциплинарная интегративная концепция необихевиористской ориентации»[48]; «совокупность принципов, представлений и техник, направленных на улучшение функционирования психики»[49]; «многомерная модель структуры и функций человеческого опыта»[50]. НЛП появилось в 1972 году в США в Санта-Круз, недалеко от Сан-Франциско, штат Калифорния. Ее создателями были математик Ричард Бандлер и лингвист Джон Гриндер. Бендлер познакомился с Гриндером (вторым основателем НЛП) будучи студентом Универститета в Санта-Круз. В скором времени после этого они познакомились с Грегори Бейтсоном, который

Ричард Бандлер казал существенное влияние на развитие НЛП, во-первых, тем, что

(р. 1950) предоставил для него философские основания и, во-вторых, тем, что представил его создателей Милтону Эриксону.

На 1974-й год приходится пик сотрудничества Бендлера и Гриндера, направленного на создание моделей языковых паттернов, используемых Вирджинией Сатир, Фрицом Перлзом и позже Милтоном Эриксоном. По мнению Бендлера и Гриндера, теории этих «магов» мало сообщали о том, как они в действительности работали. Основоположники НЛП обратились к видео- и аудиозаписям, непосредственному наблюдению за работой этих мастеров, анализу стенограмм их сеансов и т.д. В результате, при всем разнообразии теоретических ориентаций, темпераментов, индивидуальных стилей этих высоких профессионалов оказалось возможным выделить некоторые общие для них приемы и принципы психотерапевтического процесса. Так появились книги “Структура Магии” том 1-2 (1975, 1976), “Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона” том 1-2(1975, 1977) и “Меняемся вместе с семьями” (1976) др.

В аббревиатуре Н-Л-П часть «нейро» означает, что любое поведение и деятельность имеют своим началом неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. «Программирование» указывает на способы (программы) с помощью которых человек организует свою психику (а психика человека), чтобы получить желаемые результаты.

НЛП предстает как эклектический синтез различных психотерапевтических подходов. В него вошли элементы-терапии Ф. Перлса, эриксоновского гипноза, семейной терапии В. Сатир, гуманистической психологии К. Роджерса, бихевиоральной терапии, когнитивной психологии, элементов теории высшей нервной деятельности и структурной лингвистики, а также идея о важности бессознательного, взятая из психоанализа, и представления о структуре внутренней деятельности, процессах интериоризации и автоматизации, взятые из теории деятельности.

В 1980-м году компания Бендлера “Not Limited” (НЕ закрытое акционерное общество) заработала более 800 тысяч долларов, а сам Бендлер и его жена Лесли Камерон-Бендлер процветали. В то же время, поведение Бендлера заслужило ему отрицательную репутацию среди соседей. Широко известны его антисоциальные поступки и пристрастие к кокаину. К концу 1980-го года сотрудничество Бендлера и Гриндера (они вместе читали лекции, вели тренинги, писали книги) неожиданно завершилось, а его жена подала на развод. Позже Лесли Камерон-Бендлер говорила, что Ричард оскорблял ее словесно и физически. В 1983-м году “Not Limited” объявила о банкротстве.

 

 

В настоящее время выделены десятки техник НЛП, предназначенных для работы с самыми разнообразными проблемами. Число техник, как и число их создателей непрерывно растет. В США, России, Австралии, Японии, Бразилии и во многих странах Западной и Восточной Европы открыты институты НЛП, проводятся курсы и тренинги НЛП, созданы национальные ассоциации и Международные ассоциации НЛП, проводятся международные и национальные конференции и конгрессы.

 

Основные разделы и категории концепции

1) Пресуппозиции (исходные предположения) - набор аксиом, отражающих «философию» НЛП; вера в них составляет необходимое условие успешной работы с человеком или его проблемой методами НЛП. В настоящее время НЛП считается одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений. Эта эффективность в значительной степени обуславливается опорой НЛП на экологичную (помогающую жить) систему убеждений (пресуппозиций) относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений. Принято различать: основные, дополнительные и базовые пресуппозиции.

Одной из основных пресуппозиций является следующая: «Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не территория)». Из этой пресуп

Джон Гриндер позиции следует, что каждый человек живет не в реаль

(р. 1940) ном мире, а в мире той реальности, которая формируется набором его «карт». Одну и ту же ситуацию, один и тот же предмет люди могут описывать по-разному – в силу особенности своих «карт». «Карты» создаются посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным целям, но если человек начинает принимать субъективную реальность за истинную действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности реагировать быстро. Люди, имеющие более точные «карты территории», оказываются эффективнее тех, у кого эти карты менее точные.

Приведем примеры базовых пресуппозиций, которыми обязательно должен владеть специалист, оказывающий психологическую помощь.

- Каждая проблема имеет свое решение.

- Каждый уже имеет все, что ему необходимо.

- Каждая ситуация имеет несколько выборов. Поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому.

- Проблема и боль – это механизмы обратной связи. Именно они дают нам информацию, в которой мы нуждаемся.

- Не существует поражений, есть только обратная связь. (Неудача – это не повод для самообвинений, а реальная возможность чему-то научиться.)

- Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. (Мы всегда делаем только лучшее из того, что можем – просто делать лучше мы пока не научились).

- Сознание и тело – части одной и той же биоэнергетической системы.

- Вселенная – сфера дружественная.

Базовые предположения НЛП обеспечивают успешность существования в этом мире. Они не столько верны, сколько экологичны, составляют фундамент помогающих отношений. Усвоение и принятие их является необходимым в работе специалистов помогающих профессий.

2) Репрезентативные системы (РС) - перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях; модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. В НЛП выделяются преимущественно три РС: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения – температурные, тактильные, собственно кинестетические, а также вкусовые и обонятельные. Одно и то же событие может быть представлено у одного человека в виде картины, у другого – в виде звуков речи, у третьего – преимущественно в виде телесного чувства. То есть только одна из них является для него предпочитаемой. В этой связи принято говорить о ведущей/предпочитаемой репрезентативной системе и соответствующей ей модальности информации. Могут быть и смешанные репрезентации. На основании этого человека относят к одному из трех типов: «зрительному» (визуальному), «слуховому» (аудиальному), «кинестетическому». Иногда говорят о «дигитальном» (логическом, дискретном) типе, основывающемся на формулах, графиках, схемах и тому подобных достижениях человеческого разума. То есть, каждый из этих типов по-разному воспринимает окружающий мир, у каждого по-своему складывается жизнь. Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и попытаются разобрать «на детали».

Так, «на старте» жизнь визуалов, аудиалов и кинестетиков складывается примерно одинаковым образом. Правда, здесь отсутствуют дискреты, поскольку ими не рождаются, а становятся, как правило, в результате сильной психотравмы. Они в буквальном смысле увидели, услышали или ощутили что-то, что их нервная система оказалась не в силах «разжевать», «проглотить» и «переварить». И мозг «обезопасил» им жизнь, превратив образы, звуки и ощущения окружающего мира в нетревожные, отстраненные и отчужденные схемы.

С приходом в школу ситуация начинает изменяться. Большинство преподаваемых предметов носит визуально-дискретный характер. Уже в первых классах отстают, а после переходят в аутсайдеры учебного процесса кинестетики – им ведь почти ничего не дают пощупать, а только все рассказывают и показывают. Несколько дольше держатся аудиалы – за счет «повествовательной» части изучаемого предмета. Однако с переходом в старшие классы не выдерживают и они. В итоге первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и вечные «ботаны» - дискреты – именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками.

В дальнейшем, в профессиональной деятельности, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы. Из визуалов – художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинестетики – везде, где для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (хорошие художники, как правило, визуалы, а скульпторы – кинестетики), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам).

Различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами проявляются и в том, как они реагирую на стресс. «Визуалы» предпочитают роль «обвинителя»; «аудиалы» стараются, либо отстраниться от неприятностей, либо принять роль «отвлекателя»; «кинестетики» предпочитают роль «умиротворителя» и, если их не задели за живое, - стараются сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. «Дискреты» принимают роль «компьютера» и суперлогически начинают объяснять происшедшее.

Эффективное взаимодействие возможно прежде всего в том случае, если вы говорите с человеком на языке его предпочитаемой репрезентативной системы. Несовпадение репрезентативных систем затрудняет любые взаимоотношения и действия. Визуально ориентированный учитель не сможет объяснить учебный материал кинестетически ориентированному ученику. Дискретный начальник будет изводить аудиально настроенного подчиненного своими формулами, схемами и графиками, вместо того, чтобы рассказать обо всем этом «человеческим языком». Аудиально ориентированная жена доведет до белого каления своего визуально ориентированного мужа своей просьбой: «Расскажи, как ты меня любишь», на что тот отвечает: «А ты что, сама не видишь?».

Определение ведущей репрезентативной системы человека необходимо для установления полноценного контакта с ним. Ведущую репрезентативную систему можно определить, ориентируясь на так называемые ключи доступа.

Ключи доступа (accessing cues) – внешние индикаторы (признаки) внутренних состояний. Существует два типа индикаторов: словоупотребление и физиологические признаки. Так, для визуалов характерно использование в речи глаголов «видеть», «показывать», «обозревать» и т.п.; для аудиалов – «слышать», «объяснять», «упоминать»; для кинестетиков - «чувствовать», «ухватывать», «касаться». Полимодальные глаголы – «считать», «знать», «понимать», «помнить», «осознавать» - далеко не всегда указывают на принадлежность их «владельца» к «дискретам», а могут в равной степени употребляться представителями всех репрезентативных ориентаций. Что касается физиологических признаков, то сошлемся на «справочную» таблицу[51].

Физиологические признаки различных типов людей

Паттерны Визуал Аудиал Кинестетик Дискрет
Поза Поза прямая, раскованная, голова и плечи подняты «Телефонная поза», голова наклонена вбок Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
Типы тела и движения Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие
Дыхание Высокое грудное В полном объеме Низкое, брюшное Ограниченное
Тональность, скорость и сила голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Низкий, неестественный, медленный, мягкий Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим Над окружающими Глаза опущены Под окружающими Смотрит над толпой

 

Поскольку в жизни мы и видим, и слышим, и чувствуем, и изучаем, то помимо статического режима работы нашего мозга (преимущественно визуального, аудиального, кинестетического или дискретного), имеются динамический настройки: когда мы как бы «отключаемся» от «работы» в предпочитаемой репрезентативной системе (например, кинестетической) и «переключаемся» в какую-либо другую (визуальную, аудиальную или дискретную). Выяснить, в какую систему перешел человек, можно с помощью еще одного открытия НЛП – соответствия положения глаз режимам работы мозга, называемого глазные ключи доступа.

Глазные сигналы доступа - корреляция между перцептивной системой, через которую в данный момент проходит внутренний процесс, и движение взора. Так, у большинства субъектов движение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и движение взора в горизонтальной плоскости – с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо – с погружением в образы кинестетической модальности, в то время как поворот глаз вниз и влево свидетельствует о внутреннем диалоге. Левое направление взора в случае «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а движение взора вправо – с образами воображения. Названные корреляции имеют усредненный, вероятностный характер. В каждом индивидуальном случае необходимо проверять, не являются ли они исключением из правил, которые наблюдаются не так уж редко.

Наряду с модальностями имеются субмодальности, вносящие более тонкие нюансы в восприятие мира. Например, визуальные субмодальности: расстояние от субъекта до изображения; яркость; контрастность; количество; размер и пр. Опыт НЛП показывает, что изменение субмодальностей приводит и к изменению мышления и поведения человека.

3) Стратегии формулирования и достижения результата. Обращаясь по поводу психологических проблем, клиенты далеко не всегда знают, чего они действительно хотят. Чаще всего они стремятся уйти от проблемы, вместо того, чтобы прийти к решению. Наметить пути и обрести готовность достижения целей можно с помощью разработанных в нейролингвистическом программировании моделей и фреймов стратегических изменений.

Рассмотрим это на примере семи шагов фрейма (буквально это переводится как «рамка», т.е. определенная «карта» использования) результата.

Фрейм результата исходит из следующего положения: чтобы достичь успеха, необходимо представлять себе результат. Техника «хорошо сформулированного результата» представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой консультант последовательно задает клиенту следующие вопросы:

1. Чего вы хотите добиться? (РЕЗУЛЬТАТ)

2. Как вы узнаете, что достигли цели? Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать? (ПРИЗНАКИ)

3. Где, когда и с кем вам это необходимо и желательно? Где, когда и с кем - нежелательно (УСЛОВИЯ)

4. Чего вам не достает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов? (СРЕДСТВА)

5. Почему вы не достигли цели раньше? (ОГРАНИЧЕНИЯ)

6. Что произойдет, если вы достигнете/не достигнете цели? (ПОСЛЕДСТВИЯ)

7. Стоит ли цель ваших усилий? (ЦЕННОСТЬ).

Рассмотрим представленную схему на следующем примере[52].

Представим, что к вам обращается клиентка с жалобой на свою нерешительность. Вопрос о желаемом результате сразу же позволяет перевести данную проблему в решение: «Стать и быть уверенной в себе и достаточно решительной». Вопрос о признаках достижения результата внезапно суживает этот глобальный результат: «Я узнаю, что добилась того, чего хочу, когда смогу, сохраняя чувство собственного достоинства, разговаривать с начальством и убеждать его в своей правоте». Вопрос об условиях достижения результата еще более уточняет цель: «У меня на работе, уже завтра и в беседе с нашим директором – с остальными у меня все в порядке». Вопрос о средствах неожиданно переводит цель в иную плоскость уверенности и решительности: «Мне нужно знать, что я чего-то стою и быть уверенной в своих достоинствах. Вопрос об ограничениях внезапно расширяет проблему: «Я не достигла этого, потому что никогда не верила в себя и в свою значимость». После этого вопрос о последствиях достижения цели и ценности результата может быть даже временно отложен, поскольку обнаружилась истинная проблема (симптом) клиентки и ее возможная причина – негативное родительское программирование.

4) Искусство речи. Решение проблемы предполагает сдвиг клиента с используемой им «карты» анализа проблемы, детальное уточнение особенностей этой «карты», расширение ее пределов в нужных направлениях, переопределение и переосмысление содержания новой «карты». Средствами реализации этих аспектов психологического консультирования являются три разработанные в рамках нейролингвистического программирования психотехнологии: «раскрутка», мета-модель и рефрейминг.

Раскрутки – намеренное изменение уровня или масштаба рассмотрения проблемы или противоречия. Различают: «раскрутки вверх» («если вы этого добьетесь, что это вам даст?»); «раскрутки вниз» («что это позволит конкретно?»); «раскрутки в сторону» («приведи пример подобного, но другого». Например, суждение одного из римских сенаторов «Карфаген должен быть разрушен» можно раскрутить с помощью следующих вопросов: Раскрутка «вверх»: «А что это даст Риму?». Раскрутка «в сторону»: «А может, нам разрушить Иерусалим?». Раскрутка «вниз»: «Как конкретно мы будем разрушать Карфаген?»

Раскрутки «вверх» используются для расширения и укрупнения «карты» проблемы; раскрутки «вниз» - для ее детализации и конкретизации. Раскрутки «в сторону» применяются для поиска новых «карт».

Метамодель – набор лингвистических средств, позволяющих восстановить связь «карты» клиента с его опытом. Язык, как известно, мощное орудие познания, мышления и оформления субъективного опыта. Однако он привносит ограничения и искажения в наше восприятие происходящего, что, как уже было отмечено ранее, обеспечивается следующими процессами: обобщением (генерализация), избирательностью (стирание), трансформацией (искажение).

Метамодель служит не только целям сбора, прояснения и уточнения информации о клиенте, но и помогает ему преодолеть ограничения в восприятии действительности и самого себя.

Важно понимать, что описание клиентом своей проблемы необходимо в обязательном порядке анализировать с использованием метамодели. Не «набрасываться» на то, что вам предъявлено (и что вы в этом увидели, услышали, почувствовали и поняли в силу ваших собственных обобщений, искажений и опущений), а уточнять, уточнять и уточнять до тех пор, пока вы не дойдете до сути – глубинной структуры и проблемы. Для того чтобы отыскать невысказанное и предназначены вопросы метамодели. Задавать их нужно конкретно по поводу того, что именно утеряно или раскрыто. Здесь можно воспользоваться несложным приемом: попробовать визуализировать (т.е. просто представить в своем воображении) высказывание вашего клиента. Например, высказывание клиента: «Мне это не нравится», невольно требует вопроса: «Что именно вам не нравится?». В литературе по НЛП приводится достаточно много рекомендаций по выявлению форм речевых искажений и соответствующих им уточняющих/корригирующих вопросов.

Рефрейминг (от англ. frame – переформирование) – изменение отношения, переживаемого опыта; позитивное переформулирование проблемы клиента. Различают: рефрейминг содержания и рефрейминг контекста.

Рефрейминг содержания – изменение значения содержания, оставляющее контекст прежним. (Например. Клиент: «Я начинаю работать только тогда, когда наступает крайний срок». Психолог: «Здорово. Значит у вас остается масса времени для отдыха». В. Сатир при первой встрече с семьею поздравляет членов семьи с обращением за помощью, говоря, что их приход – это первый шаг на пути позитивных изменений, к которым они стремятся).

Рефрейминг контекста – это изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, представляет или приобретает ценность. (Например. Клиент: «Она слишком давит на меня!». Психолог: «Здорово. Ведь это делает вас более сильным». Отец жалуется на строптивость и непокорность дочери-подростка. Терапевт предлагает отцу вообразить сцену нападения уличного хулигана на его дочь, в которой она оказывается способной энергично защитить себя. Он также поздравляет отца с успешным воспитанием в дочери таких необходимых в жизни качеств характера, как энергичность, настойчивость.).

Значимый или генеративный рефрейминг – признание определенной ценности проблемы, разногласия. (Например. Жалоба: «Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать платье, она рассматривает все, какие есть, и сравнивает между собой». Ответ: «Значит. Она тщательно принимает решения. Как вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас»).

5) Модель Милтона – описание структур и правил языка внушения, или гипнотического языка, которые использовал в своей работе Милтон Эриксон. Эриксоновский гипноз (введение в трансовое состояние сознания) вобрал весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается. Модель Милтона помогает психотерапевту составить как можно более туманные и неопределенные высказывания, за клиентом остается возможность их по-своему интерпретировать. Предполагается, что наведение трансового состояния сознания – содействие «доступу» сознательных установок на излечение к бессознательным саногенным ресурсам, формированию новых условных связей. Используемые лечебные формулировки принципиально базируются на семантической расплывчатости, позволяющей пациенту наполнять их любым субъективно полезным для себя содержанием.

Наиболее типичным приемом эксплуатации транса в эриксоновском гипнозе является рассказывание пациенту историй с «встроенными сообщениями и командами», которые могут выделяться голосом, жестом или прикосновением.

Так, доступу к полезному интуитивному опыту пациента может способствовать прием «кладовая ресурсов»: «Вы открываете дверь, и перед вами просторная комната… Постарайтесь быть внимательным: в комнате могут находиться предметы, а возможно, и люди, которые могут помочь в достижении нашей цели. Будьте внимательны и запомните то, что может быть полезным для вас. Оставайтесь в этой комнате столько времени, сколько необходимо, а когда почувствуете, что приобрели достаточный для вас опыт, дайте мне знак, медленно подняв правую руку».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.