Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византийская этика




Византийская средневековая этика развивается на почве православной этики, творцами которой были Василий Большой, Иоанн Златоуст и прочие отцы Восточной Церкви. Основная идея ее: презрение к жизни. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) – константинопольский архиепископ в речи «О пользе страха перед начальниками» твердил: добродетельный тот, кто имеет страх перед богом и властью. Оправданию поддается социальная несправедливость и имущественное неравенство. «Если ты уничтожишь бедность, ты уничтожишь и весь порядок в жизни».

Этическая проблематика, которая поднимается в патристической литературе, не ставит задачей побуждать лицо к сознательному моральному выбору. Поучительно – проповедническая литература формирует упроченный образ отношений, как данный Богом, а не человеческое создание. Мораль также рассматривалась как божественная за своим происхождением. Моральные требования к лицу сосредоточены преимущественно на противопоставлении телесного и духовного начал в человеке. Основное внимание обращено на укрощение естественных желаний, на отказ от радости жизни в пользу аскетизма. Противопоставляя две человеческие природы, Отцы Церкви видели источник несчастий в телесности. За греховность тела человеку обещали вечные мучения души в потустороннем мире. Основная цель земной жизни усматривалась не в само осуществлении, а в стремлении к небесному миру. Возражения ценностей земной жизни у имени небесного утверждалось как проявление морального доброго. Зло связывалось с тяготением к земному, проходящему.

Распространению идей аскетизма, презрения к миру оказывали содействие многочисленные на те времена поучительные сборники: «Пчела», «Златоструй», «Шестокрыл» и прочие. В частности популярной был сборник высказываний о морали «Мудрость Менандры» Григория Богослова.

Была выработанная своеобразная иерархия моральных добродетелей. Ведущими считались вера у бога, ожидания на его любовь и любовь к нему. Производными от них были справедливость, воздержание, милосердие, скромность и т.п..

К тому времени были выработанные идеальные образцы безгрешной жизни: отшельничество, затворничество, посты, молчаливость, юродство в имя Христа. Драматически складывается судьба византийской этики в ХІІІ – ХУ ст. – периоде столкновения гуманистических идей с реакционно – мистической школой исихастов.

Исихазм – покой, молчание, отреченность. В широком значении исихазм – это этико – аскетическое учение о путях единения человека с богом через «очищение сердца» слезами и самоконцентрацией сознания.

Григорий Палама (1296 – 1359), который возглавлял византийских исихастов, настаивал на «увольнении от познания», пропагандировал идею самоконцентрации внутреннего сознания. Исихасты пропагандировали аскетизм, сознательное отречение от жизни. Едиными возможными формами познания провозглашалась молитва и религиозно – мистическое созерцание. Относительно конкретного человека, то его исихасты ориентировали на полную покорность богу. Исихасты, опираясь на постулаты своего учения, тормозили развитие византийской культуры.

Здесь ощутимое влияние неоплатонизма, в частности идей Плотина относительно движения души по направлению к объединению с богом. Именно от Плотина идет изменение взгляда на человеческие добродетели: очищение в имя уподобления души к богу путем к совершенному бытию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.