КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические проблемы морали начала XXI ст
Особенности морали времен советской власти В истории нашего общества необходимо в отдельности выделить период, так называемого, социализма, поскольку его идеология и значительная продолжительность (свыше 70 лет) наложили отпечаток на сознание нескольких поколений. Взяв за основу этику марксизма, творцы советской этики направили свои этические идеи на уничтожение неравенства, частной собственности, эксплуатации. Вообще это выглядело довольно гуманно. Человек этого периода слепо верил марксистским коммунистическим этическим идеалам. На умопомрачение сознания ее работала вся государственная система. Формулировались красивые лозунги, в которых звучали призывы к преданности делу коммунизма, патриотизма, идеи братства, равенства, добросовестной работы на благо Отчизны, социалистического интернационализма. Конечно, это не могло не наложить отпечаток на формирование моральных черт обычного лица. Ведь, мораль советского человека грунтовался на принципах взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, любви к Родиной, веры в светлое будущее. Победа в Второй мировой войне была добытая именно благодаря героям, воспитанным в этом духе таких идеалов. Тем не менее за красивыми лозунгами социализма-коммунизма, скрывались негодные гуманного общества действия: подавления свободы слова, антирелигиозная пропаганда, преследования некоторых наций и этносов, депортации, репрессии, плановая экономика с его искусственным завышением показателей, внутренняя изоляция страны и т.п.. Следствием этого стало формирования отрицательных моральных черт человека: трусливости, предательства, инертности, безответственности, лености. Чему же так произошло? Государственная политика лозунгом общего равенства была нацелена на "уравниловку". На самом деле же это проявилось в таких действиях власти, как: раскулачивания, коллективизация, политические репрессии, основной целью которых было уничтожения среднего класса, наиболее дееспособной, продуктивной социальной прослойки. Это означает, что терялся смысл активности, действенности человека. Так вот, принцип "мой дом из края, я ничего не знаю" стал основанием для выживания в тогдашнем обществе.
Начало XXI ст. - это время научно-технического прогресса, интенсивного развития всех сфер общественной жизни, а также утверждения рыночных, предпринимательско-менеджерских отношений. Результатом научно-технического прогресса стали глобальные открытия в фундаментальных науках, отладка глобальной коммуникативной связи. Конечно, все это впечатляющий показатель развития человечества. Тем не менее это развитие не прошел мимо человека и общественное отношение. Он существенно повлиял на них. Это оказывало содействие распространению рационализма в обществе, которое проявилось в изменении отношения к собственной жизни, к проблемам личности человека, которая делает самую себя. Основными моральными ценностями такого человека стало развитое чувство собственного достоинства, личной независимости и ответственности за собственные действия. В общественном отношении это ориентировало на защиту демократических ценностей. Вместе с тем невозможно обойти проблемы, которые сопровождают научно-технический прогресс. Одна из наиболее важных - это экологический кризис, который определил другую сторону современной морали. Угроза человеческому существованию повлияла на формирование пессимистических взглядов людей на жизнь, философской рефлексией сказались в нигилистических и апокалипсических расположениях духа (предчувствия конца мира), распространились эсхатологические мысли (о конечной судьбе человека и Вселенной). При таких условиях человек постоянная ставить перед собою новые задачи и требования. Прежде всего, эти требования были направлены на определенные ограничения собственных действий. В особенности это касается взаимоотношений человека и природы. Так сформировалась экологическая этика. Английский историк, социолог Арнольд Тойнби по этому поводу сказал: "Ныне впервые мы знаем, что наше будущее зависит от того, что мы сами имеем.... Результаты дальнейшего развития науки будут зависеть от того, насколько использования ее будет осуществляться с добрыми или злыми целями, в этическом смысле слов "добрый" и "злой". Зло, рожденное наукой, не может исцелиться самой наукой". Основными основами экологической этики стало взятием к вниманию возможностей природы при использовании ее ресурсов и сохранении естественного равновесия. Так вот в начале XXI ст. к колу моральных проблем стали привлекать не только вопрос отношения человека к человеку, а и человека к природе. Мораль современного общества определенная также особенностями предпринимательских, менеджерских связей и отношений, которые сложились под влиянием расцвета рыночной экономики. В развитых странах мораль рыночного общества можно охарактеризовать рядом особенностей: 1) основная цель современного человека состоит в открытии своих индивидуальных особенностей; 2) поскольку рыночное отношение ориентируют предпринимателей на служение клиентам, возрастает моральная ценность такой черты, как "служения обществу"; 3) высочайшей ценностью человека современного общества становятся знания, а не деньги; 4) у человека-предпринимателя (новый типаж человека) никогда нет ощущения удовлетворенности достигнутым. Ей, как и писателю, кажется, что "лучшая книга у нее еще впереди"; 5) для достижения поставленной цели люди, преимущественно, избирают высокие моральные ценности - открытость, искренность, добросовестность. Все они оказывают содействие организации честной конкуренции, а это, соответственно, поддерживается и ограждается непосредственно государством; 6) стремления набути высокого профессионализма есть абсолютной целью людей нового типа общества. В таком обществе значимыми становятся социальные компоненты. Отношения строятся не по принципу "уважай старшего", аза принципом "уважай достойного себя" (в социальном смысле); 7) в случае достижения определенной цели, достижения общественного признания человек не сторонится чувства гордости за успех своего дела. Это, соответственно, усиливает уверенность в собственных силах; 8) человек, который прошел путь собственного становления и имеет чем гордиться, не стоит в стороне общественных проблем; 9) формируются "кодексы чести" разных профессиональных групп, приобретает популярность деловая, профессиональная этика и др.; 10) стратегия развития современного общества направленное на утверждение основ тендерной демократии, в соответствии с которой отстаиваются принципы равенства мужчины и женщины. Рыночная экономика слабо развитых стран выполняет обратную функцию в формировании общественной морали - деморализует как отдельных людей, так и общества вообще. Это проявляется в такому: 1) мораль ориентирована на такие ценности, как польза, успех, преимущество, то есть на частный, эгоистический расчет. Высокие же ценности добрая, красоты, истины, совершенства становятся второстепенными; 2) расцветает экономический прагматизм: "все ради денег!"; 3) нравственность противопоставляется целесообразности; 4) в особенности ощутимым становится противопоставления морали и нравственности. Нравственность характеризуется не просто низким уровнем морали, она становится далекой от морали. Ценности морального сознания (добро, обязанность, ответственность, справедливость, честь, достоинство), моральной деятельности (поступок, подвиг), моральных отношений (уважение, милосердие, дружба, любовь) становятся лишь "красивыми словами"; 5) нестабильность экономики слаборазвитых стран воспитывает комплекс "неполноценности", покорность, трусливость; 6) стимулом к деятельности в обществе для людей такого типа остается вера в "лотерею", мгновенная сказочная участь, а не вера в собственные силы и настойчивость; 7) конечно, про "кодексы чести" в таком обществе не идется, деловая, профессиональная этика остаются также "красивыми словами". Итак, мораль не только формирует и определяет общественное отношение, а и порождается ними. Если в времена политической и экономической кризисов побеждают меркантильные интересы, даже при выборе правильного политического и экономического пути развития, происходит деморализация общества. Мораль как сила, которая не способная преодолеть "зло", самая становится объектом посягательства и устраняется из поля боя. Такое состояние переходного периода пришлось ощутить на себе и украинцам. Социально-политический кризис, трудность выхода из нее оказывали содействие именно потому, что состоялось изменение многих личностных и общественных ценностей, духовных и моральных ориентиров, которые характеризуют деморализацию общества. И лишь собственная самокритичность и высокая значимость мысли мирового сообщества способные оказывать содействие преодолению морального кризиса.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |