Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические взгляды Аристотеля




В ІV ст. к н.э. была сделанная попытка создать обобщенную этическую теорию, которая бы вобрала у себя весь предыдущий, почти трехсотлетний теоретический и нравственно-практический опыт греческого общества. Эта задача была довольно успешно реализована выдающимся философом античности Аристотелем Стагиритом (382-322 гг. к н.э.). В отличие от Аристиппа и киников, Аристотель обращался не к маргинальным группам древнегреческого общества, а к тем прослойкам, которые составляли социальная и культурная среда тогдашнего порядка. При этом он не восхищался, как Платон, грандиозными этическими программами, а стремился быть максимально близкой к реальной жизни его современников. Эти обстоятельства в значительной мере и определили успех теоретических усилий Аристотеля.

К его заслугам можно отнести, прежде всего, выделения этики в особую сферу философии. Если Сократ обратил внимание своих сторонников на важность изучения моральной сферы общественной мысли, то Аристотель завершил оформление этики как специальной, самостоятельной науки. Нему належит первая специальная этическая работа «Никомахова этика». Это произведение представляет собой практические советы относительно правильного поведения, которые были адресованы своему сыну. Таким образом, если ранние этические учения Давней Греции в значительной мере есть собранием афоризмов жизненной мудрости, если Платон высказывал свои мысли в форме диалога, то «Этика» Аристотеля – монолог. По своей форме это – научная работа, не похожая на художественное произведение и повседневные раздумья. К этическому Корпусу Аристотеля относят также такие работы: «Эвдемова этика», «Большая этика», «Политика» и «Афинская полития». В своих этических раздумьях он ставил разные вопросы, главными из которых были учения о благе, учении о добропорядочности, учении о воспитание, учении о свободе воли и т.п..

Наиболее важными этическими категориями, которыми оперирует Аристотель, есть понятия «благо» и «счастье». По мнению философа, благо в зависимости от обстоятельств набирает разных форм. Так, относительно времени благо – это благоприятный случай; относительно количества благо – это верная мера и т.п.. Цель и поступки человека подчиненные высочайшему благу, по отношению к которого существует универсальное согласие, это есть счастье.

Аристотель подробно рассматривает моральные добродетели. По его мнению, они наделены внутренним моральным совершенством и оказываются, прежде всего, через умение верно выбирать между чрезмерностью и недостатком. Итак, человек должен придерживаться золотой середины, какое благоразумие делает этической нормой жизнедеятельности. Особого внимания заслуживает справедливость – добродетель, которое в жизни общества сядет исключительное место. Философ различает две формы справедливости:

- общая справедливость, которую устанавливает закон; это политическая добродетель;

- частная справедливость, которая выполняет распределительную и компенсируя функции, то есть обеспечивает справедливое распределение благ и почестей в обществе, а также компенсирует причиненный вред.

Важной добродетелью Аристотель считает дружбу, которая обеспечивает переход от индивидуальной жизни к общественного. Считал, что это отношения, лишенные расчета. Истинная дружба вмещает цель в самой себе. Только умный и доброжелательный человек способен к высшему виду дружбы – дружбы, едиными устоями которой есть одномыслие и уважение. Благосклонность он определяет как политическую форму дружбы. Счастливый человек должен иметь настоящих друзей Наиболее совершенной есть дружба между философами, но истина более дорогая за дружбу.

Аристотель глубже, чем другие античные мыслители, проник в социальную природу человеческих отношений. Он указывал, что добродетели и не могут проявляться в человеке, изолированном от общества. Только в обществе человек ведет моральная жизнь и люди вырабатывают понятия добрая и злая в соответствии с жизнью, которое они ведут. Общественная жизнь, за Аристотелем, основывается на земных интересах людей. Человек должен руководствоваться интересами государства, а цель государства - счастье граждан, но не как отдельных индивидов, а как членов общества вообще.

За Аристотелем, государство собственное и возникает ради обеспечения счастливой и гуманной жизни граждан. Так вот он формулирует более глубокую, сбалансированную концепцию взаимосвязи лица и государства, в которой нет места ни платоновской гипертрофии общественных интересов, ни абсолютизации личной склонности к гедонизму. В Аристотелевой этике индивид и государство связанные общими моральными обязанностями.

Собственно добропорядочность Аристотель определял как умение избрать надлежащий поступок, определить, в чем именно кроется добро. Добропорядочность избирает среднее между чрезмерностью и недостатками, которых следует избегать. Скажем, мужество - это середина между безрассудной отвагой и трусливостью, а щедрость - между скряжничеством и расточительством.

Аристотель не ограничивался констатацией с значимости добродетельного поведения, но стремился обнаружить условия усовершенствования добродетельных поступков. Для этого, по его мнению, необходимо: во-первых, ясно сознавать свои действия; во-вторых, совершать так, чтобы твои действия были не средством решения проблем и, а моральным содержанием твоих действий; в-третьих, твердо и непременно придерживаться своих жизненных принципов. И все это может воплотиться в поступках.

Однако только размышляя нельзя стать высоконравственным человеком. Высочайшая цель моральной жизни – умственная деятельность. Добрые черты, которых не ощущают другие члены общества, не дают человеку счастья. Здесь, говорил Аристотель, все как на олимпийских играх: награда дается не тому, кто сильнейший и красивейший, а тому, кто победил в соревновании.

Человек не рождается высоконравственной, а учится моральным нормам в процессе жизни. При этом она руководствуется умом, но, в соответствии с Аристотелем, для этого нужны и другие, материальные и культурные, предпосылки: наличие физического здоровья, высокой духовности общества и определенного уровня благосостояния в государстве. Аристотель формулирует этический идеал, отталкиваясь не от моральных особенностей индивида, а от той деятельности, которой он посвящает свое время и силы. Наиболее совершенной и высоконравственной, по его мнению, есть деятельность, которая существует ради себя самой, не имеет практических, утилитарных целей. Такой деятельностью Аристотель считал интеллектуальную работу, постижения моральной истины, без какой-либо выгоды. Аристотель настаивал на потому, что человек должен ставить перед собою сложные моральные задачи. Не следует думать про тлении вещи, так как мы самые смертные. Наоборот, необходимо по возможности сильнее стремиться к бессмертию, делать все возможное для того, чтобы жить соответственно того божественного, что есть в человеке. Только такая жизнь и делает индивида достойным человеком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.