Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные расчетные операции банков




4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.

Международные расчетные операции банков представляют собой организацию платежей по денежным требованиям и обязательствам юридических и физических лиц, находящихся на территории разных стран. Особенностями организации международных расчетных операций являются: международная унификация порядка проведения международных расчетов; осуществление платежей главным образом через прямые корреспондентские счета банков; преимущественное использование в расчетных операциях свободно конвертируемых валют, так как участники расчетов не имеют общего платежного средства; широкое применение различного рода банковских гарантий в связи с высокими рисками при осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.д.

Международная унификация порядка проведения международных расчетов осуществляется:

· посредством подготовки и подписания международных конвенций, договоров, соглашений, в которых определяются общие условия расчетов между контрагентами из разных стран. К таким международным документам относятся, например. Женевская конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе 1930 г., Конвенция ООН о международных простых и переводных векселях 1988 г., Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах;

· посредством внедрения Международной торговой палатой (МТП) в практику международных расчетов унифицированных правил и обычаев делового оборота, в частности, Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (в редакции 1993 г.). Унифицированных правил по инкассо (в редакции 1995 г.), Унифицированных правил для межбанковских рамбурсов по документарным аккредитивам (в редакции 1996 г.) и других, которые определяют характер взаимоотношений банков-участников расчетной операции. Публикации МТП не имеют юридической силы, но широко используются в банковской практике при проведении международных расчетов.

Помимо международных документов, порядок проведения международных расчетов регулируется национальным законодательством тех стран, где находятся участники расчетов, банковскими традициями, а также условиями внешнеторговых контрактов, заключаемых между плательщиками и получателями средств. Национальное законодательство определяет права белорусских участников расчетов по осуществлению различных платежей, правила совершения валютных операций и т.п. В Республике Беларусь в настоящее время проведение международных расчетных операций регламентируют Инструкция о банковских операциях по международным расчетам (документарные аккредитивы, гарантии, инкассо), разработанная Национальным банком с учетом положений международных документов, Инструкция о международных расчетах в форме банковского перевода и другие документы. Конкретный порядок организации расчетных операций банками-корреспондентами устанавливается ими в договоре на основе детализации положений международных документов и национального законодательства.

Международные расчеты носят, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются по предъявлении документов, удостоверяющих факт перевозки товаров, их оценку, страховку и т.д. Для проведения платежей могут быть использованы два вида документов – коммерческие (торговые) и финансовые (платежные). К финансовым документам относятся простой вексель, тратта, чек, долговая расписка и другие документы, в которых выражено денежное требование. К коммерческим относятся транспортные, складские, страховые и другие документы, принятые в международном и национальном торговом обороте – счета-фактуры, коносаменты, накладные (железнодорожные, авиа и авто), складские свидетельства, страховые полисы и сертификаты, сертификаты происхождения, вида, качества и т.д. Основным коммерческим документом, применяемым в международных расчетах, является счет-фактура (коммерческий счет). Основанием для выписки счета-фактуры являются транспортные документы, в нем должно быть дано точное и полное описание реализуемых товаров (в других коммерческих документах – в общих выражениях) и указываться сумма, предъявляемая к платежу.

Для эффективного проведения банками международных расчетных операций большое значение имеет используемая система передачи сообщений (платежных инструкций) между банками-корреспондентами. В современных условиях вместо традиционных средств межбанковских коммуникаций, таких как почта, телеграф, телекс, все чаще применяют международные банковские системы электронного перевода средств. В частности, белорусские банки при проведении международных расчетных операций широко используют систему S.W.I.F.T. (СВИФТ), в которой передача сообщений при совершении платежа происходит на безбумажной основе по каналам международной банковской компьютерной связи.

Система СВИФТ (Общество всемирных межбанковских телекоммуникаций) была организована в 1977 г. консорциумом крупных банков Западной Европы и США, ее членами в настоящее время являются около 5000 банков и других кредитно-финансовых учреждений. Банки принимают и отправляют платежные инструкции через электронные терминалы, которые соединены с региональными процессорами, направляющими информацию в коммутационные центры (групповые процессоры), которые являются основными узлами системы. В них сообщения проверяются на соответствие стандартам СВИФТ и пересылаются банкам-адресатам. Для правильной доставки сообщения все банки-участники СВИФТ имеют код-идентификатор, являющийся их адресом в системе. Кроме того, используются системы нумерации сообщений, которые позволяют идентифицировать банк-отправитель и банк-получатель сообщения.

Сообщение системы СВИФТ эквивалентно почтовому переводу и называется международным денежным переводом. Применяется также приоритетное сообщение системы СВИФТ, которое равнозначно телеграфному переводу и называется международным денежным экспресс-переводом. Следует отметить, что обычное и срочное сообщения СВИФТ различаются скоростью выполнения действий по осуществлению расчетов, а не количеством времени, которое необходимо для передачи этих сообщений.

Система СВИФТ позволяет банкам в процессе проведения международных расчетов быстро обмениваться информацией, ускоряя тем самым платежи при одновременной экономии затрат на проведение этих операций и высокой безопасности расчетов.

Основными формами расчетов во внешнеэкономическом обороте являются аккредитивная, инкассовая и банковский перевод. Они отличаются друг от друга, помимо прочего, той ролью, которую играют банки в этих формах расчетов.

 

4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.

В международных расчетах применяются денежные аккредитивы, выплата с которых не обусловлена предоставлением коммерческих документов, и документарные (товарные) аккредитивы, выплата с которых производится при расчетах за товары и услуги при предоставлении документов, указанных в аккредитиве. Во внешнеторговом обороте используются только документарные аккредитивы.

Документарный аккредитив является обязательством банка, выставляемым по просьбе и в соответствии с указанием его клиента – импортера в пользу экспортера. Согласно международным унифицированным правилам и обычаям делового оборота, документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк-эмитент, действуя в соответствии с инструкциями приказодателя или от своего имени обязуется оказать следующие услуги: либо произвести платеж бенефициару или по его поручению; либо акцептовать и оплатить тратты, выставленные бенефициаром; либо уполномочить другой банк произвести такой платеж или акцептовать и оплатить такие тратты; либо уполномочить другой банк произвести негоциацию против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов. Под негоциацией понимается оплата стоимости (покупка) банком переводного векселя (тратты) и/или документов по аккредитиву, т.е. выплата их стоимости бенефициару или по его поручению.

Аккредитивы на акцепт или оплату тратт открываются банком при расчетах с предоставлением экспортером коммерческого кредита импортеру. В таких аккредитивах предусматривается представление экспортером вместе с другими документами переводного векселя, выписанного на импортера, предъявителя, банк-эмитент или другой банк, указанный в этом аккредитиве.

Соглашение, являющееся аккредитивом, обособлено от базового договора, который предусматривает применение данной формы расчетов (внешнеторгового контракта и т.п.), в связи с чем при осуществлении платежей с использованием аккредитивов условия базовых договоров не являются для банков обязательными. При проведении этих операций участники расчетов имеют дело только с документами, поэтому внешнеторговый контракт должен содержать, как правило, полный перечень и точную характеристику документов, подлежащих представлению по аккредитиву, а в инструкциях об открытии аккредитива и самом аккредитиве должно быть четко указано, против каких документов банку следует произвести платеж, акцепт или негоциацию.

Перечень документов, которые необходимо представить бенефициару для получения платежа, определяет приказодатель аккредитива – импортер. Обязанностью банков, участвующих в расчетах, является тщательная проверка исполнения бенефициаром не условий базового договора, а условий аккредитива – соответствие представленных им документов условиям аккредитива по внешним признакам, соблюдение сроков представления документов и т.д. При этом банки не несут ответственность за полноту, точность, подлинность и юридическую силу документов, а также за подлинность указанных в них сведений об экспортируемых товарах или их фактическом наличии, добросовестность, выполнение обязательств и репутацию грузоотправителей, грузополучателей, страховщиков товаров и любых других лиц. Банки вправе отказать бенефициару в приеме документов, если они не соответствуют требованиям аккредитива или представлены с нарушением каких-либо иных условий аккредитива.

При расчетах аккредитивами банки, проводящие эти операции, могут брать на себя функции банка-эмитента, авизующего, подтверждающего и исполняющего банков. Банк-эмитент (банк, открывающий аккредитив) пересылает условия аккредитива бенефициару (экспортеру), как правило, через свой банк-корреспондент, находящийся в стране бенефициара (авизующий банк). Авизующий банк – это банк, который на основании просьбы или полномочий банка-эмитента авизует аккредитив (извещает об открытии аккредитива экспортера), не принимая на себя никаких обязательств по гарантии платежа.

Подтверждающий банк – это банк, который наряду с банком-эмитентом принимает на себя твердое обязательство перед бенефициаром о платеже, акцепте или негоциации при выполнении последним условий аккредитива. Согласно действующим нормативным документам подтверждение аккредитива, открытого банком-нерезидентом, производится белорусским банком только в следующих случаях: если имеется свободный остаток лимита по документарным операциям для банка-эмитента; если этому банку предоставляется валютное покрытие на сумму аккредитива; если предусмотрен рамбурс (т.е. возмещение банку, исполняющему аккредитив, средств, выплачиваемых им по этому аккредитиву) за счет банка-эмитента на указанный в аккредитиве банк. В случаях, когда условия аккредитива не отвечают хотя бы одному из перечисленных требований, его подтверждение может производиться только с разрешения руководителя банка. Следует отметить, что один и тот же банк может выступать как авизующий и подтверждающий одновременно.

Исполняющим банком является банк, который уполномочен банком-эмитентом произвести платеж, акцепт или негоциацию, если выполнены все условия аккредитива. Исполняющим банком может выступать сам банк-эмитент, авизующий банк, подтверждающий банк, а также другой банк, уполномоченный банком-эмитентом. Исключение составляет аккредитив со свободной негоциацией (т.е. негоциация в любом банке по выбору бенефициара), в котором любой банк является исполняющим банком. Банк-эмитент, указывая в соответствии с инструкциями приказодателя аккредитива (импортера) какой-либо банк в качестве исполняющего и передавая тем самым ему соответствующие полномочия, обязуется представить данному банку возмещение произведенных им затрат по аккредитиву.

Порядок возмещения исполняющему банку средств, выплачиваемых им по аккредитиву, указывается в аккредитиве. Рамбурс может быть прямым и межбанковским. При прямом рамбурсе возмещение производится непосредственно самим банком-эмитентом. При межбанковском рамбурсе возмещение производится банком, не участвующим в аккредитиве (рамбурсирующим банком), который уполномочен банком-эмитентом произвести рамбурсирование согласно инструкциям последнего.

Рамбурсирующий банк в соответствии с рамбурсными инструкциями банка-эмитента может подтвердить рамбурс, приняв на себя обязательство по отношению к рекламирующему банку оплатить его рамбурсное требование, если указанные в обязательстве условия будут выполнены. Рекламирующий банк – исполняющий банк или выступающий от его имени другой банк, выставляющий рамбурсное требование на рамбурсирующий банк.

Существуют различные виды аккредитивов (табл. 4.1). Каждый аккредитив должен содержать четкое и ясное указание, к какому виду он относится. В частности, если в аккредитиве ясно не указано, является он отзывным или безотзывным – такой аккредитив считается безотзывным.

 

Таблица 4.1 – Виды документарных аккредитивов

Признак Вид аккредитива Характеристика аккредитива
Способ платежа Аккредитив с платежом по предъявлению Предусматривает платеж бенефициару непосредственно после представления документов, указанных в аккредитиве
Аккредитив с рассрочкой платежа Предусматривает осуществление платежа бенефициару в сроки, определяемые условиями аккредитива. При представлении оговоренных документов бенефициар получает письменное согласие исполняющего банка произвести платеж в день наступления срока оплаты
Аккредитив с акцептом тратт Предусматривает акцепт выставленных бенефициаром на банк-эмитент переводных векселей и их оплату по наступлении срока платежа либо банком-эмитентом, либо другим банком-плательщиком (если банк-плательщик, указанный в аккредитиве, не акцептует выставленные на него тратты или не оплачивает их после акцепта по наступлении срока платежа)
Аккредитив с негоциацией Предусматривает негоциацию без оборота на трассантов переводных векселей, выставленных бенефициаром, и (или) документов, представленных в соответствии с условиями аккредитива
Аккредитив с красной оговоркой (с авансом) В его условия по требованию приказодателя включается оговорка, предусматривающая осуществление банком-эмитентом авансового платежа бенефициару на оговоренную сумму до отгрузки товаров – под письменное обязательство бенефициара представить документы в соответствии с условиями аккредитива
Твердость обязательства банка-эмитента Отзывный Может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара
Безотзывный Твердое обязательство банка-эмитента при соблюдении всех условий аккредитива. Не может быть ни изменен, ни аннулирован без согласия банка-эмитента, подтверждающего банка (если имеется) и бенефициара
Способ обеспечения платежа Покрытый При его открытии банк-эмитент предварительно выставляет в распоряжение исполняющего, подтверждающего или рамбурсирующего банков средства (валютное покрытие) в сумме аккредитива на срок действия обязательств банка-эмитента с условием возможности их использования для выплат по аккредитиву
Непокрытый При его открытии банк-эмитент не предоставляет уполномоченным банкам средств для выплат по аккредитиву (валютного покрытия)

 

 

Продолжение табл.4.1

Признак Вид аккредитива Характеристика аккредитива
Характер ответственности банков Подтвержденный Предусматривает дополнительную гарантию оплаты в виде твердого обязательства подтверждающего банка бенефициару произвести платеж, акцепт или негоциацию при представлении последним предусмотренных документов и выполнении условий аккредитива
Неподтвержденный (авизованный) Не предусматривает дополнительного обязательства другого банка, помимо обязательства банка-эмитента
Способ расчета с экспортером Переводной (трансферабельный) Предусматривает возможность передачи права использования аккредитива полностью или частично одному или нескольким бенефициарам по просьбе первого бенефициара. Может быть переведен только один раз, если в этом аккредитиве не предусмотрено иное
Обычный (непереводной) Предусматривает возможность использования аккредитива только первым бенефициаром
Возможность пополнения аккредитива Револьверный (возобновляемый) Предусматривает по мере его использования автоматическое восстановление суммы аккредитива без внесения изменений в его условия
Невозобновляемый Не содержит специальную оговорку о возобновлении его суммы
  Компенсационный (встречный, back-to-back) Аккредитив, выставленный авизующим или подтверждающим банком по просьбе бенефициара под обеспечение аккредитива, открытого в пользу этого бенефициара
Резервный (stand-by) Выдаваемое банком независимое обязательство выплатить определенную сумму средств бенефициару по простому требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов в случае невыполнения импортером своих обязательств по основному контракту и в других предусмотренных случаях

 

Банк-эмитент открывает аккредитив на основании инструкций импортера (приказодателя аккредитива). Эти инструкции составляются импортером в соответствии с договором, заключенным между ним и экспортером, который должен содержать все основные условия будущего аккредитива, изложенные с необходимой полнотой и четкостью. В договоре, как правило, определяются вид аккредитива, наименования банка-эмитента, авизующего и исполняющего банков, сумма и способ исполнения аккредитива, перечень представляемых бенефициаром документов, сроки отгрузки, условия страхования и др.

Белорусские уполномоченные коммерческие банки выполняют операции с экспортными и импортными аккредитивами. Уполномоченные банки – банки, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций.

Операции банков с экспортными аккредитивами. Уполномоченные банки авизуют, подтверждают и исполняют аккредитивы, открытые банками-нерезидентами в пользу белорусских экспортеров (экспортные аккредитивы).

Получив от банка-нерезидента аккредитив или сообщение об его открытии, уполномоченный банк в течение двух рабочих дней направляет бенефициару авизо, после чего посылает банку-нерезиденту письмо (телетрансмиссионное сообщение) о выполнении его поручения. Если в корреспондентском соглашении между этими банками определен порядок проведения аккредитивных (рамбурсных) операций, уполномоченный банк должен проверить, соответствуют ли условия аккредитива и рамбурсных инструкций (если предусмотрено рамбурсирование) данному порядку.

В случае, когда авизующий уполномоченный банк согласен выступить по просьбе банка-эмитента подтверждающим банком, он извещает бенефициара о своем подтверждении аккредитива. Если же он не согласен добавить свое подтверждение, то должен незамедлительно уведомить об этом банк-эмитент; одновременно бенефициару отправляется авизо об открытии аккредитива.

Бенефициар аккредитива, получив авизо (с подтверждением аккредитива либо без подтверждения) вместе с экземпляром аккредитива (копией сообщения об его открытии), должен проверить, соответствует ли аккредитив условиям контракта, на основании которого он открыт. В течение двух рабочих дней с момента получения аккредитива бенефициар может сообщить авизующему банку свои замечания по аккредитиву, одновременно направив приказодателю требование об изменении условий аккредитива. Если же за это время замечаний от бенефициара не поступило, банк будет считать, что бенефициар согласен со всеми условиями аккредитива.

После отправки товаров бенефициар представляет в уполномоченный банк (авизующий, подтверждающий или исполняющий) предусмотренные аккредитивом документы с сопроводительным письмом, которое должно содержать перечень эти» документов и ссылку на аккредитив, в соответствии с условиями которого представляются документы. В течение семи рабочих дней банк должен проверить представленные документы и выполнение всех условий аккредитива: соблюдение установленных в аккредитиве сроков, комплектность документов, соответствие их содержания условиям аккредитива, правильность оформления каждого документа и т.д. После проверки банк принимает документы от бенефициара под расписку и отправляет их вместе с сопроводительным письмом банку-нерезиденту не позднее седьмого рабочего дня после их получения от бенефициара.

Если исполняющим банком по аккредитиву является банк-эмитент, уполномоченный банк для осуществления платежа одновременно с направлением документов либо дает инструкцию банку-эмитенту зачислить сумму платежа на свой счет в соответствующем банке-корреспонденте, либо просит разрешить ему дебетовать счет Лоро банка-эмитента. Полученные средства затем перечисляются на счет бенефициара. В случаях, когда исполняющим банком является уполномоченный банк, он получает возмещение от банка-эмитента одним из следующих способов: путем дебетования счета Лоро банка-нерезидента, открытого в уполномоченном банке; путем кредитования счета Ностро уполномоченного банка в банке-нерезиденте; за счет использования предварительного валютного покрытия; путем рамбурса на счет банка-нерезидента.

Операции с импортными аккредитивами. Уполномоченные банки могут открывать аккредитивы для расчетов по импорту в Республику Беларусь на основании заявления на аккредитив белорусских импортеров. К заявлению должны быть приложены документы, необходимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля (договора, паспорта сделок, лицензии и т.п.). Заявление на аккредитив должно содержать установленные действующими нормативными актами реквизиты и оформляться в соответствии с условиями внешнеторгового контракта. Уполномоченные банки могут самостоятельно разрабатывать формы заявлений клиентов на открытие аккредитива, включая в них обязательные согласно законодательству реквизиты и необходимую банку информацию. Приказодатель может включить в аккредитив только те условия, исполнение которых может быть подтверждено представляемыми документами. В частности, условия аккредитивов, открываемых для расчетов за товары, должны обязательно предусматривать представление соответствующих транспортных документов.

Получив от приказодателя заявление на аккредитив, уполномоченный банк проверяет правильность его оформления, наличие на счете приказодателя необходимой суммы средств и соответствие данных заявления на аккредитив данным договора или других документов, предоставление которых необходимо по действующему законодательству. При правильном оформлении аккредитива он принимается к исполнению, т.е. уполномоченный банк отправляет банку-корреспонденту (авизующему банку) или бенефициару сообщение об открытии аккредитива. Отправка сообщения осуществляется, как правило, на следующий рабочий день, но не позднее чем через три рабочих дня после дня приемки заявления. Если банку-нерезиденту предоставляется возмещение путем рамбурса на третий банк, то этому банку в те же сроки направляются рамбурсные инструкции по выполнению требований исполняющего банка.

Открывая аккредитив, уполномоченный банк списывает со счета приказодателя валютное покрытие к этому аккредитиву и зачисляет его на отдельный балансовый счет. При открытии непокрытого аккредитива банк может не списывать валютное покрытие по нему со счета приказодателя в момент открытия – клиент может перевести сумму покрытия на счет банка в течение срока действия аккредитива до момента его исполнения. Взаимные обязательства банка и приказодателя непокрытого аккредитива определяются договором, заключаемым в письменной форме. Аккредитив может быть открыт также за счет предоставленного клиенту кредита. В этом случае заявление на аккредитив должно быть подписано имеющим на это полномочия работником кредитного подразделения банка.

При поступлении на оплату документов по аккредитиву в уполномоченном банке проверяется их соответствие по внешним признакам условиям аккредитива. Если в сопроводительном письме банка-нерезидента содержится просьба о подтверждении получения уполномоченным банком документов по аккредитиву, последний отправляет такое подтверждение. В случае, когда уполномоченный банк является исполняющим банком, он должен произвести платеж банку-нерезиденту в пользу бенефициара в течение семи рабочих дней после получения документов по аккредитиву или в сроки, указанные в аккредитиве.

Если в ходе проверки документов по аккредитиву будут выявлены расхождения с условиями аккредитива, уполномоченный банк имеет право их не принять, сообщив об этом банку, от которого получены документы, или бенефициару (если документы получены непосредственно от бенефициара) не позднее седьмого дня, следующего за днем получения документов. Вместе с тем уполномоченный банк при обнаружении расхождений вправе обратиться к приказодателю с просьбой сообщить, согласен ли тот оплатить такие документы. В случае согласия на оплату приказодатель должен представить соответствующее письменное заявление в срок, установленный уполномоченному банку для проверки документов, который в данной ситуации не продлевается.

 

4.4.2. Инкассовая форма расчетов.

Инкассо в международных расчетах представляет собой операции с документами, при проведении которых банки на основании полученных от клиентов инструкций либо получают от импортера платеж (акцепт тратт) в пользу экспортера против представленных последним документов, либо передают эти документы импортеру против платежа (акцепта тратт) или на других условиях.

Соответственно при совершении инкассовых операций банки могут выполнять различные функции. Банк, которому клиент (принципал, доверитель) поручает произвести инкассо, называется банком-ремитентом. Для выполнения поручения принципала банк-ремитент, как правило, пользуется услугами инкассирующих банков. Инкассирующий банк – любой банк, кроме банка-ремитента, участвующий в инкассо. Обязанности инкассирующего банка может выполнять банк, указанный принципалом, а если такое указание отсутствует – любой банк по выбору банка-ремитента. Следует отметить, что в этой форме расчетов банки выступают только в роли посредников и не несут ответственности за неоплату или неакцепт плательщиком инкассируемых документов.

Существует два типа инкассо: «чистое» и документарное. «Чистое» инкассо представляет собой инкассирование финансовых документов (переводных и простых векселей, банкнот, чеков и иных документов, используемых для получения платежей), не сопровождаемых коммерческими документами (счетами, транспортными документами, товарораспорядительными и иными документами, не являющимися финансовыми.).

При операциях в форме документарного инкассо банки обрабатывают либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы.

При проведении инкассовых операций белорусские уполномоченные банки могут выступать в качестве банков-ремитентов, а также инкассирующих и представляющих банков. Представляющий банк – инкассирующий банк, который осуществляет представление плательщику, т.е. в соответствии с полученными инструкциями передает ему инкассируемые документы.

Функции банков-ремитентов. Выполняя роль банка-ремитента, уполномоченный банк принимает на инкассо документы для получения в пользу принципала платежа за экспортированные им товары, услуги, работы и дает соответствующее инкассовое поручение инкассирующему банку-нерезиденту (экспортное инкассо). При операциях в форме документарного инкассо инкассируемые документы должны представляться принципалом вместе с инкассовым поручением, содержащим следующие данные: сведения о принципале, плательщике и представляющем банке; перечень приложенных документов; сумму и валюту платежа; сроки и условия получения платежа (акцепта). Кроме того, в нем должны быть четкие и полные указания, касающиеся условий передачи инкассируемых документов, возможности принятия частичных платежей и передачи в этом случае документов плательщику, необходимости совершения протеста или других юридических действий при неакцепте (неоплате) векселей и т.д. При проверке принимаемых расчетных документов банк-ремитент контролирует правильность оформления инкассового поручения, соответствие представленных документов их перечню, который дан в инкассовом поручении. Следует отметить, что участвующие в инкассо банки не несут ответственности за форму и содержание инкассируемых документов.

Принимая документы на инкассо, уполномоченный банк-ремитент указывает в инкассовом поручении свои реквизиты, а также наименование инкассирующего банка-нерезидента, если выбор этого банка производился самим банком-ремитентом. Здесь же даются инструкции инкассирующему банку о порядке зачисления суммы платежа на счет банка-ремитента и способах извещения последнего о неплатеже или неакцепте. Принятое инкассовое поручение вместе с документами банк-ремитент должен отправить в инкассирующий банк не позднее второго рабочего дня, следующего за днем принятия этого поручения.

Банк-ремитент должен контролировать своевременность и правильность оплаты (акцепта) отосланных на инкассо документов. С этой целью, исходя из условий инкассового поручения, он устанавливает контрольный срок получения авизо представляющего банка-нерезидента о выполнении этого поручения. Если к контрольному сроку авизо не получено, представляющему банку направляется запрос об инкассо и устанавливается новый срок ожидаемого ответа (но не более одного месяца). Инкассовые поручения, не оплаченные плательщиком и не востребованные принципалом, хранятся в банке не более трех лет.

Если от инкассирующего банка получено сообщение об отказе плательщика от платежа или акцепта, банк-ремитент не позднее следующего рабочего дня извещает об этом принципала и просит его срочно дать инструкции для инкассирующего банка в отношении дальнейших действий с инкассированными документами. При получении авизо об оплате инкассированных документов банк-ремитент зачисляет сумму платежа на счет принципала.

Когда проводятся операции в форме «чистого» инкассо, уполномоченный банк-ремитент принимает на инкассо финансовые документы на основании заявления принципала, которое должно содержать определенные законодательством сведения. Векселя и чеки, выставленные по приказу принципала, должны иметь передаточную надпись принципала в пользу банка-ремитента. При принятии документов банком на них проставляется индоссамент от имени банка-ремитента и составляется инкассовое поручение.

Функции инкассирующих и представляющих банков. Банки-ремитенты могут сами осуществлять расчеты, но, как правило, поручают инкассацию документов или получение акцепта импортеров своим корреспондентам в соответствующих странах. Выступая в роли инкассирующих и представляющих банков, белорусские уполномоченные банки выполняют инкассовые поручения банков-нерезидентов по получению платежей за импортируемые белорусскими субъектами хозяйствования товары, работы и услуги (импортное инкассо).

Получив документы по инкассо, инкассирующий уполномоченный банк сначала проверяет их соответствие перечню, содержащемуся в инкассовом поручении, а затем, если он одновременно является и представляющим банком, уведомляет о получении документов плательщика. Для этого он должен не позднее второго рабочего дня, следующего за днем получения документов, направить соответствующее извещение плательщику (или экземпляр инкассового поручения) с приложенными к нему копиями документов. Если на плательщика выставлена тратта, ему для акцепта выдается оригинал векселя. В случаях, когда по каким-либо причинам банк не может выполнить инструкции, содержащиеся в инкассовом поручении, он должен в течение двух рабочих дней сообщить об этом банку-ремитенту и запросить у него соответствующие указания. Если таких указаний не будет получено, документы могут быть возвращены банку-ремитенту в течение 60 дней, считая от даты извещения.

Инкассирующий банк может сделать представление документов плательщику как непосредственно, так и через другой банк – представляющий. Выступая в роли представляющего банка, уполномоченный банк должен:

· если полученные документы подлежат оплате (акцепту) по предъявлению – представить их к платежу (акцепту) не позднее второго рабочего дня, следующего за днем поступления документов;

· если полученные документы подлежат оплате (акцепту) в порядке ином, чем по предъявлению – представить их к платежу (акцепту) не позднее чем в день наступления соответствующего срока платежа;

· если срок платежа (акцепта) документов не указан – представить их к платежу не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения банком документов;

· если инкассовое поручение содержит инструкцию о выдаче документов без оплаты – выдать документы плательщику не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения.

Представляющий банк контролирует своевременность осуществления плательщиком платежа или акцепта по инкассовым поручениям. В необходимых случаях он направляет плательщику письмо с напоминанием о том, что следует принять решение о платеже или акцепте инкассированных документов. По инкассо с установленным сроком платежа (акцепта) письмо направляется не позднее следующего рабочего дня по истечении этого срока, по инкассо со сроком по предъявлению или без указания срока – не позднее следующего рабочего дня после получения запроса банка-ремитента о судьбе инкассо (если запрос не последовал – не позднее чем через 30 дней после получения документов).

Если плательщик отказывается оплатить (акцептовать) документы, он обязан представить в банк мотивированное уведомление (и возвратить тратты, выданные ему для акцепта). В свою очередь представляющий банк не позднее следующего рабочего дня после получения отказа направляет извещение о неплатеже (неакцепте) банку-ремитенту с изложением причин и запрашивает у него указания, как распорядиться документами, если такие инструкции не содержались в инкассовом поручении.

Для оплаты инкассового поручения плательщик должен представить в уполномоченный банк поручение на перевод средств по установленной форме. По операциям в форме документарного инкассо представляющий банк может принять частичные платежи, но только в том случае, если в инкассовом поручении содержатся специальные полномочия на это.

 

4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.

Для осуществления платежей юридических и физических лиц используется также такая форма международных расчетов, как банковский перевод. Банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковские переводы могут осуществляться с использованием платежных поручений, банковских чеков или других расчетных документов.

Платежное поручение банка-плательщика своему банку-корреспонденту содержит указание о выплате определенной суммы бенефициару по просьбе и за счет перевододателя (отправителя средств). В нем может содержаться условие, обязывающее банк-корреспондент выплатить бенефициару причитающиеся ему средства только после представления бенефициаром указанных коммерческих или финансовых документов (в этом случае перевод будет документарным). Банковский чек, используемый при осуществлении переводной операции, выписывается банком по заявлению перевододателя. Выписанный банковский чек может быть отправлен либо самим перевододателем бенефициару, либо банком перевододателя бенефициару или его банку. Порядок перевода валютного покрытия по чеку определяется договоренностью между банками.

Банковские переводы из-за границы. К таким операциям согласно действующему в республике законодательству относятся переводы средств юридических и физических лиц1 (резидентов и нерезидентов, как по счетам, так и без открытия счета.) банками-нерезидентами, а также переводы средств самих банков-нерезидентов в белорусские уполномоченные банки для зачисления на счет или выдачи переводополучателям, в качестве которых могут выступать и резиденты, и нерезиденты (кроме банков).

Уполномоченные банки выполняют операции по выплате средств в пользу переводополучателей только в случае возмещения им банками-нерезидентами выплачиваемых сумм. Возмещение может производиться либо путем зачисления суммы перевода на счет уполномоченного банка в банке-нерезиденте (банке перевододателя или третьем банке), либо путем предоставления уполномоченному банку права списать сумму перевода с корреспондентского счета банка перевододателя, открытого в этом уполномоченном банке.

Банковские переводы за границу. К этим операциям относятся:

· переводы уполномоченными банками средств резидентов и нерезидентов (кроме банков) переводополучателям (и резидентам, и нерезидентам) в банки-нерезиденты;

· переводы уполномоченными банками средств нерезидентов (кроме банков) и резидентов банкам-нерезидентам, являющимся переводополучателями, на счета, открытые ими в уполномоченных банках;

· переводы средств самих уполномоченных банков, являющихся перевододателями, на счета резидентов (кроме банков) и нерезидентов, открытые в банках-нерезидентах.

Перевод за границу уполномоченными банками национальной и иностранной валюты по поручению юридических лиц может осуществляться только в случаях, если цель перечисления средств не противоречит законодательству Республики Беларусь:

при оплате стоимости товаров, работ или услуг на основании коммерческих или финансовых документов;

при применении предоплаты и авансовых платежей, предусмотренных условиями внешнеэкономических контрактов; при погашении задолженности, образовавшейся в результате перерасчетов по экспортно-импортным операциям, и т.д.

Перевод иностранной валюты производится банком на основании поручения на перевод, которое клиент может представить в банк в течение 10 дней со дня его выписки (не считая дня выписки). Перевод за границу национальной валюты осуществляется на основании платежного поручения, которое оформляется перевододателем в соответствии с требованиями действующего Положения о безналичных расчетах. При приеме платежных документов работник банка проверяет правильность их заполнения, наличие необходимых средств на счете клиента и обоснованность совершения перевода. Для исполнения принятого от клиента поручения на перевод уполномоченным банком в тот же день составляется и отправляется платежное поручение банку-нерезиденту.

 

Глава 5. НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.