Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика марксизма




Середина XIX ст. отличительная еще одной попыткой выхода на новый уровень развития духовной сферы жизнь человечества и его моральной сферы, что проявилось в возникновении марксистской идеологии. Ее основатели, основоположники этики «практического гуманизма» - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не имели специальных работ по этике. Основные работы, которые содержат этические идеи, - это ранняя работа К. Маркса «Экономически – философские рукописи 1844 года», а также написанные совместно: «Манифест коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Развитие социализма от утопии к науке» и т.п. Этическая проблематика рассматривалась в общем контексте социально-философского анализа общества, которое обнаружило новые подходы к решению этических проблем. Основные идеи этики марксизма связанные с общественной жизнью. Раскрывая законы становления морали в истории человечества, они видят ее следствием общественно – исторического процесса, в отличие от представителей философского рационализма и эмпиризма конца ХУІІІ – первой половины ХІХ столетия, которые рассматривали мораль как результат естественно – исторического процесса. Нравственность раскрылось как достижение человеческой истории. Источники, которые предопределяют ее становление, - это общественная человеческая деятельность.

Основатели марксизма отмечали отвлеченно-морализаторский характер предыдущих этических учений. Эти проявления морализаторства в этике связанные, прежде всего, с тем, что нравственность в предыдущих теориях рассматривалась как первопричина общественной жизни. В познании общественных процессов доминировала моральная оценка, которая делила события и людей на благородные и аморальные, подменивая объективно-научное исследование этих процессов морализаторством.

Некоторые философы ранее, стремясь изменить на лучшее моральное состояние общества, своей первоочередной задачей считали разработку гуманной и понятной для всех людей системы нравственности. Марксизм считал такую ориентацию в этике также проявлением морализаторства. Реальная мораль, по мнению К. Маркса, зарождается не в сознания философа, а в будничной жизни миллионов.Судьба же оторванной от настоящей жизни даже высочайшей нравственности всегда одинаковая - она остается бессильным пожеланием, ее никто, никогда и нигде не выполняет. Назначения этики, в соответствии с марксизмом, состоит не в том, чтобы найти определенную нормативную систему, а в том, чтобы с помощью определенных методологических принципов изучать реальные моральные нормы, обнаружить движущие силы и тенденции моральной эволюции, формируя на этой основе ориентиры морального усовершенствования общественной жизни и отдельной личности. Полемически заостряя свою позицию, К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, что коммунисты вообще не проповедуют ни одной морали, не выдвигают к людям моральных требований.

В противоположность вековым традициям, которые ведут свое начало от времен Сократа, когда этики проникались, преимущественно, изготовлением морального идеала, марксизм выдвинул на первый план другое - этика имеет, прежде всего, осуществить мировоззренческий и социально – исторический анализ морали конкретной эпохи. Так марксизм осуществил переход от традиционной этики ценностей к социологической этике.

Марксизм отверг и этический натурализм, когда источником морали считалась природа человека. Из позиций марксиста, человеческую природу нельзя конструировать на основе лишь биологических характеристик, так как и человек, и его социальная и духовная сущность есть продуктом определенного общественного отношения. Материалистическое объяснение истории обосновывается зависимость духовной жизни и идей от материальной практики. В материальном производстве люди вступают в необходимые, независимые от их воли отношения -производственные, - что отвечают определенной степени развития продуктивных сил общества. Совокупность этих отношений определяет специфический способ создания материальных благ и их распределение между людьми и определенный способ их жизни. Культура, право и мораль обусловленные исторически.

Творцы материалистической этики, а также их последователи отмечали, что это обстоятельство совсем не отменяет специфики морали, самостоятельности ее функционирования, особой роли в регулировании общественной жизни людей. Вместе с тем они признавали то, что нет "вечной" морали, морали вообще, вне конкретно-исторических условий. Реальная мораль - это форма человеческих связей, которые возникают на определенной исторической подпочве. Марксизм разрабатывает положения об исторических типах морали, которые отвечают определенным степеням развития материального производства и цивилизации.

Марксизм признавал классовый характер морали, поскольку классы имеют разное положение в обществе, итак их интересы разные, а часто и противоположные. Эта противоположность интересов отображается и в моральной сфере как разногласие моральных представлений, которые образовались в недрах разных классов. Только с ликвидацией частной собственности и ее губительного действия на общество, в соответствии с К. Марксом, возникает возможность изменить что-то между людьми и создать человеческое общество. Лишь тогда, по словам второго основателя материалистической этики - Ф. Энгельса, — возникнет мораль истинно человеческая, что стоит свыше классовыми разногласиями.

Марксизм ввел в этику новую модель поднятия моральных проблем и путей их решения. Этика марксизма рассматривает мораль как общественное явление и отдает видное место моральному жизни и поведению социальных групп и классов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.