Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия, программа и методы социологического исследования 2 страница




Институт религии— совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.

Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-



 


Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различ­ные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписы­вая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведе­ния - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многооб­разнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями раз­вития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных инсти­тутов.

Развитие социальных институтов осуществляется посредст­вом развертывания двух социальных процессов.

Первый из них представляет возникновение новых социаль­ных институтов, как мы показали это выше на примере возникно­вения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершен­ствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохра­нительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыль­ской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического ха­рактера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

Процесс институциализации, т.е. возникновения, формиро­вания социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе оп­ределенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение ар­мии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и созда­ваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государст­ва, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой мо­мент отразить нападение врагов или распространить власть своего


государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.

Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и орга­низованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социаль­ным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового соци­ального института (например, цели политической партии, вопло­щаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).

Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обя­зательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)

Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института органи­зационных структур (например, политическое бюро партии, ее ис­полком или командные структуры в армии) и регуляторов поведе­ния (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушите­лям норм в армии).

Пятый этап институциализации воплощается в создании ха­рактерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).

Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержан­та или офицера в армии) и социального статуса в обществе.

Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен-


ностей и эффективности функционирования социальных институ­тов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социо­логия придает большое значение исследованию функций социаль­ных институтов.

Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных инсти­тутов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или при­способление системы и которые входили в намерения и осознава­лись участниками системы». «Латентные функции, соответствен­но, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции со­циального института относятся к тем объективным и преднаме­ренным последствиям социального действия, которые способст­вуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латент­ные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.

Если же иметь в виду явные функции социальных институ­тов, то основные из них сводятся к следующему.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной сис­темы ценностей, норм, правил выработать определенные стандар­ты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный ин­ститут обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной струк­туры общества, ее стабильность при определенных масштабах из­менчивости, не ведущей к разрушению данной социальной систе­мы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов дан­ной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, соци­альный институт армии обеспечивает устойчивость не только сво­ей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчи­вость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохра­нению территориальной целостности и т.п.


2. Адаптационная функция заключается в том, что функцио­
нирование социальных институтов в обществе обеспечивает при­
способляемость, адаптируемость общества к изменяющимся усло­
виям внутренней и внешней среды - как природной, так и соци­
альной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд
Тойнби на основе анализа огромного фактического материала по­
казал, что адаптационная функция социальных институтов — госу­
дарства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму
«вызов- ответ». Скажем, адаптационная функция такого специ­
фического социального института, каковым является культура, за­
ключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общ­
ностям определенные наборы символических значений, которые
интернализуются отдельными личностями и их группами и приво­
дят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими дейст­
вий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор
действий ограничивается определенными пределами морально, эс­
тетически, юридически допустимого поступка (например, знаме­
нитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возже­
лай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американ­
ского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций
индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает опреде­
ленными экспектациями (ожиданиями) определенных способов
поведения других индивидов в определенных ситуациях и одно­
временно соотносит свои поступки с экспектациями других инди­
видов и их групп. В результате складывается адаптация не только
к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в ко­
торой они существуют, но и к действиям других индивидов, к
функционированию существующих в обществе социальных инсти­
тутов и организаций.

3. Иптегративная функция состоит в том, что существую­
щие в обществе социальные институты своими действиями, нор­
мами, предписаниями и т.п. обеспечивают взаимозависимость,
взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в
их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Напри­
мер, свойственные религии как социальному институту религиоз­
ные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социо­
лога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным меха­
низмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, кото­
рые чрезвычайно существенны для институциональной интегра­
ции общества.


4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин-1
формация (научная, художественная, политическая и др.), произ­
веденная в одном социальном институте, распространяется как
внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодей­
ствии между институтами и организациями, действующими в об­
ществе. Коммуникативная функция культуры, например, вопло­
щается в том, что в художественных произведениях, философских
текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных
доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе,
проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное
на многих людей, общение человека с человеком, с социальной
группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глу­
бокое взаимопонимание между многими различными людьми (ме­
жду автором и читателем, между автором и слушателем, между
учителем и учеником, профессором и студентом, между различ­
ными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п). Только!
благодаря коммуникативной функции культуры происходит кон­
солидация людей различных индивидов в сплоченные общности
(семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществля­
ется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных
эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин
говорят, общаются с нами как наши современники.

5. Согщиппируюхцая функция проявляется в том, что соци­
альные институты играют решающую роль в формировании и раз­
витии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ро­
лей, в ориентации и реализации этой личностью своего социально­
го статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и мно­
гогранного процесса выступает такой своеобразный социальный
институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально
социальные качества личности, представления о добре и зле, ус­
ваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия
с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе,
компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрас­
тающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.

6. Регулирующая функция воплощается в том, что социаль-,
ные институты в процессе своего функционирования обеспечива­
ют регулирование взаимодействий между индивидами и социаль­
ными общностями посредством выработки определенных норм и
стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффектив­
ные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям



 


вещения в производственных помещениях. Первоначальные ре­зультаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в до­вольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производитель­ность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность ре­зультата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.

Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате дли­тельного взаимодействия своеобразный «групповой дух», вопло­щающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складываю­щихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности произ­водственной организации как социального института.

Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производ­стве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) вы­явление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к дру­гу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «челове­ческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустри­альной социологии.


Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и дру­гие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система обра­зования в решающей степени зависит от развития системы произ­водства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятель­ность государства, существующей в нем системы права. Посколь­ку образование играет важную, причем возрастающую роль в об­ществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учрежде­ния, политические партии, церковь. Изменения в одних институ­тах приводят к изменениям в других. Трансформация политиче­ской системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существен­ные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?

2. Что такое социальный институт (определение)?

3. В чем заключается различие между формальными и неформальными
институтами?

4. Каковы цели политических, экономических, социально-культурных
институтов, государства, права, религии и семьи?

5. Посредством каких социальных процессов развиваются социальные
институты?

6. Каковы функции социальных институтов?

7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных ин­
ститутов?

Литература

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.
Разд. VII. «Институт» и «союз» //Избранные произведения. М., 1990.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. V. М, 1994.

9 Зак.2030


3. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М, 1994.

5. Смелзер Н. Социология. Разд. III. Социальные институты. М, 1994.

6. Фролов С.С. Социология. Гл. 9. М., 1996.

7. Яковлев A.M. Социальные институты. Гл. 7 //Социология /Под ред.
Г.В.Осипова. М, 1996.

Глава 20. ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Какую бы проблему социологии мы ни рассматривали -особенности общества как целостной системы, социальную струк­туру общества или его этнонациональную структуру, социально-пространственные или социально-временные отношения, деятель­ность социальных институтов или организаций и т.д., - везде и всегда мы сталкиваемся с проблемой личности. Общество пред­ставляет собой многокомпонентную и многоуровневую социаль­ную систему, включающую в себя множество переменных, но ос­новной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность.

Что же такое личность?

Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфи­ческого вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень раз­вития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. По­нятием «индивид» обозначается отдельный представитель челове­ческого рода, обладающий своеобразными психофизиологически­ми особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п. Когда же употреб­ляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реа­лизуются в совместной деятельности и общении с другими людьми,


во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоин ство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д.

Иногда встречаются утверждения, согласно которым лично стью является не каждый человек, а только тот, кто обладает само стоятельностью мысли, небанальностью чувств, силой воли, соб ранностыо, ответственностью. Такое ограничение, возможно, \ правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но i точки зрения социологии, личностью становится любой человек, г не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потом} что все люди включены в общественные отношения и взаимодей ствия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой сте пени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявля ются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением.

С учетом сказанного можно дать определение личности:

Личность — это относительно устойчивая и целостная сис­тема социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру гими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность предстает в общественной жизни как уникальны? носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отно­шений и социальных взаимодействий. Она существует в опреде­ленном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутст­вии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физио­логией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаи­модействий человека с другим человеком посредством создавае­мых для людей и используемых людьми предметов его деятельно­сти, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы.

В отличие от психологии, которая сосредотачивает внима­ние на внутренних субъективных переживаниях личности, моти­вах ее деятельности, особенностях ее темперамента, характера, чувств, мышления, волевых актов, способностей, социология изу­чает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что со­циология выделяет в личности социально-типическое как целост­ность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навы­ков, ценностных ориентации, социальных установок и позиций,


особенностей социальной активности в тех или иных сферах об­щественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми в пре­делах определенных социальных общностей - классовых, профес­сиональных, территориальных и т.п.

Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне опреде­ленной социалыю-психочогической структурой В широко распро­страненной и влиятельной психоаналитической концепции, беру­щей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности

В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессозна­тельная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связан­ные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удо­вольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у сво­его предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя ин­стинктивные потребности, которые находят в нем свое психиче­ское выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении прин­ципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логиче­ских законов мышления (11; 345).

Более высоко организованной структурой, надстраивающей­ся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое пред­ставляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рационально-сти(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. «Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, ко­торая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные по­буждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий» (11; 427).


Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совес­ти, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согла­сованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к ок­ружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с дру­гими людьми в соответствии с нормами морали, права, социаль­ными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоре­чия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собствен­ными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся по­ведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркома­нии, алкоголизме, преступности и т.п.

В своей знаменитой работе «Бегство от свободы», выдержав­шей 25 изданий, выдающийся немецко-американский социолог и психоаналитик Эрих Фромм подчеркивал, что в своих взаимодейст­виях с другими людьми, чтобы сохранить свою индивидуальность и неповторимость, личность должна одновременно обладать:

1) высокой степенью связанности с другими;

2) свободой от ограничений, идущих от других людей и пре­
пятствующих процессу ее индивидуализации.

Между этими двумя полюсами и развертывается процесс формирования и реализации основных социальных качеств чело­века, составляющих главное содержание его чичности

Что же такое социальные качества личности? Это совокуп­ность социалъно-психочогических свойств и черт личности, опре-деченным образом взаимосвязанных и обусловленных типом соци­ального взаимодействия с другими людьми в конкретных социаль­но-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества об­наруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Микеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это - выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они


выдающимися прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творче­ской деятельности, в огромном эффекте результата этой деятель­ности.

Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет на себе неустранимую пе­чать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Микс-ланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в Соборе Св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого, мог написать «Войну и Мир»? Кто, кроме Чайковско­го - балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей.

Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, спо­собна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно пред­ставить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех ты­сяч обездоленных, которым она помогала? Неповторимость, уни­кальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее дру­гих воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра.

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?

Первым из таких качеств является самосознание. Оно пред­ставляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противо­стоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и по­нимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.