Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные паттерны, составляющие сценарный процесс




Сценарий, как процесс

Трансформация приказаний в сценарные решения

С одной стороны, ребенок, получив какое-либо родительское послание, не сможет проигнорировать его и “возьмет” себе (в любом случае послание дойдет до адресата). С другой стороны, родительские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом, какое именно решение будет принято на основе послания, зависит, прежде всего, от самого человека.

Один ребенок воспринимает приказание в том виде, в каком оно ему досталось, другой умело преобразует, смягчая его пагубное влияние. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: Предположим, что маленький мальчик получил от матери приказание “Не живи”. Возможно, он воспримет данное приказание буквально и покончит жизнь самоубийством. Причем самоубийство может быть явным или произойти “случайно”, в результате несчастного случая. Ребенок может принять решение сместить влияние приказания “Не живи”, убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой. Это убеждение может принять и такую форму: “Если я стану сумасшедшим, то мне не надо будет умирать”. Таким образом, сценарная расплата будет заключаться в необходимости сойти с ума” (4, с. 153).

У ребенка также всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Например, маленький мальчик, получивший приказание “Не будь мальчиком, будь девочкой”, может стать человеком, обладающим многими позитивными качествами, которые обычно считаются “женскими” – чувствительностью, привлекательностью, открытостью чувств (4, с. 153).

Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того, кто я – китаец, африканец или американец – я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания (4, с. 159).

· Сценарий “Пока не”. Если я проживаю свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: “Я не могу радоваться, пока не закончу работу”. Существуют многочисленные варианты этого сценария: “Жизнь начинается после сорока”; “Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать”; “В другой жизни мне воздастся по заслугам”. Этому сценарию соответствует миф о Геракле (4, с. 159).

· Сценарий “После”. Человек, выполняющий сценарий “После” следует девизам: “Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду заплатить за это”; “Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова”; “После женитьбы жизнь состоит из одних обязательств” (4, с. 160).

· Сценарий “Никогда”. Тема этого сценария заключается в следующем: “Я никогда не получаю того, что больше всего хочу” (4, с. 161). Судьба мифического героя Тантала является примером сценария “Никогда”. Он обречен на вечные муки от голода и жажды, потому что вода и ветвь с плодами все время проходят мимо его рта (4, с. 331)

· Сценарий “Всегда”. Человек, имеющий сценарий “Всегда”, задается вопросом: “Почему это всегда случается со мной?” Допустим, Марта следует паттерну “Всегда”. Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, спокойного и не очень общительного человека, которого она бросила, сказав своим друзьям, что хочет жить с более энергичным человеком. Однако, к удивлению друзей, она вскоре объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак длился недолго. Третий муж Марты – человек тихий, спокойный, и она уже начинает жаловаться на него своим друзьям (4, с. 161).

· Сценарий “Почти” (Э. Берн называет этот сценарий “Опять и опять”). Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий “Почти”, говорит: “В этот раз я почти достиг своего”. Фред берет у своего друга почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит: “Спасибо за книгу. Я ее прочитал всю, кроме последней главы”. Когда Фред моет машину, он это делает почти до конца, оставляя колеса грязными. Фред почти добился продвижения по службе. Хотя он и приблизился к креслу начальника, но не стал им (4, с. 162).

· Сценарий с открытым концом (открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии “Пока не” и “После” тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто часть театрального сценария была утеряна (4, с. 163). Э. Берн так определяет этот сценарий: “Это сценарий победителей. Примером его являются Филемон и Бавкида. Согласно легенде это – любящая пара, радушные и добрые люди. Чтобы наградить их за добрые дела, боги превратили их в лавровые деревья. Согласно этому сценарию старики, которые всегда выполняли указания Родителей, на закате жизни ведут “растительное” существование. Их жизнь похожа на тихий шелест листвы. Это судьба многих матерей, чьи дети выросли и уехали, и пенсионеров, которые проработали всю жизнь, никогда не нарушая режима и предписаний Родителей” (4, с. 332).

Существенную роль в преимущественном развитии какого-либо состояния играют трансакции, происходящие в прошлом. То, что сообщается Детским состоянием Эго родителей, называется запретами. Как правило, запреты формируются под влиянием жизненных обстоятельств, они обычно начинаются со слов «не надо». Роберт и Мэри Гулдинг выявили, что наибольшей разрушительной силой обладают запреты, начинающиеся со слов «не надо быть…», потому что в них завуалирован призыв к самоубийству.

По мнению Берна, в основе сценариев лежат непосредственные иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Сценарии создаются в ответ на базе родительского программирования, а также решений, принятых в ответ на родительское программирование. Характер сценария зависит также от культурной среды, из которой происходит данный человек. Большая часть сценариев усваивается до 6 лет. Сценарий содержится в Эго-состоянии Ребенок, плохо осознается, поэтому делает человека зависимым, несвободным. Время от времени люди начинают сомневаться в правильности своих сценариев, что может приводить к развитию личностных кризисов. Иногда людям удается выйти из них посредством удаления некоторых блокировок подлинной автономии и хорошо функционирующего Взрослого.

Когда ребенок занимает какую-либо жизненную позицию, он усваивает и способы ее защиты и стремится избежать влияний, которые могут ее поколебать. Социальные отношения взрослого человека соответствуют жизненной позиции, которую они выбрали в детском возрасте.

Матрица сценария – это диаграмма, облегчающая понимание развития сценариев людей, также она помогает понимать механизм передачи сценариев. Концепцию матрицы сценария разработал Стайнер. Берн предположил, что обычно родитель противоположного пола сообщает ребенку, что нужно делать, а родитель того же пола демонстрирует, как это следует делать. Стайнер добавил, что именно Ребенок в родителе дает ограничительные директивы, а Взрослый в родителе предоставляет ребенку модель или программу поведения. Психологические позиции, исходя из которых люди играют в игры и осуществляют жизненный сценарий, могут быть 4-х видов (по Харрису): «я не о’кей – ты о’кей», «я о’кей – ты не о’кей», «я не о’кей – ты не о’кей», «я о’кей – ты о’кей».

Часто то, что люди упорствуют в разыгрывании сценариев и играют в игры вместо того, чтобы получать удовольствие от автономии и интимности, объясняется определенными выгодами или расплатами, с которыми связаны сценарии и игры.

Расплатой Берн называл окончательный итог жизни или заключительную демонстрацию, знаменующую конец определенного плана жизни. Расплата также может быть текущей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.