Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды внимания




1. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Непроизвольное внимание называют также пассивным, так как отсутствуют волевые усилия со стороны человека, направленные на объект. Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция.

Факторы, влияющие на возникновение и поддержание непроизвольного внимания:

1 группа - причины, относящиеся к особенностям самого раздражителя:

· степень интенсивности раздражителя;

· контраст между раздражителями;

· новизна или необычность раздражителя;

· пространственные изменения или движение источника по отношению к положению органов чувств.

2 группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

3 группа причин привлечения и поддержания непроизвольного внимания - чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью.

4 группа причин - влияние прошлого опыта; ожидание определенных впечатлений; общая направленность личности, ее интересы.

2. Произвольное (или преднамеренное ) внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели. Это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, целенаправленная психическая деятельность. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Направленность и концентрация внимания зависят не от особенностей самих предметов или воздействий, а от поставленной намеченной задачи, цели. Произвольное внимание социально по своей природе и опосредованно по структуре.

Воспитывать произвольное внимание необходимо, опираясь на непроизвольное. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. Сохранение устойчивости произвольного внимания зависит от ряда условий:

· Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.

· Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности.

· Устойчивость интересов.

· Привычные условия работы.

· Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей.

3. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, это проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Например, студент сначала заставляет себя сесть за стол и изучать учебное пособие, но потом у него возникает интерес к содержанию материала, т.е. возникает послепроизвольное внимание.

К видам внимания относят также: чувственное и интеллектуальное, внутреннее и внешнее, групповое и индивидуальное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.