КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Освоение деятельности
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Изменения структуры действия, которые становятся возможными благодаря такой частичной его автоматизации, сводятся к следующему. 1. Изменяются приемы исполнения движений. Ряд частных движений, которые до того совершались изолированно, сливаются в единый акт. Устраняются лишние и ненужные движения. Появляется совмещение, то есть одновременное выполнение движений обеими руками (ногами). Ускоряется темп выполнения движений. 2. Изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим). Вырабатываются специальные сенсорные синтезы, которые позволяют оценивать соотношение различных величин, определяющих характер движений. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия. 3. Изменяются приемы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий. Формируется постоянно действующий механизм предвидения общего результата действия. Предварение сознанием целой цепи или серии приемов, которые следует использовать, называется антиципацией. Характер взаимодействия навыков может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: 1) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; 2) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнений второго навыка (один из которых служит средством лучшего усвоения другого); 3) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: 1) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка; 2) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру другого навыка; 3) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке; 4) когда начало и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает. Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Они обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности. Типы умений: двигательные, познавательные, теоретические и практические.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое деятельность? 2. Какая структура деятельности? 3. Как происходит развитие деятельности? 4. Какие основные виды деятельности вы знаете? Раздел 3. Психология личности
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |