Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация. Важное значение в жизни и деятельности человека имеют его желания, потребности, интересы, мотивы, то есть мотивация




Важное значение в жизни и деятельности человека имеют его желания, потребности, интересы, мотивы, то есть мотивация.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность.

Выделяют три класса мотивации:

1. потребности человека – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития;

2. инстинкты – совокупность врожденных компонентов поведения и психики человека;

3. мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивационную сферу человека характеризуют следующие параметры: широта, гибкость и иерархизированность.

Широта мотивационной сферы описывает качественное разнообразие ее факторов, диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы проявляется в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Иерархизированность мотивационной сферы – характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются чаще.

На фундаменте мотивационно-потребностной сферы личности формируются жизненные цели личности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели личности.

В субъективных целях личности отражается объективное содержание социальных процессов, участником и «носителем» которых она является. При этом с той позиции, которую она в них занимает.

Цель человека – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и разнообразные эмоции.

В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею «концепция собственного будущего». Важнейшей «составной частью» концепции собственного будущего являются идеалы, в которых воплощаются человеческие ценности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности называется интересом. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Существенным мотивом поведения являются убеждения. Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов человеком по их значимости. Система ценностных ориентаций личности образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Мотивы поступков связаны с удовлетворением потребностей человека.

Виды потребностей:

1) духовные потребности;

2) социальные потребности;

3) материальные потребности;

4) органические потребности.

Пирамида потребностей А. Маслоу:

1) потребность в самоактуализации;

2) эстетические потребности;

3) познавательные потребности;

4) потребность уважения

5) потребность в принадлежности и любви;

6) потребность в безопасности;

7) физиологические потребности.

Самая главная потребность человека – стремление к самоактуализации, самореализации своих способностей, желаний, стремлений. Общество, с одной стороны, помогает человеку самоактуализироваться, но с другой стороны, препятствует этому процессу. А. Маслоу считает, что социум стремится сделать человека шаблонным представителем среды, отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, делает ее конформной. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между идентификацией и отчуждением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.