КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия, программа и методы социологического исследования 2 страница
Институт религии— совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом. Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д. Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-
Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных институтов. Развитие социальных институтов осуществляется посредством развертывания двух социальных процессов. Первый из них представляет возникновение новых социальных институтов, как мы показали это выше на примере возникновения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершенствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохранительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыльской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического характера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы. Процесс институциализации, т.е. возникновения, формирования социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение армии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и создаваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государства, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой момент отразить нападение врагов или распространить власть своего государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики. Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и организованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социальным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового социального института (например, цели политической партии, воплощаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии). Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обязательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.) Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (например, политическое бюро партии, ее исполком или командные структуры в армии) и регуляторов поведения (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушителям норм в армии). Пятый этап институциализации воплощается в создании характерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии). Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержанта или офицера в армии) и социального статуса в обществе. Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен- ностей и эффективности функционирования социальных институтов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социология придает большое значение исследованию функций социальных институтов. Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных институтов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». «Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции социального института относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия. Если же иметь в виду явные функции социальных институтов, то основные из них сводятся к следующему. 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной системы ценностей, норм, правил выработать определенные стандарты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной структуры общества, ее стабильность при определенных масштабах изменчивости, не ведущей к разрушению данной социальной системы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов данной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, социальный институт армии обеспечивает устойчивость не только своей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчивость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохранению территориальной целостности и т.п. 2. Адаптационная функция заключается в том, что функцио 3. Иптегративная функция состоит в том, что существую 4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин-1 5. Согщиппируюхцая функция проявляется в том, что соци 6. Регулирующая функция воплощается в том, что социаль-,
вещения в производственных помещениях. Первоначальные результаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в довольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производительность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность результата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций. Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате длительного взаимодействия своеобразный «групповой дух», воплощающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складывающихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности производственной организации как социального института. Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) выявление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к другу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «человеческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустриальной социологии. Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и другие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система образования в решающей степени зависит от развития системы производства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятельность государства, существующей в нем системы права. Поскольку образование играет важную, причем возрастающую роль в обществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учреждения, политические партии, церковь. Изменения в одних институтах приводят к изменениям в других. Трансформация политической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существенные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии. Вопросы для самоконтроля и повторения 1. Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов? 2. Что такое социальный институт (определение)? 3. В чем заключается различие между формальными и неформальными 4. Каковы цели политических, экономических, социально-культурных 5. Посредством каких социальных процессов развиваются социальные 6. Каковы функции социальных институтов? 7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных ин Литература 1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. 2. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. V. М, 1994. 9 Зак.2030 3. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло 4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения 5. Смелзер Н. Социология. Разд. III. Социальные институты. М, 1994. 6. Фролов С.С. Социология. Гл. 9. М., 1996. 7. Яковлев A.M. Социальные институты. Гл. 7 //Социология /Под ред. Глава 20. ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Какую бы проблему социологии мы ни рассматривали -особенности общества как целостной системы, социальную структуру общества или его этнонациональную структуру, социально-пространственные или социально-временные отношения, деятельность социальных институтов или организаций и т.д., - везде и всегда мы сталкиваемся с проблемой личности. Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, но основной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность. Что же такое личность? Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п. Когда же употребляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоин ство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д. Иногда встречаются утверждения, согласно которым лично стью является не каждый человек, а только тот, кто обладает само стоятельностью мысли, небанальностью чувств, силой воли, соб ранностыо, ответственностью. Такое ограничение, возможно, \ правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но i точки зрения социологии, личностью становится любой человек, г не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потом} что все люди включены в общественные отношения и взаимодей ствия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой сте пени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявля ются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением. С учетом сказанного можно дать определение личности: Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру гими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Личность предстает в общественной жизни как уникальны? носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отношений и социальных взаимодействий. Она существует в определенном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутствии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физиологией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаимодействий человека с другим человеком посредством создаваемых для людей и используемых людьми предметов его деятельности, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы. В отличие от психологии, которая сосредотачивает внимание на внутренних субъективных переживаниях личности, мотивах ее деятельности, особенностях ее темперамента, характера, чувств, мышления, волевых актов, способностей, социология изучает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что социология выделяет в личности социально-типическое как целостность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навыков, ценностных ориентации, социальных установок и позиций, особенностей социальной активности в тех или иных сферах общественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми в пределах определенных социальных общностей - классовых, профессиональных, территориальных и т.п. Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне определенной социалыю-психочогической структурой В широко распространенной и влиятельной психоаналитической концепции, берущей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удовольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у своего предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логических законов мышления (11; 345). Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рационально-сти(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. «Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий» (11; 427). Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида. Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами морали, права, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собственными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся поведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркомании, алкоголизме, преступности и т.п. В своей знаменитой работе «Бегство от свободы», выдержавшей 25 изданий, выдающийся немецко-американский социолог и психоаналитик Эрих Фромм подчеркивал, что в своих взаимодействиях с другими людьми, чтобы сохранить свою индивидуальность и неповторимость, личность должна одновременно обладать: 1) высокой степенью связанности с другими; 2) свободой от ограничений, идущих от других людей и пре Между этими двумя полюсами и развертывается процесс формирования и реализации основных социальных качеств человека, составляющих главное содержание его чичности Что же такое социальные качества личности? Это совокупность социалъно-психочогических свойств и черт личности, опре-деченным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Микеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это - выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они выдающимися прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности. Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет на себе неустранимую печать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Микс-ланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в Соборе Св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого, мог написать «Войну и Мир»? Кто, кроме Чайковского - балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей. Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, способна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно представить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех тысяч обездоленных, которым она помогала? Неповторимость, уникальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее других воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра. Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности? Первым из таких качеств является самосознание. Оно представляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и понимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |