Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оздоровительные задачи 1 страница




Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.................................................................................................................181

Основные движения. Методика обучения..........................................166

Строевые и общеразвивающие упражнения. Методика обучения……..156

Методика развития физических способностей у детей дошкольного возраста................................................................................................................140

Методы и приемы обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста........................................................................................124

Формирование двигательных умений и навыков...................................115

Особенности развития произвольных движений у детей раннего и дошкольного возраста.........................................................................................80

2. 3. Средовые факторы и закономерности в развитии движений

ребенка. Формирование оптимального двигательного стереотипа..............101

 

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.......................................................150

 

Г Л А В А 3. Гимнастика как средство и метод физической культуры дошкольников......................................................................................................150

3. 1. Методика занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста…...150

3. 4. Подвижная игра как средство и как метод физической культуры дошкольников......................................................................................................174

3. 6. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях и подвижных играх.................................................................................................184

3. 7. Воспитание выразительности движений в подвижных играх…………190

3. 8. Спортивные упражнения в физической культуре детей дошкольного возраста…………….............................................................................................192

3. 9. Методика обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр и спортивным играм по упрощенным правилам.......................................209

3.6. Методика формирования знаний о физической культуре у детей дошкольного возраста.........................................................................................220

3. 10. Особенности занятий физической культурой с мальчиками и

девочками..............................................................................................................224

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ..........................237

Г Л А В А 4. Организация физической культуры в ДОУ..............................237

4.1. Организация физической культуры и обязанности должностных лиц. Деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ..........................237

4. 2. Формы организации физической культуры в ДОУ.................................249

4. 3. Планирование физической культуры в ДОУ..................................... 255

4. 4. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка..................................................................................................................261

4. 5.Подготовка детей по физическому воспитанию к школе.........................271

4.6.Физическое воспитание ребенка в семье…………………………………277

4.7.Программы по физической культуре для ДОУ........................................278

Список основной и дополнительной литературы…………………………….307

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Физическая культура является важной составляющей общей культуры каждого человека, основой полноценного и разностороннего воспитания и развития детей. Знание специалистами по адаптивной физической культуре основ теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) позволит осуществлять полноценное физическое воспитание ребенка, обеспечивать его физическое и общее развитие. Это является очень актуальным, так как значительная часть детей дошкольного возраста имеет отклонения в физическом развитии и нарушения в состоянии здоровья, что в дальнейшей жизни ведет к заболеваниям и функциональным нарушениям. Специалист по адаптивной физической культуре должен знать теоретические основы физической культуры, теоретические основы физической культуры ребенка-дошкольника; основы физического воспитания детей дошкольного возраста, должен владеть профессиональными умениями и навыками, позволяющими обучать детей движениям, управлять их физическим и общим развитием в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Студенты должны знать основы дидактики предмета «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях», должны владеть технологиями обучения детей физическим упражнениям и методами организации двигательной активности детей. Главы учебного пособия по предмету «Теория и методика физической культуры дошкольных образовательных учреждениях» знакомят студентов с теорией и методикой физической культуры в ДОУ как наукой о физической культуре дошкольника, наукой о физическом воспитании и развитии ребенка, изучающей физическое воспитание как приобщение ребенка к физической культуре. Изучается ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Студенты изучают историю развития науки о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Выделены аспекты, связанные с задачами, средствами физического воспитания дошкольников. Рассматриваются проблемы развития произвольных движений у детей, основы обучения ребенка движениям, основы формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей, формирование оптимального двигательного стереотипа ребенка.

Изучаются вопросы организации физической культуры в дошкольном учреждении, а также и методики проведения различных организационных форм физической культуры, принятых в ДОУ; вопросы диагностики физической подготовленности ребенка и его сенсомоторного развития, преемственности работы детских дошкольных учреждений и школы. Рассматриваются проблемы физического воспитания детей в семье, деятельность инструктора (воспитателя) по физической культуре в дошкольных учреждениях и вопросы методического руководства физическим воспитанием как процессом приобщения детей к физической культуре.

Изучаются вопросы, касающиеся использования с детьми дошкольного возраста гимнастических упражнений, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений: плавания, ходьбы на лыжах, бега на коньках с учетом особенностей их состояния здоровья и развития, с учетом особенностей организации физической культуры в ДОУ. Рассматриваются вопросы планирования занятий физическими упражнениями, а также особенности формирования знаний у детей о физической культуре.

Цель дисциплины – подготовить студентов к работе в качестве педагога по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

По проблемам физической культуры детей студенты выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы.

Учебная работа по предмету проводится в различных формах. Лекции рассматривают основные теоретические положения физического воспитания детей, а также вопросы, связанные с особенностями формирования движений, вопросы дидактики предмета, особенности организации физической культуры в ДОУ. Семинарские занятия позволяют обсудить теоретические положения, как рассмотренные в лекционном материале, так и изученные самостоятельно. Обсуждаются задания по разработке подходов к обучению разнообразным видам физических упражнений, к проведению различных форм работы по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Самостоятельная работа предполагает изучение основной и дополнительной литературы по темам программы предмета, а также самостоятельной разработки документов планирования, подбора упражнений и составления комплексов, выполнения творческих заданий по темам учебной дисциплины.

По итогам изучения дисциплины студенты должны знать: теоретико-методологические основы предмета, методику обучения отдельным видам физических упражнений, основы организации физического воспитания в дошкольном учреждении и в семье, особенности методического руководства и обеспечения физического воспитания в ДОУ разного вида. Практическая готовность студентов выражается в их профессиональных умениях проводить и организовывать различные виды двигательной деятельности ребенка, в умениях осуществлять диагностику физической подготовленности ребенка, а также выполнять функциональные обязанности по физическому воспитанию детей в качестве воспитателя, инструктора по физической культуре в ДОУ общеразвивающего вида и специализированных, в которых находятся дети с аномалиями развития.

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Г Л А В А 1. Теория и методика физической культуры

в дошкольных образовательных учреждениях

 

 

1.1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Культурой считается все то, что создано руками и разумом человека, весь искусственный мир явлений, отличный от природы, который не может существовать без человеческого ухода и заботы. Слово «культура» (kultura – лат.) обозначает «возделывать», «обрабатывать». Изначально смысл слова «культура» указывал на то, что отличается от естественного, имеющегося в природе. В России данное слово не использовалось и заменялось словами «просвещение», «воспитание», «образованность» и даже «гуманность». В том смысле, который сейчас придается слову «культура», оно применялось в немецкой философской и исторической литературе и обозначало либо господство человека над природой на основе знаний и ремесел, либо духовность и образованность человека.

В современном использовании термина «культура», в его широком понимании, обозначаются сферы социальной жизни: нормы, обычаи, социальные институты; в более узком значении термин «культура» обозначает сферы духовности: творчество, искусство, интеллектуальную деятельность.

Термин «физическая культура» используется для обозначения феномена физической культуры как сложного социального явления. В специальной литературе этим термином обозначают часть совокупной культуры социума, а также как процесс и как результат овладения ценностями такой отрасли культуры, как «физическая». Заниматься физической культурой (физкультурой – разговорное) означает осуществлять деятельность, направленную на совершенствование морфофункциональных, то есть физических и психических природных способностей и качеств человека в их единстве и гармонии.

Сфера физической культуры опирается и создает сама ценности общества, которые обозначаются как ценности физической культуры, которые подразделяются на материальные и духовные. К материальным ценностям физической культуры относят: материально-технические условия для занятий физической культурой, материальные льготы для занимающихся, физическую составляющую человека – телосложение, работоспособность, двигательные способности, проявляющиеся в физических качествах, физическое развитие, двигательные умения и навыки, а также здоровье человека. К духовным ценностям физической культуры относят достижения науки, произведения искусства, посвященные физической культуре.

Таким образом, физическая культура - это часть культуры общества и человека, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе общественно-исторической практики, направленная на совершенствование физической, психической социальной и духовной сущностей человека, формирование его как личности.

Физическая культура является важной составляющей общей культуры каждого человека, основой полноценного и разностороннего воспитания и развития детей. Как любому виду культуры, культуре физической присуща творческая составляющая, которая предполагает посредством творческой двигательной деятельности совершенствование телесности человека, формирование у него двигательной культуры. К физической культуре человека приобщают с раннего детства. В помощь семье создана сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые посещают более 60% детей от их общей численности в возрасте от 3 до 7 лет. Физическая культура в ДОУ включена составной частью в специально организованный педагогический процесс дошкольного образования. При этом все мероприятия физической культуры считаются приоритетными для всей образовательной работы с детьми в ДОУ и проводятся подготовленными для такой работы специалистами. В систему подготовки специалистов для ДОУ введен специальный предмет, раскрывающий особенности приобщения ребенка к физической культуре – «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» (ТМФК в ДОУ).

Этот предмет является научной и учебной дисциплиной, имеющей теоретическую и концептуальную основы. Как наука ТМФК в ДОУ изучает общие и частные закономерности физической культуры ребенка. Теория физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях представляет собой динамичную систему современных знаний и научных положений, отражающих общие закономерности физической культуры и физической культуры детей дошкольного возраста, закономерности управления физическим развитием и физическим образованием детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Объектами исследования в теории физической культуры являются педагогические факторы, субъект исследования человек, ребенок, особенности его физического воспитания как процесса приобщения к ценностям физической культуры, особенности развития ребенка и возможности управления процессом развития. Теория физической культуры в ДОУ изучает цель, задачи и средства физической культуры, историю становления и развития науки о физической культуре ребенка. Методика[1] физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях изучает особенности формирования движений ребенка и его психофизических качеств, методику формирования знаний о физической культуре у детей дошкольного возраста, методику приобщения детей к здоровому образу жизни средствами физической культуры, особенности проведения различных организационных форм физической культуры в ДОУ, планирования работы по физической культуре с детьми, а также формирования, сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Как учебный предмет «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» направлена на формирование знаний основ теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) у специалистов по адаптивной физической культуре, профессиональных умений, которые позволят осуществлять функционирование физической культуры в ДОУ и будут способствовать полноценному физическому воспитанию ребенка, обеспечивать физическое и общее развитие ребенка.

Предмет «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» связан с такими науками, как анатомия и физиология, педагогика и психология, в том числе и с частными психолого- педагогическими науками, изучающими ребенка раннего и дошкольного возраста; связан со специальной педагогикой и психологией. Знание основ этих наук подводит к лучшему пониманию воздействия физических упражнений на организм ребенка, что поможет подбирать их соответственно возрастным особенностям детей, а также в соответствии с отклонениями и нарушениями в развитии и состоянии здоровья ребенка.

Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре не может быть достаточной без знания основ теории и методики физической культуры в ДОУ с учетом современных требований общества к воспитанию и развитию человека.

Содержанием физической культуры детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях являются физические упражнения, игровая двигательная деятельность, двигательный режим, средства гигиены, природные факторы, знания о физической культуре и здоровом образе жизни.

Содержание физической культуры дошкольников было определено на основе многолетних исследований специалистов и закреплено в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985, 1987, 2005), а также в альтернативных общеобразовательных и парциальных программах для дошкольных образовательных учреждений.

Содержание физической культуры детей дошкольного возраста, закрепленное программами, способствует формированию основ физической культуры ребенка, которые выражены в сформированном интересе к занятиям физическими упражнениями и потребности в укреплении здоровья средствами физической культуры, в основах здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям детей дошкольного возраста, в крепком здоровье, достаточном физическом развитии, в сформированных двигательных умениях и навыках, в достаточном уровне развития двигательных способностей, оптимальном двигательном стереотипе ребенка как экономичном комплексе движений тела, присущем индивиду; сформированных знаниях о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни, мотивах к занятиям физической культурой, освоенных способах и умениях осуществлять доступную детям физкультурно-оздоровительную, рекреативную и спортивную деятельность.

Однако не во всех программах достаточно четко определены основы физической культуры дошкольников, что ведет к дальнейшему поиску наиболее оптимального содержания физической культуры детей первых семи лет жизни и отбору эффективных средств и методов работы с детьми. Так, дискутируются вопросы оптимизации физической нагрузки для детей с целью обеспечения необходимой физической подготовленности, развития физических качеств детей, построения процесса физического воспитания в целом.

С. О. Филипповой, В. А. Гуляйкиным, К. А. Ежевской, Б. А. Никитюк и другими отмечается, что в физическом воспитании дошкольников проявляются следующие тенденции:

1. Направленность только на формирование двигательных умений и навыков в ущерб развитию двигательных способностей, что сказывается на физической подготовленности и состоянии здоровья дошкольников.

2. «Спортизация» физической культуры дошкольников, то есть превращение физкультурных занятий с детьми в тренировочные, что ведет к нарушению физического и психического развития детей, насильственному стимулированию моторного развития. Кроме того, как отмечал еще И. А. Аршавский, двигательная активность, являющаяся основным фактором обеспечивающим рост и развитие ребенка, не должна вызывать физиологичесий стресс.

3. Отказ в физическом воспитании дошкольников от регламентации формирования двигательной сферы детей и придание физической культуре детей развлекательной направленности, что ведет к тому, что дети перестают получать удовольствие от естественной двигательной активности.

4. Предлагается замена традиционных занятий физической культурой на подвижные игры, что ведет к дисгармоничности физического развития, так как дети не вовлекаются в целенаправленный процесс разносторонней физической подготовки.

5. Чрезмерное увлечение занятиями физической культурой только на свежем воздухе без учета климатических факторов и экологических условий местности, что приводит к увеличению заболеваемости детей.

Содержание физической культуры дошкольников должно учитывать региональные особенности и общие подходы к физической культуре детей и отражаться в определении базовой и вариативной частях программных документов для дошкольных образовательных учреждений.

Теория и методика физической культуры в ДОУ как научная и учебная дисциплина рассматривает и опирается на следующие понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения, двигательная деятельность, двигательная активность, спорт, физкультурное движение.

Следует отметить, что само слово «понятие» обозначает логически оформленную общую мысль» о классе предметов, явлений, идея чего-либо… Представление о чем-либо; знание, понимание чего-либо… Уровень понимания чего-либо; совокупность взглядов на что-либо» (Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. М., 2004. С. 575).

Понятийный аппарат предмета «Теория и методика физической культуры в ДОУ» формировался в разные исторические периоды развития общества, а само содержание понятий уточнялось и изменялось по мере развития науки о физической культуре и физической культуре ребенка. Овладение этими понятиями позволит понимать специальную литературу по физической культуре ребенка, а также сформировать профессиональную речь педагога.

Понятие «физическая культура» было рассмотрено в первом вопросе лекции, но определение этого социального явления можно представить в более упрощенном виде: ф изическая культура -это совокупность материальных и духовных ценностей социума, используемых для физического совершенствования людей (Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненкова и др.).

Физическое воспитание является педагогическим процессом, направленным на формирование телесных форм и функций организма ребенка, на развитие движений и психофизических качеств, на формирование двигательных умений и навыков, а также на формирование оптимального двигательного стереотипа ребенка как наиболее приемлемой для индивида системы движений в статике и динамике. Посредством целенаправленного физического воспитания ребенок приобщается к физической культуре, формируется его личная физическая культура, а в конечном итоге – физическая культура общества. Физическое воспитание входит составной частью в сферу физической культуры.

Физическое образование – это одна из сторон физического воспитания, процесс и результат овладения знаниями в области физической культуры, овладения двигательными умениями и навыками, а также телесной рефлексией. Проблема формирования знаний и на этой основе представлений ребенка о физической культуре является достаточно актуальной проблемой физического воспитания ребенка. У детей следует формировать доступные каждому периоду дошкольного детства знания о физических упражнениях и их пользе, о названиях и предназначении инвентаря и оборудования, о безопасности на занятиях физической культурой, о содержании и правилах подвижных игр. Следует формировать разнообразные движения ребенка, осознанность их выполнения и формировать способности чувствования параметров движений.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма ребенка, которые будут обусловливать работоспособность и проявление двигательных способностей.

Представленные в энциклопедических изданиях определения термина «развитие», трактуют его как необратимое, закономерное и направленное изменение существующих материальных и идеальных объектов. При этом процесс развития только тогда им является, когда имеется проявление трех его свойств: необратимости, закономерности и направленности к позитиву.

Физическое развитие трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле под этим термином понимают изменение антропометрических (показатели телосложения) и биометрических (функциональные, физиологические) показателей. В более широком смысле физическое развитие понимается и как процесс развития двигательных способностей, а в целом о физическом развитии можно говорить как о совокупности всех телесных и функциональных возможностей организма, соответствующих определенному периоду развития индивида (ребенка). Процессом физического развития можно управлять, учитывая законы наследственности, возрастные особенности, а также закон единства организма и среды, в соответствии с которым важными факторами, определяющими развитие ребенка, являются не только биоэкологическая среда, но и социальная, в более узком смысле последней – двигательная среда. С позиций закона упражняемости ребенку следует обеспечивать повторяемость необходимой двигательной деятельности, что также позволит обеспечить полноценное функционирование органов и систем в соответствии с законом единства форм и функций организма.

Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений, навыков и двигательных способностей, определяемый программно-нормативными требованиями с учетом возрастного этапа жизни индивида.Для детей дошкольного возраста имеются специальные требования к физической подготовленности, представленные в программах для ДОУ.

Слово «совершенство» означает высшую степень развития каких-либо положительных качеств, полноту всех достоинств (Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. М., 2004.). Поэтому, исходя из такого толкования, Физическое совершенство определяется как идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни общества на определенном историческом этапе его развития(Б. А. Ашмарин,В. С. Кузнецов, Н. И. Пономарев, Ж. К. Холодов, Э. Я. Степаненкова и др.). Физически совершенным можно считать ребенка здорового, имеющего гармоничное физическое развитие, нормальную осанку, способного легко и безболезненно адаптироваться к новым для него условиям, имеющего достаточный, для каждого периода дошкольного детства, уровень физической и умственной работоспособности.

Физические упражнения – это двигательные действия и состоящие из них виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания (Б. А. Ашмарин, Н. Н.Кожухова,В. С.Кузнецов, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, Ж. К. Холодов, Э. Я. Степаненкова и др.). В данном термине слово физические означает, что двигательные действия выполняются с помощью нервно-мышечного аппарата человека; а слово упражнение означает направляемую повторяемость двигательных действий. Поэтому физическое упражнение понимается и как двигательное действие, и как многократное выполнение этого двигательного действия. Физические упражнения имеют определенный эффект воздействия на организм человека, заключающийся в совокупности физиологических сдвигов, в усилении функционирования органов и систем. Физические упражнения оказывают оздоровительное, образовательное и воспитательное (формирующее личность) действие.

Двигательная активность – это видовая потребность человека в движении, которая проявляется в выполнении двигательных актов. Может быть достаточной, избыточной, оптимальной, недостаточной (гипокинезия); зависит от возраста, уровня физического развития, тренированности организма и ряда других факторов(Ю. Н. Вавилов, Э. Н. Вайнер, Н. Н. Кожухова, Н. А. Фомин).

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (Э. Я. Степаненкова).

Двигательная деятельность – деятельность,характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Спорт – составная часть физической культуры, выражающаяся в виде специально направленной деятельности на достижение в каком-либо избранном виде физических упражнений высоких результатов, иногда наивысших, проявляющихся в процессе соревнований.

Физкультурное движение – это специальная форма социального движения, имеющего целью содействие повышению уровня физического воспитания населения и развитию спорта. Опирается на целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, народных масс по развитию физической культуры и спорта.

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

 

Современной наукой установлено, что своеобразное приобщение к физической культуре существовало уже в первобытном обществе, поскольку имелась насущная потребность в хорошем уровне физического развития при подготовке детей к самостоятельной жизни. В древних африканских племенах специально обучали детей грудного возраста ходьбе, с трехлетнего возраста детей уже учили стрелять из маленького лука, а также и поведению на охоте. В древних северных племенах физическая подготовка включалась в воспитание мальчиков, а девочек готовили к занятиям домашним хозяйством, и они не занимались физическими упражнениями. Также детей закаливали с раннего возраста, и это сохранилось до конца XIX века у народов, населяющих Крайний Север и Сибирь. Детей приобщали к рыболовству, охоте, использовались подвижные игры, включающие стрельбу из лука, метание различных предметов и прыжки.

В островных государствах – Цейлон, Индонезия – детей привлекали к добыванию пищи, что требовало от них хорошей физической подготовки.

Детей австралийцев с раннего возраста учили плавать, с детьми проводились игры с дротиками и мячом.

В древних американских племенах детей с раннего возраста вовлекали в процесс физической подготовки, а в пятилетнем возрасте мальчики посвящались в воины, проходя различные физические испытания.

В родовом обществе физическое воспитание осуществлялось на более высоком уровне. У многих народов к физической культуре приобщали не только мальчиков, но и девочек. Основными физическими упражнениями для детей были действия и игры с охотничьими орудиями. У австралийцев, американских индейцев проводились различные обряды, связанные с переходом детей из одной возрастной группы в другую. Эти обряды сопровождались демонстрацией различных физических упражнений, требовавших проявления силы, ловкости, выносливости, умений владеть оружием. Проводились состязания в ходьбе, беге, прыжках, метаниях предметов, в плавании, гонках на лодках, играх с мячом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.