КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мораль первоначального общества
Вопрос для самопроверки и обсуждение 1. Что такое этос? Что вы знаете об общем предмете этики? 2. Расскажите о структуре и сущности этического учения. 3. Можно ли считать этику наукой о морали? 4. Чем вызванная потребность в понимании морали и нравственности? 5. Из чего складывается структура этики? 6. Которыми являются основные функции морали? 7. С какими гуманитарными науками связанная этика и чему? 8. Какие сферы человеческой жизни представляют особый интерес с точки зрения морали? 9. В чем состоит материалистический взгляд на мораль? Раздел ІІ. Исторические типы морали Необходимо различать биологические детерминанты поведения людей, к которым належат: инстинкт стадности, сохранение вида, материнский инстинкт, моральное поведение людей, поскольку все эти инстинкты присущие и животному царству. Моральное поведение людей - кое-что более сложная система поведения. Ряд ученых считают, что в первоначальном стаде, как и в животном царстве, морали не было. И поведение первоначальных людей моральными категориями характеризовать нельзя. Каннибализм ("людоедство"), промискуитет (неограниченные половые сношение), инцест (половые связи между родственниками), крайние формы остракизма (изгнания из общин) и др., которые властвовали в жизни первоначальных людей, есть не аморальные вещи, а аморальные. Тем не менее моральное поведение есть продуктом развития человечества как особой материальной системы. Это не что-то дано на определенном этапе человеческой истории. Образовалась мораль в процессе практической жизнедеятельности от начала существования человеческого общества. Разошлись взгляды ученых на проблему каннибализма. Одни считают, что каннибализм был шагом в морализации поведения. То, что в животном царстве это явление отсутствующее, очевидно. Чему же именно в человеческом мире такая жестокость нашла место? Объяснения каннибализма продолжительным голоданием первоначальных людей есть неоправданным, поскольку голод могут выдерживать и животного. Как утверждает, М. Тофтул, первоначальный человек отличался от животного зародышами сознания, поэтому логически предположить, что именно сознание оказывала содействие распространению людоедства и других безобразных явлений человеческого бытия. На такие поступки человек мог пойти только сознательно. Эту мысль иллюстрируют много известных этнографических фактов. Например, поедания людей в первоначальном обществе во время затяжного голода имело свою мотивацию: сначала съедали взятых в плен представителей других племен, потом - одноплеменников в такой последовательности: старцы, женщины, слабые мужчины. Другие ученые, в частности В. Малахов, считают, что зарождения морали есть результатом преодоления каннибализма, промискуитета, инцеста и т.п. через сложную систему категоричных запретов определенных действий и намерений, направленных на "неприкосновенные" "объекты, которые возбуждают ощущение смертельного ужаса, угрозы, то есть табу. Табуация происходила в условиях особой жестокости через давление на человека принудительно, что обеспечивалось изначально родоплеменными культами, а поддерживалось магией, фетишизмом, анимизмом. Постепенно система табуации усложнялась. Сперва табу касались запретов и распространялись лишь на человеческие отношения. Позднее табу приобретали функции защиты, а касались они священных вещей (например, огня, орудий работы, оружия), священных животных (тотемы), важных лиц (например, вождей, жрецов), важных фаз личной жизни (скажем, Инициация, роды), собственности и др. С течением времени табу как форма внешнего давления постоянное закрепляться в массовой и индивидуальной психике, привычках и сознании людей. Теперь каждый индивид стал самостоятельно выполнять функцию "социального контроля". Наказания за нарушение табу приобретало имманентного характера (естественно присущего табу). Человека может никто не наказывать, а она открывается для наказания: впадает в депрессию, тяжело болеет, даже умирает, при потому, что даже не было свидетелей позорных действий. Итак, в первоначальном обществе утверждались моральные нормы межличностного общения. Хотя на этот момент не следует констатировать формирование настоящей морали. Она существовала в синкретической (неразрывной) единстве с такими формами человеческого сознания, как мифология, религия, искусство и философия. Собственно мораль как особый общественный феномен утверждается в эпоху позднего неолита и в бронзовый возраст (конец III - начало І тыс. к н.э.), когда раскладывается синкретизм человеческого бытия, появляется классовое то сословное неравенство, формируется государство.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |