Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль Нового времени




Особого внимания в анализе эволюции морали заслуживает период ХVІІ-ХІХ столетий. Это время кризиса абсолютной монархии и утверждения капиталистических отношений в западноевропейском обществе (за терминологией К. Маркса). На авансцену общественной жизни, вместо феодалов и крепостных, вышли новые классы - буржуазия и пролетариат. Происходило усиленное развитие промышленно-торговой деятельности, интенсивное денежное обращение, которое повлияло и на духовную культуру.

Получался новый тип личности. Общей его характеристикой стал индивидуализм с присущим набором добродетелей. Если в эпоху Средневековья человек зависел от религии, в эпоху Возрождения - от сословных отношений, то в Новое время общество избрало за цель абсолютную свободу саморазвития. Затем лозунга свободы, равенства и братства были положены в основу буржуазных революций Нового времени (Английской промышленной революции XVII ст., Большой Французской революции конца XVIII ст.). Тем не менее формирования нового типа личности требовало времени.

Распространенный аморализм эпохи Возрождения наложил отпечаток на мораль периода XVII - начала XVIII столетий. Кризис морали продолжался, на нее повлияли новые факторы.

1) усиленное развитие капиталистических отношений. Основной ценностной ориентацией человека Нового времени стало богатство. Игнорировался даже сословный статус, происхождения, реальные черты личности. Это воспитывало у человека прагматизм и меркантильность, то есть жажду к деньги, к власти;

2) масштабная регламентация этикетом придворной жизни (в те времена даже говорили, что законы этикета связывают монархов значительно сильнее, чем законы конституций). Извне мораль выдавалась высокой, тем не менее она была искусственной. Ради этикета даже приносилось в жертву человеческая жизнь. В обществе процветала распущенность;

3) потеря общественного значения религии (распространенного в Средние возрасты в Западной Европе христианства). Это привело к унынию в провозглашенной христианством любви к каждого. Девальвировались морально-этические принципы альтруизма, сочувствия и милосердие.

Духовную компенсацию люди искали в идее прав человека, а высочайшим ценностным идеалом стал Ум.

Кризис морали, конечно, побудил и к кризису социально-политической. Недаром французский просветитель К. Гельвеций о причинах общественного кризиса говорил: "Причины всех бед и несчастий людей состоят в их образованности".

Преодолеть духовную низость взялись в XVIII ст. просветители. На это время абсолютная монархия эволюционировала в просветительский абсолютизм. В эпоху Просвещения основными ценностями стали борьба за вечную истину и справедливость, естественное равенство (то есть равенство, данную от природы), просвещение. Идеалом этого времени постоянная деятельная, самостоятельная и инициативная личность.

Ручательством деятельного бытия человека возглашается "умный эгоизм", честолюбие, которое достигается энергичностью, благоразумием, настойчивостью в достижении собственной цели.

Изменилось трактование справедливости. От осознания того, что судилищем всего есть Бог, люди стали ориентироваться на распределительную и карательную справедливость (справедливость рациональную - с законом).

Победа рационализма в эпоху Просвещения маленькая и отрицательные следствия. Победа Просвещения, за Г. Гегелем, сопровождалась скорбью за утраченной духовностью.

Лозунг просветителей "за равенство индивидов в обществе" не было реализовано - это лишь формальность. Тогдашнюю мораль не интересовало реальное равенство, настоящая автономность индивида, его независимость. Ведь в обществе властвовала эксплуатация одного класса другим: один класс процветал (за это он был наделен особыми чертами моральной значимости и добропорядочности), а другой - переживал постоянную невзгоду и бедность (это воспринималась как ее моральная неполноценность).

Накануне Большой Французской революции формируются кое-что другие этические и гуманистические принципы. Стали цениться самоограничения, самодисциплина в духе революционной морали. Благо государства относилось над благом отдельного человека.

Меркантильность и прагматизм начали осуждать. Один из идеологов революции Ж.-Ж. Руссо заявлял: добродетельный поступок направляется от сердца и никогда не делается из расчета.

Большая Французская Революция взялась положить возле помпезности придворного этикета. Началось искоренение старых искусственных норм человеческих взаимоотношений. В Конвент даже был вынесенный проект постановления о республиканских формах вежливости, одежда и обычаи. Провозглашалась политика естественной вежливости.

Однако относительно прав женщины, Революция изменений не внесла. Сохранялись патриархальные принципы отношений в семье. Женщина должна была повиноваться мужчине, выполнять всю домашнюю работу. Мужчина имел все права на женщину: мог запретить ей работать, мог распоряжаться ее имуществом, читать ее письма. Очень часто мужчину и жену в семье ничего не связывало, даже интимные сношение, но внешняя вежливость должна была сохраняться при любых условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.