Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оздоровительные задачи 4 страница




А. В. Кенеман разработала научные основы и методические подходы к физическому воспитанию дошкольников. Благодаря ее исследованиям в 1968 г. учебная дисциплина «Гимнастика и подвижные игры» переименовывается в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста», что позволило значительно расширить содержание этого курса. А. В. Кенеман показала важность формирования культуры движений детей с раннего детства, она доказала, что посредством физических упражнений улучшается подвижность нервных процессов, что позволяет вырабатывать у детей умение быстро реагировать и приспосабливаться к изменившимся условиям, развиваются быстрота реакции, ориентировка в окружающей среде, улучшается мыслительная активность. Большое место в трудах А. В. Кенеман занимает обоснование закономерностей, а также методов и приемов обучения детей двигательным действиям, она разработала методику применения сюжетного рассказа, мини-сказки для объяснения разучиваемых с детьми подвижных игр.

Д. В. Хухлаева внесла большой вклад в теорию и практику физического воспитания дошкольников. Она изучала особенности становления и формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста, разрабатывала методы и приемы обучения метанию, работала над созданием программ и методических пособий для студентов, изучающих дисциплину «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» в МГЗПИ, где Д. В. Хухлаева преподавала этот предмет. Ее преподавательская деятельность способствовала подготовке многочисленных специалистов для дошкольных учреждений. Совместно с А. В. Кенеман ею были обоснованы роль сознания и эмоционального состояния дошкольников, мотивов двигательной деятельности детей, влияние музыкального сопровождения на успешность обучения движениям и совершенствование двигательных навыков детей дошкольного возраста.

Со второй половины 50-х г. XX в. вели большую научную работу по проблемам физического воспитания дошкольников М. Ю. Кистяковская (исследовала проблемы развития движений детей раннего и дошкольного возраста, а также ряд вопросов физического воспитания детей); Т. И. Осокина (обучение плаванию детей 5–6 лет, методики обучения основным и спортивным движениям, возглавляла лабораторию физического воспитания детей дошкольного возраста НИИ Дошкольного воспитания); Е. А. Тимофеева (аспекты использования подвижных игр с дошкольниками, использование физкультурного оборудования и инвентаря); П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова (обосновали методику обучения детей дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям); Э. Я. Степаненкова (вопросы развития двигательного творчества детей, выразительных движений, автор учебного пособия «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»); Н. В. Полтавцева (методика проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики с детьми в дошкольных учреждениях). С 1968 по 1985 г. под руководством А. В. Кенеман все вышеперечисленные ученые, преподаватели вузов и педучилищ, а также ведущие специалисты-практики работали в научно-методической комиссии по теории и методике физического воспитания детей при Министерстве просвещения СССР.

Значительные исследования, проведенные в рамках подготовки кандидатской и докторской диссертаций проведены Э. С. Вильчковским: «Развитие двигательных функций у детей» (1983), «Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3–7 лет» (1989).

Развитию теории и методики физического воспитания ребенка в советский период способствовала деятельность научно-исследовательских институтов и центров по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и Министерстве здравоохранения СССР, в которых работали высококвалифицированные кадры. Это НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, где вели исследования А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Поддьяков, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Н. Т. Терехова, Е. А. Тимофеева, Е. Н. Вавилова, А. М. Фонарев, Т. Л. Богина, М. А. Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР – С. М. Громбах, Г. П. Юрко, Л. Б. Ященко, В. В. Белоярцева).

С начала 90-х г. работает Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в котором проводят научно-исследовательскую работу Е. А. Сагайдачная, М. А. Рунова, Т. С. Яковлева, Т. Л. Богина, И. Б. Туркина и др.

Проводят научно-исследовательскую работу ученые-преподаватели вузов страны: в области дошкольного образования и дошкольной педагогики: Э. Я. Степаненкова (МПГУ, Москва), Н. А. Ноткина, Т. С. Грядкина, (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); Т. С. Овчинникова, М. Н. Попова, В. И. Москаленко и др. (Санкт-Петербург); в области физической культуры: О.А. Каминский, С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, Г. В. Лукина (РГПУ им. А. И. Герцена); И. М. Козлов, А. А. Синюрин, С. В. Никольская, А. В. Гарцуев (ГАФК им. П.Ф. Лесгафта); Е. Б. Романова, Н. Б. Котелевская (СПбНИИФК) и др.

Значительный вклад внесли ученые и практики из различных городов нашей страны, а также из стран ближнего зарубежья: Н. В. Алябьева (Мурманск), Н. И. Бочарова (Орел), Е. К. Воронова (Петрозаводск), Т. С. Казаковцева (Киров), О. И. Кокарева (Тула), А. И. Кравчук (Омск), А. Б. Лагутина (Москва), З. И. Нестерова (Шадринск), М. А. Правдова (Шуя), Н. В. Полтавцева (Ульяновск), Л. Н. Пустынникова, Т. Э. Токаева (Пермь), Л. Д. Глазырина (Минск), Н. Н. Ефименко (Украина) и многие другие.

 

 

1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Физическое воспитание – «это руководство физическим развитием людей в соответствии с социальными требованиями общества»[16].

Физическое воспитание по своему содержанию представляет собой педагогический процесс «воздействия на человека физическими упражнениями, направленный на всестороннее морфофункциональное совершенствование его организма, формирование двигательных навыков, умений и специальных знаний... Оно представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие (прежде всего!) физических и духовных способностей человека»[17].

Физическое воспитание является также областью культурной деятельности людей, способом передачи социального опыта в области физической культуры. Здесь важным будет процесс присвоения индивидом достижений физической культуры, то есть общественная физическая культура должна стать достоянием индивида (личности). Под воздействием физического воспитания происходят изменение личности, представляющее собой изменения в содержании и структуре личностной физической культуры.

В процессе физического воспитания удовлетворяются потребности людей в двигательной активности, «формируются интересы, мотивы, чувства, нормы, правила поведения людей»[18] (Н. И. Пономарев, 1996, с 192). Посредством педагогических воздействий в области физического воспитания проявляются результаты физической культуры в отношении общества и личности.

Содержание физического воспитания как категория социальной жизни обусловлено интересами и особенностями каждого конкретного этапа исторического развития общества. Сторонами (частями) физического воспитания являются физическое образование, физическая подготовка, представлены и другие виды воспитания, разработанные в отечественной педагогической науке (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое).

Физическая деятельность – деятельность нервно-мышечного аппарата человека, имеющаяся в физическом воспитании, направлена не только на физическое развитие, но и на другие стороны развития человека. Это является отражением общей закономерности педагогики – соотношения и взаимосвязи воспитания и развития. При непосредственной взаимосвязи однородный вид воспитания сочетается с однородным видом развития (физическое воспитание – физическое развитие).

Через косвенные связи один вид воспитания влияет на другой, то есть осуществляется целостность человеческого развития.

Кроме того, воспитуемый должен быть не только объектом воздействий воспитателя, но и субъектом – то есть должен формировать самого себя.

Социальное воспитание, а это профессиональное, этическое, эстетическое, физическое и другие виды, имеет целью «формирование человека, готового к выполнению общественных функций в качестве гражданина, труженика, воспитателя своих детей, не приспособление к жизни, а преобразования её»[19]. Цели можно конкретизировать.

Цель физического воспитания имеет социальные истоки, вытекает из необходимости все более полного использования возрастающих социальных возможностей для всестороннего развития человека. Поэтому цель физического воспитания направлена на реализацию возможностей оптимального физического развития людей, всестороннего физического совершенствования свойственных каждому человеку физических способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной общественно полезной деятельности (Л. П. Матвеев, 1991).

При конкретизации этой цели учитываются как интересы индивидуального развития личности, так и общества в целом.

Практическая ориентация цели исходит из требований, предъявляемых к физическому развитию и физической подготовленности человека в основной сфере его жизнедеятельности – сфере труда.

Прогресс общественного производства изменяет место и функции человека в процессе труда, требования к трудовым умениям и навыкам, способностям. Технический прогресс не освобождает от необходимости оптимальной физической подготовки к трудовой деятельности, так как требуется:

1) высокий уровень работоспособности, базирующийся на крепком здоровье, нормальном физическом развитии;

2) зачастую вместо грубых физических затрат нужны тонко координированные двигательные действия;

3) вместо стереотипных навыков – все большее овладение более сложными движениями;

4) возрастание требований повышения чувствительности многих анализаторов и устойчивости их функций.

Особо высокие требования предъявляются к тем людям, кто осваивает новые сферы жизнедеятельности.

Практика современного военного дела тоже требует хорошей физической подготовки воина (нужные двигательные навыки и умения, увеличение степени функциональной устойчивости к действиям стрессовых факторов, высокий уровень развития физических качеств).

Цель конкретизируется комплексом задач, которые являются слагаемыми цели, выражают ее применительно к разделам многогранного процесса воспитания, к этапам возрастного развития, уровню подготовленности, к конкретным условиям достижения результатов.

Специфические задачи:

1) оптимизация физического развития, многолетнего сохранения здоровья;

2) специфические образовательные задачи:

– сделать достоянием каждого человека базовые знания научно-практического характера, накопленные в сфере физической культуры;

– обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков.

С учетом особенностей дошкольного возраста специалисты в области физической культуры ребенка определяют в качестве цели формирование здорового, жизнерадостного ребенка, физически развитого, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями (С. О. Филиппова и др.).

Считает целью физического воспитания воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка Э. Я. Степаненкова.

Нами определена цель физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях как укрепление здоровья ребенка, обеспечение его полноценного разностороннего развития, в том числе двигательного, физической подготовленности, формирование привычки и потребности в занятиях физическими упражнениями и приобщение ребенка к здоровому образу жизни средствами физической культуры.

Данная цель конкретизируется оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами.

1) охрана и укрепление здоровья детей;

2) гармоническое всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма ребенка;

3) повышение общей работоспособности;

4) повышение адаптивных свойств организма;

5) повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям, повышение сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды путем закаливания.

6) формирование опорно-двигательного аппарата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.