КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика личностной продажности в современной России 2 страница
Несколько отдельно можно представить определения элиты в рамках «харизматического» обоснования (см. Ашин, 1966). ф. Аквинский считал, что «история творится через действия христианских королей; государство должно управляться посредством принципов как противоположности народоправию». Еще М. Вебер выделил три типа элит: 1) рациональное господство элиты (основанное на вере в законность существующих порядков); 2) традиционное (основанное на вере в святость существующего положения); 3) харизматическое (основанное на вере в неземные способности вождя). Э. Ледерер отмечал: «Действительным лидером толпы может быть человек, наделенный харизмой. Человек с харизмой действует в соответствии с волей Бога. Он выражает волю Бога в такой степени, что может даже спорить, не соглашаться с ним, что лишний раз подчеркивает, что он является той же самой субстанцией, что и сам Бог... Лидер не делает ошибок, а даже если и делает их, они рассматриваются как полный успех... Мы называем такую власть магией лидера». Философ Д. Юм отмечал, что человеческое общество становится политическим, т.к. большинству людей не хватает сообразительности и силы духа, что и вызывает к необходимости отношения господства (со стороны элиты, которая этими качествами обладает) и отношения подчинения (со стороны массы). Определения элиты в рамках «психологического» обоснования (см. Ашин, 1966). Американский психолог Дж. Джиттлер писал: «Элита — это категория людей, обладающих определенными привилегиями, обязанностью и властью, которыми они располагают в связи с тем, что им присущи такие качества, которые рассматриваются как ценность в данную эпоху развития культуры... Эти качества врожденные». Другой психолог М. Гинсберг высказывает близкие мысли: «Имеется подсознательная жажда большинства людей иметь лидера, чтобы быть ведомыми, чтобы подчиняться власти». Вопрос для практического психолога: нужно ли стремиться к тому, чтобы люди не «создавали себе кумиров» в лице элиты? Быть может, ориентация на таких кумиров и составляет главный смысл жизни для многих простых людей (простых смертных)?.. Другой, уже философский и социологический вопрос: достигло ли общество такого Уровня развития, когда людей, понимающих, что происходит, должно становиться больше? Или же увеличение числа таких людей лишь приведет к нежелательным социально-политическим последствиям (потрясениям, революциям)? Можно выделить также и другие определения элиты, предлагаемые самыми разными философами, поэтами, политиками (см. Ашин, 1966). Дж. Сартри: «В широком смысле «элита» обозначает высшее начальство... Элита — это синоним политической элиты». Ж. Лево: «Строго говоря, слово «элита» может пониматься не абсолютно, а лишь относительно, это слово означает совокупность избранных или выдающихся индивидуумов определенной общественной группы (например, элита дворянства). Хотя критерий этого отбора продолжает оставаться сравнительно неопределенным, нам все же кажется, что он связан с высшими качествами человека». Интересны в этом плане рассуждения Ф. Ницше о «сверхчеловеке» (цит. по Гарину, 1992. Т.2. С. 211—296): «...противопоставление расы духовной аристокритии толстокожей массе расы демократической... Истоки сверхчеловека: презрение к каторжникам наживы, к духу торгашества, вызов бюрократии, казарме, ранжиру...» (там же. С. 244); «Место, занимаемое человеком на иерархической лестнице, определяется теми страданиями, которые он может вынести», — отмечал Ф. Ницше (цит. по Гарину, 1992. Т. 2. С. 238). Заметим, что близкие мысли можно найти у В. Франкла, считавшего, что высший смысл («смысл смыслов») — в человеческом страдании, которое делает человека лучше (Франкл, 1990. С. 302-306). «Во мне нет ничего, напоминающего основателя религии. Религия — дело черни», — отмечал Ф. Ницше, хотя сам сотворил фактически миф... (см. Гарин, 1992. Т.2. С. 241). «Питающей средой Мифотворца было предощущение омассовления, тоталитаризма, кризиса культуры, прогресса бездуховности и фарисейства, грядущего торжества скотской компоненты человеческого» (там же. С. 243). Его «мифическое учение о господах земли — всего лишь мост от античного культа героя к «гармоничной личности», — отмечает И. Гарин (там же. С. 243). «Беда в том, что творцы подобных мифов не отдают себе отчета в той взрывной силе, которую содержат в себе иррациональные мифы, когда попадают из рук мыслителей в грязные руки поджигателей масс и становятся идеологией босяков, — пишет далее И.Гарин. — Трагедия Ницше... — в этом недомыслии, в ставке на элиту, а не на «грядущих хамов»... (Гарин, 1992. Т. 2. С. 227). Близкие мысли высказывает Ортега-и-Гассет, который отмечал, что «элитарное — значит, антимассовое; лишь те, кто способен преодолеть предрассудок большого количества людей, — элита» (см. Гарин, 1992. Т. 2. С. 475). Очень близки к проблеме элитарности рассуждения А. Маслоу о «самоактуализирующейся личности». Как известно, А. Маслоу, исследовав восемнадцадть выдающихся деятелей культуры и науки (А. Линкольна, Т. Джефферсона, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозу и др.), выделил следующие характеристики (черты) самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с ней; 2) принятие себя, других и мира (природы); 3) спонтанность, простота, естественность; 4) проблемная цен-трация — центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) потребность в одиночестве, характер самоустранения; 6) автономность: независимость от культуры и окружения; воля, активность; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний («пиковые и мистические переживания»); 9) чувство сопричастности, единения с другими («общность с человечеством»); 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора; 14) творчество самоактуализирующихся личностей; 15) устойчивость к влиянию культуры; трансцендентность по отношению к любой определенной культуре (см. Маслоу, 1996. С. 422-449). В работе «Век толп» С. Московичи пытается выявить главное отличие обычного человека от представителя элиты. Обычный человек не хозяин самому себе, он «тотален» в том смысле что для него главное — это «любовь Других» (такой человек зависим от тех, кто его любит или не любит). В итоге такой человек «чувствует себя единой Душой» и в этом плане более «уязвим». Представитель настоящей элиты сознательно контролирует свои поступки и инстинкты, при этом он как бы «разделен двумя противоположностями» — любовью и идентификацией (как Фауст, раздираемый своими двумя душами). В итоге элита — более диалектична, имеет больше возможностей для развития и менее уязвима (поскольку менее то- тальна и понятна для окружающих) (Московичи, 1996 С. 380-381). О двухплановости развитой личности и ее самопроявлении как «чуде» пишет известный философ А.Ф. Лосев: «Итак, в чуде встречаются два личностных плана: 1) личность сама по себе, вне своего изменения... личность как идея, как принцип.., как неизменное правило, по которому равняется реальное протекание, и 2) самая история этой личности, реальное ее протекание и становление» (Лосев, 1991. С. 142—144). Примечательно, что еще Ф.М. Достоевский видел подлинную жизнь личности в точке «несовпадения человека с самим собой». Интересно, что А. Маслоу, рассуждая о самоактуализирующейся личности, отмечает и характерные для нее недостатки: «Обычная ошибка, которую делают писатели, поэты и журналисты, состоит в изображении человека таким хорошим, что он становится карикатурой, никому не хочется па него походить... Совершенных людей не существует. Можно найти хороших, даже великих людей. Существуют творцы, святые и реформаторы. Это должно вселять в нас надежды на будущее, пусть даже таких людей и немного. Однако эти люди временами бывают эгоистичны, раздражительны, гневливы и угрюмы. Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий» (Маслоу, 1996. С. 446—447). Любопытны и поучительны рассуждения об аристократах и аристократизме Г. К. Честертона, который б своей книге «Вечный человек» писал: «Аристократия — не класс; она — порок, обычно не слишком тяжкий. Трудно устоять перед естественным искушением, и вот — одни — важничают, другие — восторгаются ими. Это очень легко и очень обычно... Европа может гордиться: с тех пор как она стала христианской, она всегда в глубине души считала аристократию слабостью — чаще всего простительной. Если вы не верите, выйдите за пределы христианства, в Другую среду. Сравните наши сословия с индийскими кастами. Там аристократия куда ужасней — она связана с умом, с ценностью. Там верят, что одни касты действительно лучше других в священном и таинственном смысле. Христиане — даже самые испорченные и темные — никогда не считали, что в этом, духовном, смысле маркиз лучше мясника. Даже самые странные христиане не считали, что принц застрахован от преисподней... в христианских странах к дворянину относи- лись чуть насмешливо, хотя в великих походах и советах он обретал иногда право на почтение. По сути своей мы, европейцы, не воспринимали аристократов всерьез... Короче говоря, я — как обычно, очень медленно — додумался до утопии равноправных; и, как обычно, обнаружил, что Церковь опередила меня» (Честертон, 1991. с 445-446). Р. Миллс писал о сущности элиты: «Ядро властвующей элиты состоит прежде всего из людей, которые свободно переходят от командных ролей в верхах одной из господствующих иерархий к подобным же ролям в другой иерархии» (Миллс, 1959. С. 397). Заметим, что все это очень похоже на парт- и демономенклатуру в СССР и в РФ (!)• Р. Миллс выделил следующие важные характеристики «властвующей элиты»: 1) совпадение объективных интересов экономических, военных и политических кругов; 2) сходство происхождения и общественного положения; возможность перехода из одной сферы в другую на руководящие посты в конкретных иерархиях; 3) всеобъемлющее влияние, оказываемое людьми, которые являются профессиональными организаторами крупного размаха, свободными от демократических традиций и получившими выучку в политических партиях» (Миллс, 1959. С.407—408). По Р. Миллсу получается, что существует тенденция к монополизации социальной власти (его концепцию иногда называют концепцией «единой элиты»). Рассуждая о власти и элите в государственном управлении, М.Н. Афанасьев пишет: «...особенно опасна тихая узурпация публичной власти частными корпорациями, в том числе криминальными сообществами, посредством подкупа должностных лиц, что ведет к коррупции государства и возникновению внеконституционных центров социальной власти... Не следует уповать на автоматизм демократии — наоборот, существование демократических норм и институтов невозможно без наших солидарных усилий; полигархия, в отличие от «левиафана», всегда требует гражданской деятельной ответственности» (1996. С. 28). По Р. Миллсу, образованию элиты способствуют: 1) низведение профессиональных партийно-политических деятелей на уровень средних звеньев власти; 2) тупик законодательства (как результат столкновений различных местных интересов); 3) отсутствие политически нейтрального гражданского аппарата (как источника идей и административного опыта); 4) все увеличивающаяся официальная секретность при принятии важнейших решений» (Миллс, 1959. С. 408). Интересными впечатлениями о своем общении с настоящими парижскими аристократами (в ходе социологического исследования их образа жизни) делятся М. Пэнсон и М. Пэнсон-Шарло: «В интервьюировании аристократии социолог не может позволить себе показаться недостойным доверия, ему оказанного... Окружение улиц, внешний вид домов сразу ставят на место человека, не способного добиться того, чтобы жить в подобной же среде... Площадь салона, где обычно принимают интервьюера, достаточна для того, чтобы сделать очевидным социальное положение интервьюируемого, поскольку верно, что социальная власть всегда является также властью над пространством... Право на пространство, право занимать пространство является, возможно, одной из самых дискриминирующих социальных привилегий, чья символика оказывается наиболее яркой, так как означает власть над расстоянием, возможность держать дистанцию... Эффект господства будет тем живее воспринят исследователем, чем раньше его социальный опыт внушил ему необходимость знать свое место, а стало быть, место непременно ограниченное. Кроме того, в зависимости от этого происхождения он научится лучше или хуже владеть использованием пространства» (Пэнсон, Пэнсон-Шарло, 1995. С.204-05). Как видно из приведенного высказывания, «власть над пространством», количественное выражение своих «привилегий» являются не только важным признаком элитарности для обывателя, но и для «настоящих» аристократов. Можно привести типичный пример «овладения пространством» из обыденной жизни. Часто в метро можно видеть, как молодой, здоровый человек садится в полупустом вагоне на свободное место — он широко расставляет свои ноги и занимает площадь, на которой могли бы разместиться два-три человека. Когда вагон метро заполняется людьми и свободных мест уже не остается, молодой человек продолжает сидеть по-прежнему, с широко расставленными ногами, видимо, изображая таким образом свою «крутизну» и независимость от окружающих... Правда, обычно, если его вежливо попросить подвинуться, то он сдвигает свои ноги, но сам сообразить это он часто бывает не в состоянии. Видимо, стремление «захватывать пространство» сидит в его еще ^сформированном сознании достаточно глубоко. Приведенные выше признания М. Пэнсон и М. Пэнсон-Шарло, а также типичный пример из обыденной жизни свидетельствуют о том, что, к сожалению, более качественные проявления подлинного творчества и достоинства для многих людей «трудноуловимы» и «малоузнаваемы», поэтому элитарность в обыденном сознании больше ассоциируется с «количеством» («пространством»), чем с «качеством» жизнедеятельности. Для сложного современного общества характерна «конкурентная множественность элит», т.е. отношения различных общественных групп и слоев «представляют собой не иерархию, но систему взаимных зависимостей, отталкиваний и притяжений» (Афанасьев, 1996. С. 29). Само понятие «правящие элиты» (которых, как мы постарались показать, достаточно много) характеризуется следующими параметрами «функционирования социального поля власти»: — несословным характером правящего слоя, свободной рекрутацией, правом на карьеру; — «вертикальной» конкуренцией: легальностью оппозиции (контрэлит), возможностью смены правительства; — конкуренцией «горизонтальной»: борьбой за влияние между различными группами (субэлитами), составляющими правящий слой; — общественным признанием «правильности» первенства тех или иных групп, основанным на соблюдении теми законов и установленных норм (см. Афанасьев, 1996. С. 29-30). Примечательно, что само понятие «элита» стало употребляться в Европе тогда, когда «отошли в прошлое как сословный строй, так и разрушивший ее революционный пафос «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. «Но еще раньше элитой называли товары высшего качества. Аналогия с лучшим товаром схватывает суть: в динамичном гражданском обществе правящий слой — не закрытое сословие, а группа индивидов, которые достигли Успеха в открытой конкурентной борьбе и должны по- стоянно подтверждать свою годность в качестве элиты», — отмечает М.Н.Афанасьев (см. Афанасьев, 1996. С. 29). В целом можно выделить различные уровни в понимании элитарности (Пряжников, 1997): 1) биологический уровень связан с обладанием врожденными (генетически закрепленными) преимуществами; 2) криминально-«дедовской» уровень — с обладанием определенным статусом в группе, основанном на примитивном превосходстве и грубой силе; 3) социально-политический и социально-исторический (традиционный для проблемы элитарности) уровень — с обладанием властью и влиянием; 4) экономический (и социально-экономический) уровень — с обладанием капиталами, деньгами, долларами..; 5) бытовой уровень — с приближенностью к «знаменитостям», а также с соответствием человека и его «достижений» общепринятым, стандартным образцам успеха; 6) профессиональный уровень — с успешностью в избранном деле и признанием этой успешности со стороны «посвященных» людей (коллег); 7) философский, мировоззренческий уровень — с принятием и реализацией определенных ценностно-нравственных и мировоззренческих позиций; 8) психологический уровень — с ощущением, чувством, осознанием и переживанием уровня своего развития, своего места в обществе и своего самоулучшения по отношению к самому себе. Важнейшая психологическая проблема состоит в том, что избрать конкретному человеку в качестве отправной точки для самоулучшения, для соотнесения успешности своей жизни с некоторым эталоном. Каждый раз субъект деятельности (и, соответственно, субъект самоопределения) по-разному осознаете качестве значимых для себя факторы и условия элитарности, выбирает их и реализует в своем стремлении стать лучше (как это он сам себе представляет сообразно уровню своего развития). Например, человек может ограничиться только «силовым» представлением об элитарном (по принципу: «Лучше всех, значит, сильнее всех!») или представлением об элитном как о законопослушном, добропорядочном... В итоге получается, что элита как бы осмеливается жить по своим законам, отличным от законов, обязательных для большинства, и проявляется это на всех уровнях проявления элитарного... Примечательно, что нередко условия и факторы элитарности более ранних и примитивных уровней вполне вписываются в деятельность (и в профессиональное самоопределение) вполне образованных людей. Например, у многих стадных животных подмечена следующая особенность: часто приближенные вожака («шестерки») любят жестоко добивать поверженного недавнего соперника их вожака-доминанта, как бы вымещая именно на нем свою ущербность и зависимость... Этологи объясняют это следующим образом: «...в неагрессивной по природе особи любого вида животных при длительном ее подавлении агрессивность ни на кого не переадресуется. Адресат агрессивности ясен — угнетатель, но особь не решается хоть как-то проявить ее в отношении адресата. Когда тот погибает, не только исчезает страх, но и снимается запрет причинить боль живому. И накопившаяся агрессивность изливается на адресата законного, но не живого. Заметьте, что люди, «пинающие мертвого льва», обычно довольно хорошие. Дно в этом не участвует. И как раз наоборот, именно дно и очень плохие люди травят, мучают и казнят низложенного живого правителя» (см. Дольник, 1994. С. 152). Но не действуют ли подобным образом и высокообразованные интеллектуалы, которые никакие могут насытиться «пинанием» несчастной поверженной страны и компартии, что и по сей день считается довольно «элитным» способом самоутверждения?.. Не является ли все это еще одним проявлением «психологического закона духовного единства толпы», выделенного еще Г.Лебоном, только уже на уровне людей, считающих себя «лучшими представителями духовной элиты»?.. Таким образом, можно сделать вывод о том, что различные уровни рассмотрения элитарности сильно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и включают в себя особые психологические моменты, связанные с выбором субъектом самоопределения путей, условий и факторов, которые способствуют достижению специфи- чески понимаемого этим субъектом элитарного идеала. Элита, с точки зрения массы, — это то, что признается в качестве «наилучшего» подавляющим большинством людей. Сейчас в России отношение к элитам и их состояние характеризуется следующими тенденциями: тенденция нынешнего элитного слоя к «властецентризму» (наследие предшествующего тоталитаризма); превращение власти, основанной на силе и деньгах, в главную ценность и мерило общественного успеха; падение общественного влияния научной, культурной и публичной элиты; затруднено «воспроизводство профессиональных элит», идет их «размывание»; едва ли не полное отсутствие общепринятых авторитетов, общественная неприязнь к «начальникам» и к «бизнесменам» и т.п. Все это заставляет усомниться: «возможно ли говорить об устойчивых элитах в российском обществе?» — пишет М.Н. Афанасьев (см. Афанасьев, 1996. С. 31—32). Проблема: важно не столько общественное доверие к элитам (его фактически нет), «сколько наличие в общественном сознании самой проблемы легитимности правителей». «Главная социальная проблема нашей посттоталитарной «переходности» — дефицит общепринятых форм социальной консолидации, когда неразвитость гражданских форм общежития накладывается на разрушенность традиционных структур: с одной стороны — почти полная утрата не то что сакрального авторитета, а хоть какого-то уважения к властям, с другой стороны — отсутствие гражданского активизма (культуры участия) и интереса к политике», — отмечает далее М.Н. Афанасьев (Афанасьев, 1996. С. 32).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |