Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этическая мысль конца XX- начала XXI столетий




Основные этические идеи марксизма

- мораль есть продуктом господствующего способа производства и зависит от него как явление идеологической надстройки;

- сферой действия нравственности являются производственные отношения;

- мораль есть формой общественного сознания;

- мораль имеет классовый характер, различается мораль господствующих и угнетенных классов;

- общечеловеческая мораль тождественная пролетарской морали;

- причиной противопоставления надлежащего и сущего есть отчуждения производителя от средств производства на основе частной собственности на предметы работы, орудия работы и выработанный продукт;

- высшей формой морали есть коммунистическая.

Идеи марксизма справили глубокое влияние на развитие этической мысли в ХХ ст. С ним связанное возникновение и существование материалистической этики ХІХ – ХХ столетий, которая стремилась усвоить ценный опыт этического наследства прошлого.

XX ст. начало новую эру в развития философского знания и, в частности, этики. На это повлияли социально-политические процессы: с одной стороны, Первая мировая война, победа большевизма в России, Вторая мировая война, "холодная" война, экологический кризис; с другого - интенсивное развитие мировой науки, усовершенствования технологий и т.п..

Все эти процессы заставили по-особенному просмотреть проблемы смысла человеческого бытия и его ценностей. Однозначности в решении таких проблем Новейшее время, как никогда, не сумело найти. На этот момент формируются чрезвычайно сложные системы философского дискурса за каждым из которых стоит определенная традиция. Итак философско-этическое сознание этого исторического периода –это постоянные дискуссии разных направлений.

ХХ-ХХІ столетия ориентируются на новую философскую парадигму, которая базировалась на субъективизме, иррационализме, гуманизме, индетерминизме и волюнтаризме, и была обусловлена разочарованиями в рационалистических идеалах.

Начался новый этап в развитии философско-этического знания из философской концепции Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, которая получила название "философия жизни".

Философия жизни - антииррационалистическое направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно познанная целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, который названо «жизнью».

Характеризуется она распространением метода свободного полухудожественного мышления, призывом к "переоценке всех ценностей", отказом от любых догм. Представители этой иррационалистической концепции не очень проникались бытием объективного мира; их прежде всего интересовал внутренний мир человека.

Поскольку эта концепция основывается на проблемах смысла, цели и ценности жизни, важное место в ней отводится этике. К представителям этой школы также относятся немецкие мыслители В. Дильтей, Г. Зиммель, Л. Клагес, О. Шпенглер; французский философ Анри Бергсон, испанский – Хосе Ортега – и – Гассет и прочие.

Основателем неклассической парадигмы в философии и этике считается немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Исходная мировоззренческая позиция этого направления – скептицизм относительно возможностей ума познать мир путем созерцательного отношения к нему. Здесь прослеживается также невосприятие и внутренний протест против практицизма буржуазного образа жизни и против системы ценностей буржуазии. Методологической основой осмысления природы и сущности морали в «философии жизни» есть иррационализм. В 1819 году опубликованная работа Шопенгауэра «Мир как воля и представления». В ней изложенные основные этические взгляды философа:

- жизнь – это страдания;

- все действительное неразумно, все неразумное – действительное;

- я хочу (желаю), ведь существую;

- ни одно стремление никогда полностью не удовлетворяется;

- основа морали – сочувствие.

Этическая система А. Шопенгауэра пронизана пессимизмом, который объективно обусловлен противостоянием мировой воли и моральной воли субъекта. Воля к жизни – явление аморальное, а потому ее проявления всегда – источник несчастья. С понятием мировой воли в этике мыслителя связанный вопрос свободы и необходимости. Целиком свободной Шопенгауэр считает лишь мировую волю – единую, тождественную себе сущность.

В трактате «Об основе морали» конкретизируется содержание эмпирического характера. Выделяются три его разновидности: эгоистический, злопыхательский и сочувственный.

Итак, можно указать, что этика А. Шопенгауэра содержит в себе гуманистический критерий нравственности. Он имеющийся в самом человеке как страдающему и познающему существу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.