КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о бюджетировании, его особенности
Для учета затрат как ключевого вопроса управленческого учета немаловажным является не только подсчет произведенных затрат, но и прогнозирование их размера на ближайшую перспективу, Бюджетное планирование, являющееся самым детализированным уровнем прогнозирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Бюджетирование (от англ. budgeting) - это процесс согласованного планирования работы и: управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей. Бюджетирование как система имеет достаточно глубокие исторические корни. Современные исследователи связывают его происхождение с возникновением камеральной бухгалтерии во времена позднего Средневековья, а первое упоминание о бюджете, происходящем по разным данным от английского слова «budget» или французского «bougett», означающего «кошелек, сумка» относят ко временам Англии конца XIX в. Тем не менее идея Бюджетирование свала наиболее востребована только в ХХ в..в связи с обострением конкуренции и появлением новейших исследований в области управления. Поэтому в настоящее время изучению методики бюджетирования посвящено большое количество теоретических работ, что определяет многообразие подходов к определению данного понятия (табл. 5.1). Определения бюджетирования, предложенные различными авторами. Таблица 5.1. Определения бюджетирования, предложенные различными авторами
Бюджетирование непосредственно связано с управлением затратами и управленческим учетом, является его составной частью. Экономически эффективная деятельность любого предприятия возможна только в случае, если имеются четко заданные напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов. С помощью бюджетов производства, затрат, себестоимости произведенной и реализованной продукции и определяются такие параметры. Бюджет - финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации и позволяющий сопоставлять все понесенные затраты с полученными результатами деятельности. Бюджет может быть составлен на краткосрочный период (неделя, месяц) или на год. Главное требование, предъявляемое к бюджетам, не минимизировать, а оптимизировать затраты. Бюджет является количественным выражением планов деятельности организации, составляется периодически в определенной последовательности и фактически представляет собой лист бумаги, на котором представлены финансовые данные. Однако в отличие от финансовой отчетности он не имеет единой стандартизованной структуры, которая устанавливается в зависимости от предмета составления бюджета, размера организации, а также от квалификации и опыта разработчиков. В таблице 5.2 приведены основополагающие признаки бюджетов.
Таблица 5.2. Характеристика основополагающих признаков бюджета
Так, бюджет может содержать данные как о доходах, так и о расходах, разрабатываться в любых единицах измерения - как стоимостных, так и натуральных - и составляться как для организации в целом, так и для ее структурных подразделений, что позволяет скоординировать их действия. Однако, несмотря на наличие разнообразных видов и форм, бюджеты в любом случае должны соответствовать целям и задачам финансовой стратегии организации и в процессе своей реализации выполнять определённые функции, которые достаточно полно характеризуют роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования. Основными функциями бюджетов являются: • планирование или составление ежегодных планов как неотъемлемой части перспективного планирования; • координация и связь. При составлении краткосрочного бюджета необходимо определить роль структурных подразделений и руководителей различных служб с учетом их различных интересов, т.е. деятельность структурных подразделений должна быть скоординирована по вертикали и горизонтали: • коммуникация - налаженная передача информации между руководством и структурными подразделениями; скоординированный план (бюджет) должен быть доведен до всех подразделений с целью обеспечения взаимосвязи между ними; • мотивация или стимулирование - при составлении бюджета происходит включение различных подразделений и служб в общую систему планирования, поэтому должна быть обеспечена эффективная служба мотивации действий и система стимулов; • оценка эффективности деятельности. Действует по принцип, обратной связи, Т.е. если производится включение структурного подразделения и конкретных лиц в производственный процесс, то их деятельность должна быть оценена и стимулирована. Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот интервал называется бюджетным периодом. В большинстве случаев он составляет один год. В течение бюджетного периода основные вопросы планирования решаются бюджетным комитетом на своих регулярных совещаниях. Бюджетирование, однако, касается не только периода, к которому относится план. Очевидно, что разработка плана должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля завершиться после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя девять этапов, объединенных в три основные фазы (табл. 5.3). При описании этапов бюджетного цикла предполагается, что бюджетный период длится один год - с 1 января по 31 декабря 01 года (номер года условен и нужен для того, чтобы наглядно показать длительность бюджетного цикла по сравнению с бюджетным периодом). На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет. Таблица 5.3. Основные этапы бюджетного цикла
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |