КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Окружающая среда и ее факторы
Составление перечня экологических проблем региона
Цель работы. Данная работа предназначена для проведения первого практического занятия по дисциплине «экология» у студентов геологических и инженерных специальностей, приступающих к изучению соответствующего курса. Выполнение работы настраивает студентов на определенные цели в ходе дальнейшей подготовки по указанной и смежным дисциплинам, а также позволяет преподавателю получить обобщенное представление об уровне исходной подготовки группы по экологической проблематике. Время проведения 2 часа (1 пара). Задание. В соответствии с образовательным стандартом соответствующих специальностей специалист с высшим образованием должен уметь выявлять экологические проблемы, выяснять причины их возникновения, иметь представление о путях решения экологических проблем. Поэтому перед студентами ставятся задачи: – найти (вспомнить) несколько (5) экологических проблем на примере региона в целом (Российская Федерация, субъект федерации), своего населенного пункта, своей улицы; – проанализировать причины их возникновения; – предложить план решения каждой из этих проблем, в том числе определить, что необходимо сделать в организационном плане, какое провести технологическое мероприятие, кто (какая ответственная организация) и что должен сделать конкретно. В начале занятия пример одной из проблем и ее описания по предложенному алгоритму должен озвучить преподаватель. Соответствующие формулировки записать в тетрадях для практики, выделяя разделы «формулировка экологической проблемы», «причины их возникновения», «пути решения и ответственные лица». В завершение работы рекомендуется публичное обсуждение предложенных студентами решений.
Практическое занятие №2* Задание 1. Тема: «Среды жизни». Заполняя таблицу,охарактеризуйте четыре основные среды жизни организмов. Используйте следующие градации уровня выраженности показателей: 0 – отсутствует; + – низкий уровень; ++ – средний уровень; +++ – высокий уровень. _____________________ *практические занятия №№ 2; 3.3-3.5; 4; 5; 7; 8 разработаны Голеусовым П.В. [11]
Охарактеризуйте требования сред жизни к строению и жизнедеятельности организмов:
Задание 2. Тема: «Классификация экологических факторов». В таблице представлена классификация экологических факторов. Приведите примеры факторов среды, окружающей любой вид организма (муравья в городском парке и т. д.). При этом антропогенные факторы можно так же, как и природные, классифицировать на абиотические и биотические.
Какие из приведенных Вами факторов можно назвать факторами-условиями, а какие – факторами-ресурсами?
Задание 3. Тема: «Действие экологических факторов». Какой из приведенных факторов можно считать лимитирующим (ограничивающим) для организмов в определенных условиях: а) для травянистых растений в густом лесу: влага, свет, плодородие почвы, рН среды; б) для темноокрашенных насекомых на меловом субстрате: наличие пищи, температура, влажность, рН среды; в) для травянистых растений в горах на высоте более 6 км: влага, свет, температура, плодородие субстрата, концентрация углекислого газа; г) для дождевых червей в песчаных субстратах: температура, влажность, содержание гумуса; д) для рыб, зимующих в замерзающих водоемах: температура, наличие пищи, содержание кислорода в воде.
С позиции закона лимитирующего фактора обоснуйте необходимость введения экологических нормативов – предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия излучений.
Какие факторы, на Ваш взгляд, могут компенсировать неблагоприятное действие: а) низких температур на зимующих птиц; б) высоких температур на животных пустыни; в) отсутствия дождей на растения; г) низкого содержания натрия в кормах на травоядных животных?
Задание 4. Тема: «Экологическая толерантность видов». В табл. 2.3.1 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН). Таблица 2.3.1
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |