Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода от сценария




Разрушение этих паттернов при осуществлении контроля Взрослого над своим поведением;

Выявление своих паттернов сценария, т.е. осознание их;

Ломка паттернов сценарного процесса

Если вы неудовлетворены своим сценарным процессом, то можете выйти из него. В трансактном анализе эта цель достигаетсялегче всего.

Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют следующие этапы в работе по разрушению собственных паттернов сценария:

Для этого авторы предлагают просмотреть приведенные выше описания различных типов сценарного процесса и выбрать тот паттерн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Затем следует ответить самому себе на вопрос: Чувствуете ли вы себя уютно, когда поступаете в соответствии с этим паттерном или паттернами? Если нет, то необходимо перейти к следующему этапу (4).

Выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным процессом. Начните их осуществлять немедленно, выполняя в день по одному пункту. Работайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями (4).

Например, если вашим основным паттерном является сценарий “Пока не”, сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения этой работы. Для человека со сценарием “После” выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Для слома паттерна “Никогда” решите, что вы действительно хотите. Для этого составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов (4, с. 164-165).

Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу последующего выхода из своей старой сценарной темы (4, с. 165).

Э. Берн считал, что всякий индивид в некоторой степени “запрограммирован” с раннего детства. Но вот насколько человек следует своему сценарию, как крепко с ним связан, зависит от личности индивида. Э. Берн писал: “Ключевую роль играют дозволения. Чем больше их у индивида, тем в меньшей мере он связан сценарием. И наоборот, чем жестче зафиксированы указания сценария, тем меньше шансов преодолеть его ограничения” (1, с.275).

Для определения соотношения количества свободных и зависимых людей от сценария Э. Берн предлагал весь род людской изобразить в виде линии, на одном конце которой располагаются те, кто обрел автономию тем или иным образом; на другом – те, кто прочно привязан, к имеющемуся сценарию, в промежутке – остальные, чье положение зависит от перемены их воззрений и от конкретной ситуации.

Я. Стюарт и В. Джойнс утверждают, что “никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет” (4, с. 289).

Итак, у каждого человека есть сценарий. Другой вопрос: Какой это сценарий – позитивный или негативный? Способен ли человек выйти из рамок своего сценарного поведения и поступить иначе? Насколько гибки сценарные рамки?

Самое главное для нас – понять, что любой сценарий можно изменить.

Осознав свой сценарий, я могу обнаружить те области, в которых принял проигрышные решения и переделать их на выигрышные. Осознание собственного сценария предоставляет возможность для изменений в настоящем, т.к. нет ничего, что является чем-то раз и навсегда неизменным в будущем.

Э. Берн проводит мысль, что не нужно полностью отвергать свой сценарий, нужно лишь уметь свободно выходить из него. Он пишет: “Я подчиняюсь долгой и славной традиции предков, переданной мне родителями. Мне кажется, что эта музыка получше той, которую удалось бы сочинить самому. Конечно, я знаю области, где импровизация мне удалась бы. Возможно, я отношусь к тем немногим свободным счастливцам, кто может вести свою тему. В таком случае меня можно считать храбрым импровизатором…” (1, с. 390).

Почему концепция сценария жизни играет важную роль в теории ТА? На этот вопрос Я. Стюарт и В. Джойнс отвечают следующим образом: “Сценарий дает нам возможность понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Особенно нам необходимо знать об этом при исследовании способов поведения, которое на первый взгляд кажется болезненным или самоуничижительным. Почему мы продолжаем делать то, что приносит нам неприятные чувства? На это теория сценария дает следующий ответ: для усиления и укрепления нашего сценария. Когда мы в сценарии, то навязчиво придерживаемся детских решений. Для нас, как младенцев, эти решения представляли собой наилучший способ, чтобы выжить и удовлетворить свои потребности. Будучи взрослыми, мы продолжаем верить этому в эго-состоянии нашего Ребенка. Поэтому мы стремимся организовать мир таким образом, чтобы он оправдал наши ранние решения” (4, с. 122).

“Когда мы в сценарии, - продолжают Я. Стюарт и В. Джойнс, - мы пытаемся решить наши взрослые проблемы, проигрывая младенческие стратегии, которые неизбежно приводят к тем же результатам, что и в детстве. Испытывая неприятные чувства, мы говорим себе в нашем эго-состоянии Ребенка: “Мир такой же, как и раньше”. И каждый раз, когда мы подтверждаем подобным образом наши сценарные убеждения, то на один шаг приближаемся к нашему сценарному финалу. Например, ребенком я мог решить следующее: “Со мной что-то не так. Люди отвергают меня. Я умру в печали и одиночестве”. Став взрослым, я могу осуществлять этот план жизни, делая так, чтобы меня отвергали снова и снова. С каждым отвержением я получаю еще одно подтверждение того, что мой финал – одинокая смерть” (4, с. 122).

Таким образом, человеку необходимо понимание своего сценария для того, чтобы осознать свои детские убеждения, исходя из которых, он строит свое поведение и взаимодействует с другими людьми. Пока человек находится в сценарии, его действиями управляет Ребенок и он не в состоянии использовать потенциал своего Взрослого для решения жизненных проблем.

4. Обретение автономности

Согласно трансактному анализу, существует единственный путь освобождения от сценария – это обретение автономности. Э. Берн не дает точного определения автономности, кроме того, что автономность “характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности” (1).

Осознание “способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившейся младенец” (4, с. 282). “В процессе развития большинство из нас, - пишут Я. Стюарт и В. Джойнс, - систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, “Вы присутствуете на концерте. Во время игры музыкантов Вы можете внутренне проигрывать такой монолог: Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы…”. Если Вы позволите себе осознать, что происходит, то выключите этот внутренний голос, и будете слушать только музыку и получать от нее наслаждение” (4, с. 282). В другом переводе Э. Берна (Минск, 2002) данное качество звучит, как “присутствие в настоящем”.

Спонтанность (или самопроизвольность) “это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения” (стр. 282), способность самому определять, чьи чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать в данный момент и как именно их выражать. “Самопроизвольность, - пишет Э. Берн, - есть свобода от навязываемых игр и запрограммированных чувств” (1, с. 174).

Интимность (или близость) “открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком” (4, с. 283). При этом отмечают авторы “Современного трансактного анализа”: “Высказываемые чувства должны быть аутентичными или подлинными” (4, с. 283).

Я. Стюарт и В. Джойнс в своей книге “Современный трансактный анализ” предлагают свое определение автономности. Автономность – это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность “здесь и теперь”, а не на сценарные убеждения (4, с. 283).

По мнению авторов, три качества автономности человека, предложенные Эриком Берном, проявляются в следующих способах взаимодействия автономного человека с внешней средой:

· Человек взаимодействует с другими людьми, как интегрированный Взрослый, что означает “обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния (включение характеристик позитивного Ребенка или позитивного Родителя)” (4)

· Человек активен, он направлен на эффективное разрешение возникшей проблемы. При этом способ решение проблемы может быть различным - это и выражение аутентичных чувств, и эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи (4).

Таким образом, при обретении автономности человек освобождается от своего сценарного поведения и становится способным выбирать различные способы решения возникшей проблемы, различные стратегии собственного поведения в зависимости от конкретной ситуации.

Я. Стюарт и В. Джойнс называют несколько путей обретения свободы от сценария:

1) Трагическое событие. Очень сильныепотрясения, такие, как война или запрещенная родителями любовь, могут принести с собой быстрое освобождение.

2) Психотерапия. Этот путь более длителен.

Итак, по мнению авторов, существует только два способа обретения свободы от сценария: внешние жизненные обстоятельства или помощь психотерапевта, самостоятельно же человек может изменить свое сценарное поведение только на противоположное ему, получив при этом псевдосвободу. Самостоятельно вырваться из заданной с детства и принятой на уровне личности программы человеку очень трудно. И если он, стремится перестать действовать согласно чужим (принятым как свои собственные убеждения) сценарным посланиям, то сможет только реализовать свой антисценарий (прямо противоположное поведение),демонстрируя свой негативизм.

Типичным примером этого может служить строптивый подросток или женщина, которая заявляет: “Чего я действительно не хочу, так это походить на свою мать”.

Э. Берн приводит следующий жизненный пример, иллюстрирующий поведение в рамках антисценария: “Разве мы не знаем случаев, когда мать просит сына: “Не пей, а тот пьет еще больше?” Когда она просит: “Мойся ежедневно”, он вообще перестает это делать. Мать требует: “Учись хорошо”, и сын бросает учебу. Выясняется, что, не слушаясь матери, он следует родительской программе так же точно, как если бы выполнял все материнские советы. Если свобода приносит поражение, значит она мнимая. Когда человек только переворачивает перфокарту на обратную сторону, он все равно следует программе” (1, с. 277).

Таким образом, если человек демонстрирует поведение, отличное от сценарного, то это не всегда означает, что он обрел автономность (свободу от сценария), возможно, он так и остался в рамках своего сценария, сумев только переделать направление своих сценарных указаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.