Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические взгляды английского Просвещения




Выделяя общепросветительские идеи этического натурализма и обращение к естественной сущности человека, исследования английских просветителей существенным образом смягчают социальный аспект теоретических поисков. В них доминирует не противопоставления индивида и распущенного общества, не протест против насилия над человеческой природой со стороны общества, а стремления найти способ интеграции индивидов в действующую систему морали. Для английских просветителей была неприемлемой идеализация естественной сущности человека, которую они интерпретируют как приоритет здравого смысла над теоретическим умом.

Яркими представителями английского Просвещения были Энтони Шефтсбери (1671-1713) и Бернард Мандевиль (1670-1733). Признавая мораль автономной Э. Шефтсбери, приходит к теории урожденных черт человека.Человеческие чувства составляют часть естественного дара человека и положенные в основу морально-этических представлений, которые дают основания судить о том, что хорошо, а что плохо для человека или общества.

Ученый подчеркивает, что способность различать добро и зло была еще к получению знаний о Боге и считает ошибочные утверждения тем не менее, что эгоизм есть основным человеческим инстинктом. По его мнению, человек по своей природе социальная, поэтому нет отличия между естественным и общественным состоянием человека, между эгоизмом и альтруизмом. Все определяется обстоятельствами, в которых действует человек, ее намерениями или интересами. Склонности человека, которые ведут к общественному благу, есть естественными, а те, которые ведут к личному благу, - эгоистическими. Если стремления человека противоречат и личным, и общественным интересам, то она, по словам Э. Шефтсбери, абсолютно несчастливая.

Еще дальше от абсолютизации естественной морали как основы этических ценностей отходит Б. Мандевиль. В своем известном трактате "Басня о пчелах, или Недостатка частных лиц - благо для общества" он утверждает, что общество всегда основывается на эгоизме, а отличия между недостатками и добродетелями довольно относительные. Естественные черты человека совсем не гарантируют его добропорядочности. Общество же должно не искоренять недостатка, а эффективным законодательством так регулировать действия людей, чтобы их недостатки становились общественными добродетелями и оказывали содействие общему благу.

Отход от традиционного этического натурализма проявился и в учениях ХVII ст., которые актуализировали эмоционально-психологическую сторону морали, обосновывались роль здравого смысла как критерия нравственности. Эти мотивы звучат в роботах Френсиса Хатчесона (1694-1747), который утверждал, что чувства добра и справедливости есть у человека естественными и непосредственными,а в основу человеческой природы положен бескорыстное желание счастья для других. Целью человеческой деятельности, по утверждению Ф. Хатчесона, должно стать стремления даты полное счастье наибольшему количеству людей.

Другой английский философ XVIII ст. Девид Юм (1711-1776) заявлял, что сфера нравственности есть результатом деятельности не ума, а воли, эмоций и темперамента индивида. Понятия морали в Д. Юма получает индивидуалистическое и утилитаристское окраски. Объективных критериев добродетелей и недостатков не существует, а все определяется субъективным мировосприятием индивида, в котором приятное отождествляется с полезным. Правда, Д. Юм дополняет эту позицию ссылкой на то, что всем людям изначально присущий альтруизм, который, в конце концов, и определяет их поведение. Однако это положение не отстраняет общей субъективистской тенденции этики Д. Юма.

Этика мыслителей немецкой классической философии

Этика немецкого философского рационализма постоянная высочайшим достижением этической теории Нового времени. Это период создания завершенных систем философии, высшим проявлением которой видится «практическая философия» - этика и эстетика.

Значительным событием в этике Нового времени была моральная философия основателя немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804), которое содержит ряд новых подходов к моральной сфере. Этические проблемы находились в центре внимания мыслителя на протяжении всей его научной деятельности. их анализу посвященные работы "Основы метафизики нравственности" (1785 г.), "Критика практического ума" (1788 г.), "Метафизика характеров" (1797 г.). В них он попробовал осуществить переход от описания и объяснение моральных явлений к теоретическому анализу морали как специфического явления духовной культуры. Такой подход требовал больших изменений в этической теории.

Во-первых, И. Кант отказался от натуралистических и утилитаристских установок, предоставил учению рационалистической основы.

Во-вторых, он ограничил задачи этики исследованием лишь общих и необходимых основ морали, а весь эмпирический материал сделал сферой исследования других наук - антропологии, педагогики, психологии.

Так же радикально И. Кант отнесся к объяснению природы морали. Он выдвинул положение об автономности морали. Она, в соответствии с его утверждениями, не имеет подпочвы ни в природе, ни в общественной пользе, ни в сфере религии. Мораль самодовлеющая и имеет собственные законы. Итак этический характер поступков нужно искать не в их внешней обусловленности, а в тех намерениях, которыми руководствуется индивид.

Кроме этого, И. Кант делает акцент на принципиальном отличии между обязанностью и склонностью. По его мнению, нравственность возникает там, где единой причиной поступка есть согласованное с обязанностью намерение. Ведь мораль – это осознанная обязанность общественного человека, а совсем не черта, заложенному у нее природой. И центральной категорией кантовской этики есть понятия обязанности.

Задачу этики И. Кант усматривал в установлении абсолютного, общезначимого морального закона - императива, которым бы руководствовался человек в жизни. Такой закон или требование должно формироваться априорным, умозрительным путем, чтобы обеспечить "чистоту" морали, ее независимость под всяких внешних объективных или субъективных влияний. Моральным И. Кант признавал только то, что совершается у имени выполнения обязанности, через внутреннее принуждение. Не достижения счастья или выгоды стремится человек в сфере морали, а безусловного выполнения обязанности, общей воли, которая заложенный в моральном императиве.

Основным произведением, в котором изложенное его этическое учение есть «Критика практического ума». Сущность кантовской этики так называемый «категоричный императив», то есть абсолютный закон нравственности было сформулировано так: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом, основой общего законодательства". Есть и другая формула категоричного императива: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, и в своем лице, и в лице кого-нибудь другого как к целые, и никогда не произошел к ней только как к средству". Этими формулированиями, в первую очередь, подчеркивается автономность морального закона: его существование не требует доказательств, он — первичная данность ума. Вместе с тем в них подчеркивается всеобщность моральных требований и не признаются любые отклонения от морального закона.

Идеи И. Канта справили глубинное, но противоречивое влияние на дальнейшее развитие этической мысли. Значительный взнос немецкого мыслителя, в частности, в разработку проблем специфики нравственности, механизмов ее действия, активной роли морального самосознания. Подчеркивая уникальность морали, необходимость бескорыстия и чистоты моральных мотивов деятельности, И. Кант оказывал содействие укреплению ее социально-культурного престижа. Бесспорно, положительное значение имел и заложенный в кантовской этике моральный максимализм, непоколебимое требование того, чтобы человек всегда стоял на высоте моральных принципов. Философ отвергнул формулу "если смогу - сделаю" и противопоставил ей свою максиму "должен - итак, можешь".

Бесспорными есть и демократические тенденции морального учения И. Канта, в котором обосновано равенство людей в моральном смысле, их право на личное достоинство и общую справедливость. Тем не менее отвергнув социальную практику как подпочвы морали, настаивая на абсолютной автономности морали, он значительно обесценил эти гуманистические элементы своего учения.

Итак сконструированная умозрительно нравственность была безупречной по своей логической форме и бесспорным по смыслу, но абсолютно оторванным от исторической подпочвы кодексом бессильных моральных императивов. Не случайно и сам И. Кант, ощущая это разногласие, вынужденное был усилить категоричный императив признанием необходимости религиозной веры, хотя и считало невозможным рациональное доведение бытия Бога.

Под влиянием идей И. Канта стали возникать этические учения, которые, претендуя на четкую научность, имели целью обосновать моральные цели и принципы исключительно на базе логического анализа, не удаваясь к исследованию эмпирической сферы морали и несмотря на ее взаимодействии с исторической практикой.

Подчеркивая независимость морали от человеческих потребностей, И. Кант был вынужден признать существование ситуаций, которые требовали личной убежденности, веры у существования морального порядка. С этой целью он дополняет категоричный императив тремя постулатами практического ума:идеей свободы, бессмертие души и реальности существования Бога. Эти положения нельзя обосновать рационалистически, но в них можно верить, они являются предпосылкой существования морального закона. Они необходимые для того, чтобы человек мог ощутить себя свободным, мыслящим существом, которая ощущает связь с бесконечным сверхчувствительным миром.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.