Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика эпохи Возрождения




С XV ст. среди разных прослоек тогдашнего общества возрастало критическое отношение к морали Средневековья, усиливался разрыв между официальной моралью и реальными моральными нормами, за которыми жила большинство населения Европы на границе Средневековья и эпохи Возрождения. В отличие от аскетизма Средневековья, идеалом этой эпохи становится земная, радостная жизнь. Результатом изменения взгляда на человеческую природу становится изменение ее самочувствия: развивается чувство достоинства, а не приниженности на почве идеи греховности человека. Объективным основанием достоинства человек поры Возрождения видит в деятельности. Именно в деятельности открываются творческие возможности человека: способности познавать явления и формировать совершенство красоты. Так вот в развитии новой ренессансной культуры происходит просмотр многих моральных парадигм, возникают новые теоретические убеждения. Чувствительно начали культивироваться индивидуализм, стремления личного духовного совершенства и довольно активная реабилитация многогранности человеческих потребностей и запросов. Это проявилось, в частности, в старании доказать, что духовная чистота и польза не противоречат одна одной, что земные и телесные потребности человека есть целиком законными и важными.

Мыслители этой эпохи творчески переработали античное наследство и начали ряд оригинальных научно – теоретических и культурных направлений, среди которых видное место сядет гуманистическая этика. Главной идеологией эпохи Возрождения становится гуманизм (от лат. – человечность). Гуманизм означает признания ценности человека как личности, его права на неограниченное развитие и беспрерывное проявление своих способностей, старания достичь человеческого счастья.

Принципы гуманизма начали итальянские поэты и мыслители. Первым из них провозгласил человека наивысшей ценностью из всех проявлений божественной мудрости Данте Алигьери (1265 – 1321). «Отцом гуманизма» считается Франческо Петрарка (1304 – 1374), который старался соединить культурные достояния «золотого возраста» античности и достижения современников. Большей частью его интересовали этические вопросы. В работе «Моя тайна» Петрарка делает акцент на рассматривании внутренних конфликтов человека и средств их решения. Его теоретические раздумья были сосредоточены на человеке, познания которого, за его убеждениями, открывает путь к познанию природы. В частности, один из его выводов состоял в том, что человек имеет право на счастье в земной жизни. Ф. Петрарка мечтал об идеальном государстве, которое будет ориентироваться на высокой морали ее граждан.

Гуманистическая этика послужила причиной колоссального переворота в мировоззрении европейских идей. На основах гуманистической морали с антропоцентричным пониманием мира была разработана принципиально новая мировоззренческая парадигма, в которой человек впервые занял центральное место во Вселенной. Гуманистическая ориентация Ренессанса очень ярко воплотилась в учении о человеке известного итальянского мыслителя Пико делла Мирандоллы (1463 – 1499), который утверждал, что судьба человека есть следствием его естественной свободной активности. В речи «О достоинстве человека» философ описывал человека как особый микрокосмос. По его мнению человек имеет исключительное право на то, чтобы создавать свою личность, свое существование за личной волей и соответствующим выбором. Таким образом, человек занимает особое место в природе и шагает к «Божьему усовершенствованию». Величие человека состоит в искусстве быть собственным творцом, в самоконструировании и включает в себя зародыши любой творческой реализации.

Гуманисты поддали критике основные положения средневековой религиозной этики. Они указывали, что источником добродетельных поступков есть не Бог, а человек, его ум и воля. Так же решительно они отвергли идею судьбы. По словам Л. Альберти, наша судьба есть то, что мы со скоростью и старанием выносим как решение, которое мы утверждаем или поддерживаем. Терпеть ярмо судьбы может только тот, кто привык подчиняться.

Гуманистическая этика частично одолевала ограниченность традиционного гедонизма. Так, Джордано Бруно утверждал, что не стремления к самосохранению, а творческая деятельность, познания тайн природы есть истинной сущностью морального блага.

Основные постулаты гуманистической морали:

- возражения авторитета моральных идей и норм сверхъестественного происхождения;

- антропоцентризм;

- секуляризация морали;

- неограниченная свобода человеческой воли (волюнтаризм);

- индивидуализм;

- элитаризм (духовный аристократизм);

- вера в беспредельность творческих возможностей человека;

- герметизм;

- тождественность человечности и учености.

Среди выдающихся деятелей Возрождения особого внимания заслуживает итальянский политический деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Он заложил устои политической науки Нового времени. Макиавелли есть автором оригинальной этической доктрины, которая не вписывалась в гуманистическую парадигму.

Н. Макиавелли впервые четко распределяет принципы морали и политики. В вопросе о происхождение морали мыслитель отвергает идею сверхъестественного источника этических норм. Он также отказывается от абсолютных критериев нравственности. По его мнению, мораль возникает с появлением общественного интереса, из элементарной потребности приведения в порядок общественного отношения. Одно из направлений разработки социально – этической теории представленный в частности работой Н. Макиавелли «Государь». Идеальным образцом правителя он видит мудрого политика, который желает удержаться при власти и успешно решить политические проблемы, используя все средства. Заблуждение, хитрость, коварность, насилия с полным правом можно привлекать к делу, если преследуется политическая цель. Цель оправдывает средства. Будь которое зло оправданно целью – творением общегосударственного интереса, который понимается как интерес народа. Макиавелли рассматривает мораль и нравственность из диалектических позиций. Главными источниками активности людей, за его представлениями, есть любовь и страх. В отличие от гуманистов, которые считали, что человек от природы добрый, он склонялся к мысли, что человек от природы есть быстрее злой, чем добрый.

Учения Н. Макиавелли стало основанием для идейных установок «макиавеллизма», взяло на вооружение тезис о четкости распределения морали и политики и подчиненность морали политической задачей.

Сохраняя начальные предпосылки эпикуреизма, гуманистическая мораль предоставляет основным категориям этики принципиально новое содержание. Собственно наслаждение, центральное понятие классического гедонизма, у гуманистов связанное не столько с естественной чувственностью, сколько с интересами и страстями человека, и по обусловленные ее практической деятельностью.

Гуманисты поддали критике основные положения средневековой религиозной этики. Они указывали, что источником добродетельных поступков есть не Бог, а человек, его ум и воля. Так же решительно гуманисты отвергли идею судьбы. По словам Л. Альберти, наша судьба есть то, что мы со скоростью и старанием выносим как решение, которое мы утверждаем или поддерживаем. Терпеть ярмо судьбы может только тот, кто привык подчиняться.

Гуманистическая этика частично одолевала ограниченность традиционного гедонизма. Так, Джордано Бруно утверждал, что не стремление к самосохранению, а творческая деятельность, познания тайн природы есть истинной сущностью морального блага. В этом творческом преобразовании природы человек находит высокое наслаждение, бросает вызов фортуне и необходимости. "Возьми фортуну за волосы, - выкрикивал Дж. Бруно, - ускоряй, если нужно, бег ее колесницы". На этом пути человек должен быть готов к подвижничеству и самоотверженности: "Достойная и героическая смерть лучшая за негодный и позорный триумф".

Несколько другой окрас получают мотивы гуманизма на границе ХVІ-ХVІІ столетий в Франции в произведениях Ф. Рабле, М. Рафаэля, Р. Декарта, П. Шаррона, П. Гассенди, Ф. Ларошфуко.Активность раннего Ренессанса изменилась эпикурейской идеализацией частной жизни, а высокая оценка этических возможностей человека объединялся с скептицизмом относительно реальной благотворительности.

Мишель Монтень (1533 – 1592), отстаивая эпикурейские идеалы нравственности и признавая, что каждый человек - христианин и язычник, простолюдин и венценосный правитель - есть ребенком природы, способной владеть моральными достоинствами, одновременно говорил о побежалости и противоречивости человеческой натуры. Он указывал, что кто присмотрится к себе внимательно, сразу же убедится, что он не бывает дважды в одном и поэтому же состоянии. Смотря по обстоятельствам можно найти в себе стыдливость и наглость, целомудрие и разврат, словоохотливость и молчаливость, трудолюбие, изнеженность, изобретательность и тупость, пасмурность и добродушие... Нельзя определить себя одним словом.

Это был новый взгляд на нравственность человека, сравнительно не только с средневековыми мыслителями, но и с ранним гуманизмом. Не противопоставляя добродетели недостаткам, М. Рафаэль констатировал, что сложность моральных взглядов людей обусловленная, прежде всего, их природой и жизненными обстоятельствами. Философ указывал на существование двух видов добродетелей: стоических и сократовских. Первые связанные с испытанием человека жизненной трудностью, в борьбе с которыми приверженцы стоической философии закаляли свой ум и верность моральным идеалам. Добродетели сократовского типа достигаются не укреплением души, в составляют сущность души, ее обычное и естественное состояние, достигнутое постоянным духовным развитием.

Мишель Монтень сохранял веру в ум и естественные высокие моральные черты человека, хотя и не имел иллюзий относительно ее готовности В любое время принять на себя бремя настоящей добродетели.

Натуралистическая этика гуманистов развивала идеи моральной эмансипации личности, утверждала принципы гедонизма и эвдемонизма (принцип, который провозглашает счастье высочайшей целью) как основных жизненных ценностей. Одновременно распространялось движение религиозной Реформации, что породило разные направления протестантизма и способствовать переориентации из этики откровения на земную, эмпирическую этику, оказывал содействие отказу от универсализации моральных ценностей и провозглашению важной роли личной совести, индивидуальных усилий человека в достижении высоких моральных черт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 11134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.