Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура деятельности. Деятельность, порождаясь потребностью, как источником активности, направляется сознаваемой целью




Деятельность, порождаясь потребностью, как источником активности, направляется сознаваемой целью. В процессе постоянного взаимодействия с обществом активность личности не только проявляется, но и формируется, развивается, приобретая определенную направленность в зависимости от условий и содержания деятельности и степени включенности в эту деятельность субъекта. Личность активна там, где речь идет об удовлетворении ее потребностей, мотивов, желаний.

Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты: этап постановки цели; этап планирования работы, выбор рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности; этап проверки результатов, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов и запланированными; подведение итогов работы.

Действиями называют отдельные акты деятельности, ее составную часть; это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Различают действия практические и умственные.

Каждое действие имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции, психические акты и конечный результат. Рабочие (практические) действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающиеся.

Ориентировочные действия - это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Они бывают двух видов: практические и теоретические. Теоретическиеориентировочные действия имеют целью получения необходимой информации, отвечающей на следующие вопросы: что делать? как? каким образом? посредством чего? На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности. Практическиеориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. Исполнительские действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результату.

Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане деятельности. Они делятся на перцептивные (посредством которых формируется целостный образ восприятия предметов или явлений); мнемические (входят в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала); мыслительные (при помощи которых происходит решение мыслительных задач); имажитивные (деятельность воображения в процессе творчества).

Действия по степени включенности в них эмоционально-волевых компонентов разделяют на волевые и импульсивные.

Движения человека являются собственно способом осуществления действия, направленного на разрешение определенной задачи. Различают движения непроизвольные и произвольные.

Основные свойства движений: 1) скорость; 2) сила; 3) темп (количество движений за определенные промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4) ритм (временной, пространственный и силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость.

Основные виды движений (по С. Л. Рубинштейну):

1) движения позы; 2) локомоции (движения, связанные с передвижением); 3) выразительные движения (мимика и пантомимика); 4) семантические движения (носители определенного значения); 5) речь (как моторная функция в ее динамическом аспекте; 6) рабочие движения.

Интериоризация в деятельности - процесс перехода от внешнего, реального действия к внутреннему, идеальному. Термин введен французской социологической школой для обозначения переноса общественных представлений в сознание отдельного человека. Интериоризация происходит вместе с формированием речи. Этот процесс происходит в ходе онтогенетического развития ребенка, между 5 и 11-12 годами (это было подтверждено в опытах А. Н. Леонтьева).

Экстериоризация в деятельности - переход внутренних действий и операций во внешние. Это не только объективизация, опредмечивание, но и воплощение замыслов, реализация планов и программ построения новых объектов.

Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.