Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль эпохи Возрождения




Эпоха Возрождения (конец XIII-XVI столетия) - это переходный этап в социальном развитии от феодализма к капитализму. В социально-политическом смысле эта эпоха отличительная антифеодальными движениями, религиозными войнами, укреплением абсолютных монархий, зарождением нового класса-буржуазии.

Центральной фигурой духовной жизни эпохи Возрождения был не Бог, как в эпоху Средневековья, а человек, личность. Отсюда основной ценностью духовной жизни был провозглашенный гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный), что признает как социальный идеал яркую, сильную, всесторонне развитую личность, которая стремится достичь счастья на земле, развивает и утверждает свои творческие способности.

Человек эпохи Ренессанса осознается уникумом. Ее уникальность и неповторимость проявлялись в деловитости, мастерских способностях и всесторонней образованности. Ведь ни одна эпоха не породила таких универсально освещенных художников, как эпоха Возрождения, скажем, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Не напрасно Витрувий настаивал на потому, что художник должен изучать грамматику, геометрию, философию, медицину, астрономию, оптику, историю и анатомию.

Однако внимание этого периода минует духовная сторона развития личности, моральный потенциал человека. Итак люди не имели целью даты моральную оценку своим поступкам, они лишь стремились расширить собственный научный кругозор. Образованность резко противопоставлялась нравственности. Это зажигало страсти, развивало крайний индивидуализм. По словам известного русского исследователя А. Лосева, это был "оборотная сторона титанизма".

Историкам известно, что Возрождения прославилось примерами своеволия, вероломства, убийства из-за спины, борьбы страстей и самовлюбленности. Так, в церквях процветали попойка, разврат. Священнослужители и духовенство даже принимали участие в охотах и маскарадах. В Ватикане относились неприличные комедии, декорации к которым нередко готовили известные художники.

В работе "Эстетика Возрождения" А. Лосев вспоминает известного скульптора-ювелира XVI ст. Бенвенуто Челлини, который убивал всех своих соперников и оскорбителей, "настоящих и надуманных... громил все вокруг себя".

Примеры из серии ужасов этой эпохи приводит М. Тофтул. Неаполитанский король Ферранте (1458-1494), стараясь навеять ужас, садил своих врагов у клетки, откармливал, а потом отрубал им головы и приказывал засолить их тела. Он отравлял в венецианских церквях чаши с святой водой, стараясь таким образом отомстить венецианской сеньории. Нередко, чем свой стол убивал людей, что нему доверились, насильно овладевал женщинами. Папа Александр VI Борджиа (1492-1503), торговал посадами, милостями и отпущением грехов. За свидетельствами современников, он жил с своей дочерью Лукрецией, что была любовницей и своего же брата Цезаря.

В среде гуманистов происходили постоянные соперничества и борьба между собою. их взаимоотношения основывались на постоянных образах и обвинениях. Такое моральное падение в эпоху Возрождения подтверждалось драматургией того времени. Припомним В. Шекспира, в частности, пьесу «Гамлет». Смерть в ней на каждом шаге.

Аморальный паразитизм проникал и в политику. Политика грунтовалась на принципе игнорирования моральных принципов. Ярким защитником такого подхода был итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1469-1527). В своей работе "Правитель" мыслитель защищал необходимость соблюдения дистанции в политике между внутренними целями политической деятельности и ценностями человеческой морали. Мораль, как считал Н. Макиавелли, - это лишь средство, инструмент, каким политик должен ловко пользоваться. Отсюда мыслитель вывел основной принцип, каким должны руководствоваться политики: "Цель оправдывает любые средства".

Важной характеристикой личности этого периода было расточительство. Основной принцип жизни, которым люди этого времени руководствовались: "Пусть ваши затраты будут равными прибылям или меньшими за них".

На моральное сознание эпохи Возрождения повлияли процессы, связанные с инквизицией. На это время его действия приобрели особого распространения, хотя возникновения ее касается эпохи Средневековья - XIII ст. Основной целью инквизиции было охота на ведьм. Ведьм предъявляли обвинение в колдовских действиях, в заговорах с дьяволами, ночных шабашах, полетах в воздухе. Инквизиции подлежали не только обвиненные в ведьомских способностях, а и те, кто поддавал сомнению рассказа о ведьмах. Постепенно погоня за ведьмами превратилась на преследование ересей и вольнодумства. Это закладывало у людей страх и приучало людей жить в постоянном душевном напряжении.

Про общественный аморализм эпохи Возрождения писал известный гуманист Э. Роттердамский (1469-1536) в книге "Похвала глупости". Он делал замечание, что общество пленило лицемерие и низость феодалов, разврат духовенства.

Вызовом общественной аморальности эпохи Возрождения стал общественно-политическое движение XVI ст., так называемая, Реформация. Он был направлен против католической церкви. Идеологически Реформация повлияла на закрепление новых буржуазных принципов жизни (подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологии гражданского общества).

Детищем Реформации стал протестантизм. Протестантизм предложил новые этические принципы жизни, что и по сей день укрепленные в сознания людей рыночного общества - трудолюбие, признания конкуренции, договоренность, аккуратность, педантизм и т.п..

В протестантизме выделились разные течения, наиболее известные среди них кальвинизм и лютеранство. Кальвинизм был направлен на защиту аскетизма, который достигался через самообладание, систематический самоконтроль и самопроверку.

Кроме этого, все протестантские течения поддержали логическую и последовательную этику работы. Работа, по мнению реформаторов, - это установленная Богом цель жизни человека. Нежелание работать расценивался как симптом отсутствия благодати. Даже богатый человек не освобождался от обязанности напряженно и плодотворно работать.

В отличие от католицизма, идеалом которого был рыцарь и монах, идеалом протестантизма постоянный деловой человек, который достигает материального благосостояния. Богатство - это не недостаток делового человека, а его цель. Желания быть бедной приравнивалось к желанию быть больным.

Характеризуя мораль эпохи Возрождения, необходимо обратить внимание на проблемы взаимоотношений в семье и отношения к женщине.

Так, в эпоху Возрождения в семье упрочилась особая мораль. Семьи должны быть большими, все поколения - жить вместе. Отношения в семье строились по патриархальному принципу (признавался высокий авторитет отца, формировалось уважение к старших). В трактате "О семье" известный мыслитель эпохи Возрождения Л. Альберти определил основные моральные принципы, которые сохраняли семью: трудолюбие, справедливость, миролюбивость, самообладание, скромность. Роль женщины в семье состояла в самостоятельном ведении домашнего хозяйства и послуха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.