Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения бюджетного контроля




 

Контроль за уровнем и поведением затрат осуществляется в рамках проведения бюджетного контроля, который включает в себя комбинацию методов, способов и процедур, применяемых на каждом этапе его осуществления.

Современный бюджетный контроль имеет множество форм реализации и может осуществляться в течение всего цикла управления путем предварительной оптимизации бюджетов, наблюдения за их исполнением, сопоставления запланированных показателей с поставленными целями и полученными результатами, а также включать в себя неформальное общение и взаимодействие.

В соответствии с разработанной классификацией, в зависимости от периода осуществления контрольных процедур можно выделить предварительный, текущий и последующий (заключительный, итоговый) бюджетный контроль (табл. 5.10).

 

Таблица 5.10. Виды бюджетного контроля и их характеристика

Вид бюджетного контроля Характеристика
Предварительный, текущий и последующий Предварительный контроль проводится в процессе формирования бюджетов и доведения бюджетных данных до сотрудников с целью предупреждения отклонений от бюджетных показателей. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов и имеет своей целью своевременное обнаружение и устранение отклонений от утвержденных бюджетных планов. Последующий контроль осуществляется по. результатам исполнения бюджетов с цепью комплексной оценки эффективности их реализации и проведения соответствующих корректирующих мероприятий
Контроль и с прямой, и обратной связью Контроль с прямой связью предполагает сравнение желаемых результатов с бюджетными показателями с целью выявления разумного соотношения целей организации и ее возможностей по их реализации. Контроль с обратной связью проводится путем сравнения бюджетных показателей и фактических результатов деятельности организации и имеет своей задачей выявление ее соответствия заранее установленным планам
Стратегический и оперативный Стратегический контроль несет ответственность за обоснованность стратегических целей и бюджетов организации и включает их предварительную и итоговую корректировку, а также может осуществляться в форме мониторинга исполнения долгосрочных бюджетных планов. Оперативный контроль направлен на обеспечение эффективности текущего бюджетного процесса и осуществляется в течение всего цикла исполнения краткосрочных бюджетов

 

Предварительный контроль осуществляется до начала действий по исполнению бюджетов, и его основная цель состоит в проверке качества входящих потоков ресурсов - финансовых, материальных и трудовых. Поэтому в его ходе происходит не только проверка и оптимизация бюджетных планов, но и осуществляется контроль за соблюдением при их построении определённых правил и целей организации.

Текущий контроль проводится в течение всего бюджетного периода и направлен на оперативное выявление отклонений от утвержденных бюджетных планов путем:

• сопоставления фактических и бюджетных показателей с целью реализации своевременных корректирующих действий;

• наблюдения за исполнением бюджетов сотрудниками организации.

В отличие от него проведение последующею контроля возможно только по завершении бюджетного периода, поэтому он не обладает оперативными корректирующими возможностями. Однако только данный вид бюджетного контроля позволяет получить наиболее полную информацию о степени достижения поставленных целей, следовательно, его проведение необходимо для комплексной оценки результатов хозяйствования и корректировки будущих бюджетов, целей организации и действий сотрудников по их исполнению.

Таким образом, рассмотренные виды бюджетного контроля имеют различные цели и формы реализации, однако осуществляются в совокупности, тесно взаимодействуя между собой.

На каждом этане проведения бюджетного контроля применяются различные процедуры, ряд которых носит неформальный характер, однако для последующего контроля с обратной связью существует ряд документированных-источников информации, дающих возможность типизировать последовательность его осуществления. Поэтому, изучив наиболее распространенные методические подходы к реализации каждого из его этапов, можно сформировать общую методику проведения формализованного бюджетного контроля в организации (табл.5.11).

 

Таблица 5.11. Характеристика этапов формализованного бюджетного контроля

Этап контроля Применяемые методы, процедуры и классификации
Составление бюджетов Типовой алгоритм составления генерального бюджета Требования, предъявляемые к процессу составления бюджетов
Учет фактических результатов Принципы формирования отчетов об исполнений бюджетов Основные показатели, используемые для оценки деятельности центров ответственности Пути решения проблем, возникающих в ходе построения системы оценки деятельности ЦФО
Сравнение бюджетных и фактических показателей Классификация отклонений, используемая в процессе бюджетного контроля Методика представления отклонений в удобном для анализа виде
Анализ причин отклонений Методика базового анализа отклонений Традиционные методы анализа исполнения бюджетов
Осуществление корректирующих воздействий Виды корректирующих воздействий, производимых по результатам план-факт анализа

 

На этапе сравнения запланированных затрат с фактическими выявляются отклонения, которые можно считать главными индикаторами появившихся проблем в исполнении бюджетов. Классификация отклонений, возникающих в процессе проведения план-фактного анализа и контроля, приведена в табл. 5.12.

 

Таблица 5.12. Классифкация отклонений бюджетного контроля

Признак Виды отклонений
По структуре Простые (имеющие однозначные причины и последствия) и комплексные (имеющие сложную цепь причинно-следственных связей и нескольких виновников возникновения)
По связи с деятельностью ЦФО Контролируемые и неконтролируемые (зависящие и не зависящие от деятельности центров ответственности)
По методам расчета Абсолютные (определяемые как разность между аналогичными показателями в анализируемом и базовом периоде) и относительные (абсолютное отклонение в процентах к базовому уровню)
По характеру возникновения Случайные (возникающие в разовых случаях), периодические (возникающие время от времени) и систематические (возникающие регулярно)
По степени важности для контроля Существенные и несущественные (принимаемые и не принимаемые в расчет при анализе)
По масштабности Незначительные, допустимые, критические и чрезвычайные
По характеру воздействия на результаты деятельности Благоприятные (оказывающие положительное влияние на прибыль предприятия) и неблагоприятные (воздействующие на прибыль отрицательно)

 

Помимо абсолютной суммы, важно определить уровень существенности отклонений, который может быть установлен в процентах к бюджету или в абсолютной величине (например, анализировать нужно только те отклонения, которые превышают 5% бюджетного значения, или 20 тыс. руб.), а также определить, какие отклонения следует рассматривать как благоприятные и неблагоприятные.

Это можно сделать, осмыслив влияние конкретного отклонения на величину прибыли организации: отклонения, возникающие вследствие повышения доходов или снижения расходов, положительно повлияют на прибыль и будут считаться благоприятными, а противоположные им отклонения - приведут к ее снижению и будут рассматриваться как неблагоприятные.

На стадии сравнения бюджетных и фактических данных для эффективного управления затратами важна наглядность представления выявленных отклонений в удобном для анализа виде (рис. 5.6).

На предприятии могут применяться две идеологические схемы бюджетного контроля. Согласно первой схеме бюджеты и отчеты об их исполнении составляются с одинаковой периодичностью. В этом случае план-фактный контроль и анализ представляют собой прямое сопоставление факта и плана с выявлением и оценкой отклонений. Согласно второй схеме фактические данные регистрируются в более дробные периоды (по сравнению с периодом составления бюджетов). Например, бюджеты составляются поквартально, а отчеты - помесячно. В этом случае появляется возможность план-фактного контроля, а анализ выполняется нарастающим (накопительным) итогом. При этом финансово-хозяйственная деятельность предприятия анализируется, как правило, путем сравнения отчетных данных за два и более периода, т.е. факт с планом как бы и не сравниваются (в регулярном режиме).

Наиболее перспективным направлением в развитии бюджетного контроля является проведение контроля на основе ключевых показателей эффективности (KPI). KPI устанавливаются для организации в целом и для каждого центра ответственности отдельно на бюджетный период и не подлежат корректировке на всем его протяжении. Набор показателей эффективности отдельных ЦФО существенно зависит от роли этого центра ответственности в системе управления и от выполняемых им функций.

Таким образом, бюджетный контроль представляет собой логическую взаимосвязь формальных и неформальных процедур, направленных на оценку эффективности бюджетного управления затратами, активами и обязательствами организации. Использование процедур мониторинга и контроля бюджетов позволяет повысить финансовую дисциплину и сократить затраты, а анализ, проведенный по ключевым показателям, позволяет увязать показатели оперативной деятельности со стратегическими целями, сориентировать на конкретные результаты и выполнение миссии предприятия.


Рисунок 5.6. Порядок представления отклонений в удобном для анализа виде


Контрольные вопросы:

 

1. Что понимается под бюджетированием?

2. Каковы основные функции бюджетов?

3. По каким признакам классифицируются бюджеты?

4. Каков состав операционных бюджетов?

5. Каков порядок формирования финансового бюджета?

6. Чем отличаются гибкие и статичные бюджеты?

7. Каков горизонт планирования долгосрочных и краткосрочных бюджетов?

8. Чем отличаются недостижимые и неприемлемые бюджеты?

9. Какова цель анализа отклонений бюджетных и фактических показателей?

10. На каком этапе анализа отклонений определяется эффективность использования ресурсов?

11. Какие программные продукты используются для автоматизации управленческого учета затрат и бюджетирования?

12. Дайте определение бюджетного контроля.

13. На каких уровнях проводится анализ отклонений запланированных показателей от фактических?

14. Как классифицируются отклонения при проведении бюджетного контроля?


 

ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗATPAT, КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.