Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валютная система и ее элементы 1 страница




Денежная система Республики Беларусь

Республика Беларусь – суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.

Реальная жизнь складывалась таким образом, что бывшее единое рублевое пространство постепенно разрушалось, а Республика Беларусь отторгалась от рублевой зоны.

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Да и выручку, полученную, например, от реализации продукции предприятиям Украины, стало невозможным использовать для платежей в России. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т.п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей.

Недолго оставалась единой и система обращения наличных денег. Каждая республика стала искать способы защиты своего внутреннего рынка от проникновения законных платежных средств (рубля) из других республик. Начали в дополнение к денежным знакам выпускаться талоны, купоны, карточки и вводиться другие ограничения функционирования денег. В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский» и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.

Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991–1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и. покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально-экономическим отношениям в республике.

Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятие из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

В мае 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществляться в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. Упростился денежный учет и работа с наличными деньгами. Однако высокий уровень инфляции еще раз в 1999 году обусловил необходимость деноминации белорусского рубля. В результате последней с 1 января 2000 года все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены еще в 1000 раз.

Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Достоинство (номинал), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля также определяет Национальный банк Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

В целях обеспечения единства в организации оборота наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и устанавливает:

· порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

· правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

· правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

· правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Проблемы денежной системы Беларуси осуществленными мероприятиями полностью не решены. Необходима последовательная отработка всех ее элементов. Главным остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

Денежные отношения между странами связанные с оплатой получаемых товаров и услуг составляют содержание валютных отношений. Государственно-правовая форма организации международных валютных (денежных) отношений государств представляет собой валютную систему.

Главная задача валютной системы – эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено характером валютной системы и действенностью функционирования ее институтов.

Различаются национальная, международная(региональная) и мировая валютные системы.

На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений и закрепляется ее законодательством. Ее особенности определяются степенью развития экономики и внешнеэкономических связей государства.

Национальная валютная система состоит из следующих элементов:

· национальной валюты;

· условий обратимости национальной валюты;

· паритета национальной валюты;

· режима курса национальной валюты;

· наличия или отсутствия валютных ограничений в стране;

· национального регулирования международной валютной ликвидности страны;

· регламентации использования международных кредитных средств обращения;

· регламентации международных расчетов страны;

· режима национального валютного рынка и рынка золота;

· национальных органов, обслуживающих и регулирующих валютные отношения страны.

Будучи составной частью национальной денежной системы, валютная система непосредственно связана с типом денежной системы и во многом определяется ею. Однако взаимодействие и взаимозависимость этих сфер не означает их тождества. Валютная система является особенной частью денежной системы и выходит за национальные границы. Валютная система – это механизм, связывающий отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Она призвана создавать благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между странами. Регулирование национальных валютных систем осуществляется путем сочетания интересов различных государств и их группировок и компромиссов между ними.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового хозяйства и закрепленная межгосударственными соглашениями. Она включает следующие элементы:

· резервные валюты;

· условия взаимной обратимости валют;

· унифицированный режим валютных приоритетов;

· регламентацию режимов курсов валют;

· межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

· унификацию правил использования кредитных средств обращения;

· унификацию основных форм международных расчетов;

· режим мировых валютных рынков и рынков золота;

· международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

Конкретные формы международной валютной системы определяются развитием производства, международных связей, национальных денежных систем, расстановкой сил но мировой арене и интересами ведущих стран. Поэтому с развитием производства и изменением национальных денежных систем и соотношения сил в мире меняются и формы международных валютных отношений и типы валютных систем.

Начиная от золотого стандарта, ставшего первой организационной формой валютной системы, эволюция международной валютной системы в специфической форме повторяет трансформацию внутреннего денежного обращения. В результате мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. и отменой золотого стандарта международная валютная система распалась на ряд отдельных валютных блоков, представляющих группировки стран, использующих в качестве международного платежного средства валюту страны, возглавляющей блок, по отношению к которой они должны поддерживать курс своей валюты на определенном уровне. Валютные блоки складывались фактически на основе политической, экономической и финансовой зависимости более слабых стран от возглавляющей блок экономически более сильной державы.

Основные валютные блоки – стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.) – возникли после отмены золотого стандарта Великобритании и США в период обострения валютной войны между ними.

Распад мировой валютной системы на ряд самостоятельных валютных блоков, потеря прямой связи валют с золотом, их крайняя неустойчивость чрезвычайно отрицательно сказались на развитии внешнеэкономических связей. Объем мировой торговли сократился в течение 30-х гг. почти в два раза. Валютная сфера стала ареной острейших межгосударственных противоречий, соперничества и борьбы. Однако сложившаяся ситуация оставалась практически без изменений до второй мировой войны. Вторая мировая война привела к углублению кризиса генуэзской валютной системы. Поэтому возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенном мире. И в 1944 г. было заключено Бреттон-Вудское соглашение, которое положило начало формированию так называемой Бреттон-Вудской валютной системы.

Создание Бреттон-Вудской международной валютной системы было подготовлено всем ходом предшествующего развития рыночной экономики и отражало потребности производства и обмена в послевоенный период. Однако эта система создавала односторонние преимущества и выгоды для США, так как обеспечила доллару США статус всеобщего платежного средства и резервной валюты. Доллар стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Функционирование Бреттон-Вудской валютной системы могло основываться на зависимости всего несоциалистического мира от США. Как только индустриальные страны восстановили разрушенный войной потенциал и Западная Европа и Япония превратились в конкурентов США, произошел крах Бреттон-Вудской системы.

В результате кризиса Бреттон-Вудской системы прекращен размен долларов на золото; отменена официальная цена золота; режим фиксированных валютных курсов сменился плавающими курсами.

На смену Бреттон-Вудской валютной системе пришла новая мировая валютная система – Ямайская, возникновение которой было определено структурными изменениями в мировой системе хозяйства и формированием трех центров экономического соперничества.

Основы устройства этой системы, принятой соглашением стран-членов МВФ в 1976 г. на Ямайке, сводятся к следующему:

1) юридически оформлена демонетизация золота; отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов между МВФ и его членами, проведена частичная реализация золотого запаса МВФ;

2) основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР. На их базе страны-члены МВФ должны определять паритеты своих валют. На смену золотодевизному стандарту пришел стандарт СДР;

3) в отношении валютных курсов предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР, с тем, чтобы в дальнейшем мог быть осуществлен всеобщий переход к режиму паритетных курсов национальных валют к СДР с определенными пределами отклонения от паритета;

4) усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ.

В рамках мировой валютной системы на региональном уровне с 1979 г. функционирует Европейская валютная система, призванная оградить «Общий рынок» от экспансии доллара и основанная на использовании «европейской валютной единицы» ЭКЮ, курс которой определяется средневзвешенной корзиной валют стран ЕЭС.

Страны-члены ЕЭС все более полно координировали свои действия в валютно-финансовой области. И с 2000 г. в безналичном, а с 1 января 2002 г. и в наличном обороте вместо национальных денежных единиц появилась новая европейская денежная единица – ЕВРО.

В современных условиях значение сферы международных валютно-финансовых отношений в мировой экономике и политике возрастает, что естественным образом связано с растущей интернационализацией производства и обращения. Это, в свою очередь, определяет усиление государственного и межгосударственного вмешательства в сферу международных валютно-финансовых отношений. В этой связи возникает понятие валютной политики, которая выражается в осуществлении государственными или межгосударственными органами определенной совокупности мер в сфере международных валютных отношений, имеющих целью проведение в жизнь принятых правительствами политических и экономических программных установок.

В валютной политике выделяют два аспекта. Одним из них является повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного и золотого рынка. Текущая валютная политика на национальном уровне осуществляется министерством финансов, центральным банком, органами валютного контроля, а на международном уровне координируется специализированными межгосударственными валютно-кредитными организациями. Основными формами такой политики служат: дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной ставкой центрального банка, которое, наряду с другими средствами, должно регулировать величину денежной массы, объем совокупного спроса, уровень цен в стране, а также прилив из-за границы и отлив краткосрочных капиталов; девизная политика, осуществляемая преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты, что влияет на курс национальной денежной единицы; продажа или покупка золота с целью оказания желательного воздействия на конъюнктуру рынка золота; изменение режима обратимости валют; ужесточение или ослабление валютных ограничений; диверсификация валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов; получение или предоставление кредитов и субсидий, используемых для компенсации возникающих разрывов в международных платежах.

Другой аспект валютной политики – это осуществление долгосрочных структурных изменений в международном валютном механизме, что реализуется посредством участия стран в межгосударственных переговорах и соглашениях.

Валютная система оказывает влияние на состояние национальной экономики через каналы платежного баланса, валютных курсов и движения капитала.

Платежный баланс баланс международных операций в форме соотношения поступлений и платежей, систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и государством) и остальным миром в течении определенного периода времени. Он представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. Балансовые таблицы готовятся в соответствии с международными требованиями к составлению платежного баланса, подготовленными Международным валютным фондом. По экономическому содержанию различаются платежный баланс на определенную дату и за определенный период. Состояние платежного баланса определяет спрос и предложение национальной и иностранной валюты в данный период и является одним из факторов формирования валютного курса.

Платежный баланс имеет следующие разделы:

1. Текущий счет (счет текущих операций), он формируется как сумма балансов товаров (экспорт-импорт), услуг, доходов и текущих трансфертов;

2. Капитальный и финансовый счет (счет операций с капиталом и финансовый счет), он включает в себя капитальные трансферты, прямые инвестиции и другие инвестиции. Другие инвестиции включают совокупность таких данных, как дебиторская и кредиторская задолженность, коммерческое кредитование по бартеру и клирингу (коммерческие кредиты), поступление иностранных ссуд и погашение основного долга (средний и долгосрочный капитал), движение средств на счетах предприятий, за рубежом, изменения требований и обязательств банковского сектора (краткосрочный капитал) и резервные активы;

3. Статистические расхождения. В платежном балансе сальдо капитального и финансового счета не совпадает со счетом текущих операций по абсолютным величинам, что обусловлено обычно получением информации из различных источников. Для балансировки специально и предусмотрена статья «статистические расхождения»;

4. Общий баланс. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное – если платежи превышают поступления.

Содержание платежного баланса Республики Беларусь представлено в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1 – Платежный баланс Республики Беларусь за 2005 год

Статьи 2005 год
I квартал II квартал III квартал IV квартал всего
I. Счет текущих операций 706,1 149,2 -77,2 -309,0 469,1
1. Товары и услуги, сальдо 676,2 107,3 -164,1 -323,0 296,4
экспорт 3 951,9 4 427,3 4 796,5 4 980,3 18 156,0
импорт -3 275,7 -4 320,0 -4 960,6 -5 303,3 -17 859,6
1.1. Товары, сальдо 451,5 -106,8 -301,9 -570,1 -527,3
экспорт (в ценах ФОБ) 3 505,3 3 899,3 4 264,6 4 426,1 16 095,3
импорт (в ценах ФОБ) -3 053,8 -4 006,1 -4 566,5 -4 996,2 -16 622,6
1.2. Услуги, сальдо 224,7 214,1 137,8 247,1 823,7
экспорт 446,6 528,0 531,9 554,2 2 060,7
импорт -221,9 -313,9 -394,1 -307,1 -1 237,0
2. Доходы, сальдо -21,4 10,6 52,2 -25,6 15,8
кредит (во внутреннюю экономику) 35,4 61,7 91,4 55,0 243,5
дебет (за границу) -56,8 -51,1 -39,2 -80,6 -227,7
3. Текущие трансферты, сальдо 51,3 31,3 34,7 39,6 156,9
кредит (во внутреннюю экономику) 83,2 59,4 65,9 71,5 280,0
дебет (за границу) -31,9 -28,1 -31,2 -31,9 -123,1
II. Счет операций с капиталом и финансовых операций -548,0 -10,4 65,6 702,2 209,4
1. Счет операций с капиталом 14,5 3,1 6,2 17,3 41,1
кредит (во внутреннюю экономику) 34,5 28,2 32,9 39,8 135,4
дебет (за границу) -20,0 -25,1 -26,7 -22,5 -94,3
2. Финансовый счет -562,5 -13,5 59,4 684,9 168,3
2.1. Прямые инвестиции 11,7 57,7 93,6 139,5 302,5
активы (за границу) -0,1 0,8   -3,2 -2,5
обязательства (во внутреннюю экономику) 11,8 56,9 93,6 142,7 305,0
2.2. Портфельные инвестиции -8,2 -15,6 -7,8 -9,9 -41,5
активы (за границу) -0,7 0,4 -5,1 2,5 -2,9
обязательства (во внутреннюю экономику) -7,5 -16,0 -2,7 -12,4 -38,6
2.3. Производные финансовые инструменты 0,2   -0,5   -0,3
активы 2,0   -0,1   1,9
обязательства -1,8   -0,4   -2,2

Продолжение табл. 6.1

Статьи 2005 год
I квартал II квартал III квартал IV квартал всего
2.4. Другие инвестиции -566,2 -55,6 -25,9 555,3 -92,4
активы (за границу) -204,2 -190,6 -174,8 107,8 -461,8
обязательства (во внутреннюю экономику) -362,0 135,0 148,9 447,5 369,4
2.4.1. Коммерческие (торговые) кредиты -432,5 11,2 22,0 46,8 -352,5
активы -224,6 -54,8 -7,2 1,8 -284,8
обязательства -207,9 66,0 29,2 45,0 -67,7
2.4.2. Средний и долгосрочный капитал -101,6 -4,2 -6,8 196,5 83,9
активы -29,6 -0,1 -0,2 25,4 -4,5
обязательства -72,0 -4,1 -6,6 171,1 88,4
2.4.3. Краткосрочный капитал -32,1 -62,6 -41,1 312,0 176,2
активы 50,0 -135,7 -167,4 80,6 -172,5
обязательства -82,1 73,1 126,3 231,4 348,7
III. Статистические расхождения 80,3 6,4 64,2 -290,2 -139,3
IV. Общий баланс 238,4 145,2 52,6 103,0 539,2
V. Финансирование -238,4 -145,2 -52,6 -103,0 -539,2
изменение резервных активов* -238,4 -145,2 -52,6 -103,0 -539,2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.