КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деньги как важнейшая реальная («общечеловеческая») ценность массового сознания
При совершении важных жизненных выборов и поступков человек может опираться на свои представления о «должном» и «справедливом», но если он не уверен в своих представлениях, то он неизбежно обращается к* подобным представлениям, сложившимся в культуре, в частности, к «общечеловеческим ценностям». Однако что именно представляют из себя «общечеловеческие ценности», четко и понятно сказать очень сложно. Можно условно выделить следующие подходы к пониманию «общечеловеческих ценностей»: 1. Религиозный подход. Например, многим известно высказывание: «Христианские заповеди — основа общечеловеческих ценностей». Естественно, никто не отрицает роли христианства в становлении современной европейско-американской культуры. Но, во-первых, мало кто толком знает эти заповеди, а во-вторых, как быть с представителями других религиозных конфессий и с атеистами? 2. Правовой подход, основанный на принятых и подписанных многими странами документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и др. Но и эти документы мало кто знает (особенно в современной России). И мало кто знает, что во «Всеобщей декларации прав человека» в ст. 23, пункте 2 записано: «Каждому человеку, без какой-либо дискриминации, гарантируется равная оплата за равный труд», а нам уже успели внушить, что учитель должен зарабатывать в десятки и даже в сотни раз меньше, чем какой-нибудь пронырливый «акционер» бывшего народного предпри- ятия... К сожалению, многие права в таких документах остаются чистой декларацией, т.е. не могут считаться реальными общечеловеческими ценностями. 3. Выделение различных уровней человеческих потребностей (например, в варианте, предложенном А. Маслоу). Но часто высшие уровни потребностей, связанные с идеалами добра, красоты, истины, справедливости и самосовершенствования (самоактуализации), совершенно безразличны для большинства людей. Их больше волнуют простые, понятные и полезные для жизни вещи, а высшие потребности — это лишь для избранных. Поэтому и данный подход не отвечает чаяниям большинства людей, т.е. не может считаться «общечеловеческим». 4. И все-таки можно выделить ценность, на которую ориентируются большинство людей, независимо от вероисповедания, от знания или незнания правовых доку -ментовит.п., — это деньги и прежде всего — «доллары» как самая главная валюта и общепризнанный символ жизненного успеха. В качестве примера, подтверждающего этот «странный» тезис, можно привести рекламный транспо-рант, висевший где-то в феврале 1992 года на Манежной улице в Москве, где было написано: «Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей. Телефон, факс»... и главное — крупными буквами девиз этой Академии: «Экономика. Коммерция. Культура. Финансы»... Как ни вспомнить известную группу психологических тестов под общим названием «убери лишнее слово...». В своей книге «Тайное значение денег» Югу и Клау-дио Маданес пишут: «Деньги — тема неприличная... Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам... Деньги — это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации... деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, «любить ближнего своего». Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим? (Маданес, Маданес, 1998. С. 5—12). А. Рэнд в своей работе «Концепция эгоизма» также рассуждает о роли денег в нашей культуре: «Любить деньги — значит, понимать, что они пробуждают в нас лучшие силы и стремление обменять свои творения на творения лучших людей... Тот, кто проклинает деньги, заработал их не честно, тот, кто ценит деньги, заслужил их... отношение к деньгам — барометр состояния общества» (Рэнд, 1995. С. 119—120). Но при этом А. Рэнд отмечает: «В основе денег лежит право человека распоряжаться своим трудом и интеллектом... Люди должны обмениваться не страданиями, а товарами - и это нормальные взаимоотношения... Высшую награду получает человек, обладающий высочайшим творческим даром. Это моральный кодекс для тех, чьим инструментом являются деньги» (там же. С. 17). Но к сожалению, деньги часто порождают именно «страдания», а «высшие награды» получают далеко не самые достойные люди... Также обосновывая преимущества капиталистических ценностей, Людвиг фон Мизес несколько более откровенно рассуждает о проблеме денег И справедливости: «Капиталистическая свобода рынка не предполагает вознаграждения человека согласно его «подлинным» заслугам, неотъемлемым достоинствам и моральному совершенству. Не делает его процветающим и оценка его вклада, с точки зрения «абсолютной» справедливости. Важна только оценка, даваемая его собратьями, которые, однако, применяют исключительно собственные мерки, исходя при этом из своих вкусов, желаний и целей. Именно в этом состоит особенность демократической системы рынка. Потребитель - превыше всего, а значит, он — полновластный хозяин. И он должен быть удовлетворен. В условиях рыночной экономики важно не научное определение ценности, а та реальная оценка, которую дают данной вещи люди, покупая или не покупая ее» (Людвиг фон Мизес, 1993. С. 174). Следовательно, говорить о «высших общечеловеческих ценностях» не так-то просто, раз все зависит от мнения тех, кто готов или не готов за эти ценности платить. Но тогда уместнее говорить о «рынке общечеловеческих ценностей»... Еще К. Маркс говорил о том, что деньги, капитал — это «опредмеченный, овеществленный труд», где «всеобщее богатство существует предметно, как действительность». В противоположность «опредмеченному, ове-212 ществленному труду» К. Маркс выделяет «живой труд» как «всеобщую возможность богатства, которая реализует себя в действии» (Маркс, 1984. С. 19—20). При этом сами деньги (капитал) далеко не всегда показывают реальную заслугу данного человека в производстве общественно-полезного продукта (К. Маркс прекрасно показал это на примере «отчуждения труда от капитала»). «Так как деньги в качестве существующего и действующего понятия стоимости смешивают и обменивают все вещи, — писал К. Маркс, — то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств...» (Маркс, 1984а. С. 16). Если деньги становятся для человека главной ценностью, то неизбежно происходит подмена его личности (как возможности создавать блага, включая и материальные, утверждая этим свое достоинства) самими этими благами, и в частности — деньгами. «Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу тебе, кто ты!», а также — «Скажи мне, во что ты одет, в какой машине ездишь, в каком доме, районе и стране живешь...» и т.д. — это все главные лозунги нынешнего времени, называемого нами «эпохой продажности». В таких лозунгах и мировоззренческих позициях проявляется главная идея — важна не твоя личность, а то, сколько она стоит на рынке личностей, т.е. что ты благодаря своей «личностности» можешь «поиметь» с этого мира... В итоге человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом — благ, т.е. получается — «личность навыворот», как, наверное, сказал бы К. Маркс... Но деньги позволяют оперативно перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и таким образом также выступают в качестве важнейшего ориентира для стремящихся к утверждению собственного достоинства людей. На наш взгляд, все-таки возможна более разумная и достойная схема взаимоотношений денег и личности. Согласно такой схеме, не вся личность, а только ее часть участвует в зарабатывании денег (как неизбежный внутренний компромисс), но другая часть личности должна быть ориентирована на деятельность, не ставящую ее в зависимость от «конъюнктуры» различных рынков, т.е. должна быть свободна. Сами заработанные деньги (как плата за неизбежный, но частичный личностный компромисс) частью направляются на приобретение товаров и благ, но другой частью - на создание условий для личностного развития и прежде всего на создание «психологических тылов», расширяющих возможность личности быть свободной и независимой от различных «рынков личностей», где ее могут «купить» или вынудить заниматься тем, что самой ей чуждо. Самое страшное, что грозит самоопределяющейся и самореализующейся личности, — это тотальная неизбежность отдавать себя целиком зарабатыванию денег, и в этом случае разница между личностью и деньгами, действительно, исчезает, т.к. человек сам превращается в «сплошную плату» за блага и свой жизненный «успех». Как уже отмечалось, деньги — это важнейший элемент культуры, позволяющий оптимизировать многие человеческие взаимоотношения. Деньги — это частички души самых разных людей, поскольку аккумулируют в себе их труд, страдания, несостоявшиеся мечты и т.п. И одновременно деньги — это отличный «тест на вшивость», ведь с их помощью можно, действительно, творить добро, но можно использовать их и ради своих эгоистических целей. И в этом снова проявляется право выбора самоопределяющегося человека. «Общество — это время», и все время хочется воскликнуть вслед за Фаустом: «Прекрасно ты, постой!», — считает С. Московичи. Но «круговерть неудовлетворенных желаний и полагающихся взаимодействий» не позволяет остановиться времени. И с тех пор, как деньги вторглись в человеческие обмены, «они запрещают нам подобные мечтания, которые задерживают последние и растягивают время, — продолжает свои рассуждения С. Московичи, — Движение денег не терпит остановки, застоя: это течение к будущему в виде накопления или страхования сталкивается с противоположным течением, обращенным в прошлое в виде долга или процента» (Московичи, 1998. С. 458). Именно благодаря деньгам, по словам Г. Зиммеля, «отношения современного человека с его окружением в целом развиваются таким образом, что он сторонится той группы, которая к нему ближе всего, чтобы сблизиться с теми, кто находится от него дальше всего» (цит. по Московичи, 1998. С. 457). «Время — это пространство денег, и оно превращает их в своеобразную вселенную, где ни одна вещь не поль- зуется необходимой передышкой, чтобы укрепиться и приобрести завершенный характер... они обладают энергией, которую искали физики, способную, никогда не истощаясь, вращать машины. Так, по Зиммелю, «мир приобретает вид вечного двигателя»... Не Маркс ли сказал, что деньги — единственный постоянный товар среди всех эфемерных товаров? Они являются таковыми благодаря своей способности сводить пространство ко времени...» (Московичи, 1998. С. 460). Фактически деньги в современном мире уже давно превратились для многих не просто в высшую («общечеловеческую») ценность, а в настоящее божество. Г. Зим-мель писал по этому поводу: «Любая великая эпоха имеет нечто вроде центрального понятия, чей статус, определяемый посредством идентичных координат, в высшей степени реален и одновременно обладает высшей ценностью: для греков — это бытие, для христиан — Бог, в XVII и XVIII веках — это природа, в XIX веке — общество, а теперь, кажется, что жизнь меняет коней...» (цит. по Московичи. 1998. С. 462). «Чем более жизнь общества определяется монетарными отношениями, — продолжает свои рассуждения Г. Зиммель, — тем более относительный характер существования находит свое выражение в сознательной форме. Ибо деньги - это нечто иное, как специфическая форма относительности...» (там же. С. 468). В итоге деньги порождают «эгоистический импульс», а всякая «сентиментальность» по поводу того, что «определенные суммы денег могут быть запятнаны кровью или на них тяготеет проклятие», быстро теряет свой смысл «по мере того, как возрастает безразличие, то есть по мере того, как деньги становятся не чем иным, как деньгами» (там же. С. 471). Основная причина беспокойства нашей эпохи заключается, по мнению С. Московичи, в «исчезновении формы жизни, лишенной своей сущности», что как раз и порождается «эгоистической страстью, совместимой с лихорадочной нестабильностью денег и на практике наполняющей их смыслом». И с этого момента «каждый сам себе становится обществом» (там же. С. 471). Еще Э. Дюркгейм говорил о том, о связи божественного и общественного, а сами боги, по его мнению - это «лишь коллективные персонифицированные идеалы» (цит. по Московичи, 1998. С. 77). Но когда человек, захваченный «эгоистической страстью» по поводу денег, «сам себе становится обществом», то и божеством для него также становятся деньги... В свое время Г. Мюнстенберг писал, что «чем большим почетом и уважением пользуется какая-нибудь деятельность, тем больше она освящена достоинством осуществления идеальных стремлений и тем более она может не считаться с рыночными ценами» (см. Мюнстенберг, 1997. С. 309—310). Но, к сожалению, само зарабатывание денег любыми путями становится главнейшей деятельностью «осуществления идеальных стремлений» для большинства людей... И все-таки деньги — это лишь средство, потенциальная возможность либо для возвышения своего достоинства, либо для личностной деградации. И именно идея денег (универсального «мерила», «линейки» для оценки жизненного успеха) создает «психологическую ловушку» для самоопределяющейся личности. Если человек, планируя свои жизненные перспективы, рассуждает так, что сначала ему нужно заработать много денег, а уж потом стать личностью, то он обречен так и остаться «машиной по зарабатыванию (или по «деланию») денег». Такой человек вынужден сразу же с головой включиться в «товарные отношения», и тогда он неизбежно сам превращается в «товар» на «рынке личностей» (по Э. Фромму), точнее - несостоявшихся личностей. Если самоопределяющийся человек вообще отказывается от зарабатывания денег (или сводит свой заработок к «прожиточному минимуму») и даже не пытается расширить материальную основу для своего личностного развития, то он опять себя обманывает, т.к. лишается возможности проверить свой дух деньгами. Интересно, что наиболее удачливые бизнесмены и предприниматели на первый план в системе своих ценностей обычно выдвигают не «максимальную прибыль», а сам «процесс» работы... Но если человек не отказывается от идеи зарабатывания денег и все-таки находит в себе силы размышлять о своей душе, о том, как использовать эти деньги для благородных целей и реализовывать идеалы справедливости и личного достоинства, то о таком человеке можно сказать, что он подлинный субъект своей деятельности, т.к. способен рефлексировать и поступать неординарно, ломая стандартные представления о предпринимателе как о «торгаше», заботящемся только о своей «выгоде».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |