Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования сценария




Когда ребенок рождается - он свободен, но это скоропроходит. Мать программирует основные мысли ребенка в первые два года. Эта программа образует начальный скелет сценария, “первичный протокол”, определяющий кем станет ребенок “молотом” или “наковальней”. В тот момент, когда мать произносит: “Дай, я тебе помогу!” или “Прекрати его уговаривать!”, ребенок уже составил мнение о себе самом и своем окружении, особенно о родителях. Это мнение обычно не меняется всю жизнь. Это мнение можно свести к следующим убеждениям: 1) “У меня все нормально” или “У меня не все нормально”; 2) “У тебя все нормально” или “У тебя не все нормально”. Отталкиваясь от этого, человек принимает некоторые решения, например: “Мир вокруг хорош, и я сделаю его еще лучше” или “Это ужасный мир, и, возможно, я убью кого-нибудь или себя” (1, с.231, 233 и 244).

В это время происходит выбор жизненной позиции из четырех возможных: Я“+” Ты “+”; Я “+” Ты “+”; Я “-” Ты “+”; Я “–” Ты “-”. Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что “любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций” (1, с. 233) Ребенок, который выбрал позицию Я “+” Ты “+”, скорее всего, выберет сценарий победителя.

Следующий этап в ходе сценария (с 2-х до 6 лет) – выбор сюжета с нужным развитием и ответа на вопрос: “Что бывает с такими, как я?” Придет время и ребенок узнает историю о ком-то “таком, как я”. Это может быть сказка матери, история, рассказанная бабушкой, или услышанный на улице рассказ о мальчике. Такая история может превратиться в сценарий, который он будет пытаться осуществить всю жизнь. (1, с. 242)

Но чаще всего жизненный сценарий ребенка программируется родительскими командами. Некоторые важные моменты выясняются очень просто при первой же беседе, когдазадается вопрос: “Когда вы были маленьким, что говорили вам родители?” Обычно ответ малопохож на указание, но с помощью “марсианского” мышления можно понять суть ситуации.Например, мать может произнести: “Зайдите взглянуть, какой славный малыш”. Для ребенка это имеет смысл: “Покажи, какой ты славный!” (1, с. 244)

В основе возможности родительского программирования (ребенок воспринимает слова родителей, как истину в последней инстанции и следует им всю свою жизнь) лежит “потребность ребенка в родительской любви, кроме того, ребенок любит своих родителей и хочет сделать им приятное” (1, с 246). Именно поэтому он должен знать, что же от него хотят на самом деле. Из любого родительского указания ребенок пытается получить его властное ядро, марсианскую сущность:

· Желания родителей воспринимаются ребенком как команда. Ребенок все время хочет сделать все правильно, так, как хотят от него родители.

· Внешняя родительская забота на проверку оказывается скрытым диктатом. Это утверждение Э. Берн иллюстрирует следующим примером: …Ловкая официантка с подносом, уставленным тарелками в несколько этажей, умело проскальзывает между столиками в полном народа ресторане. Ее ловкость вызывает восхищение начальства и посетителей. Однажды в ресторан приходят ее родители, которые тоже в восторге от ее ловкости. Когда она проходит мимо них со своим подносом, встревоженная мать предупреждает: “Осторожно!” – и … Любой угадает конец этой истории: тарелки оказываются на полу. Проще говоря, предупреждение “осторожно” значит: “Допусти ошибку, чтобы я сказала: Я просила тебя быть осторожнее” (1, с. 247).

Таким образом, жизненный сценарий принимается ребенком на основе сценарных посланий о себе, других людях и жизни, исходящих от родителей. В следующем подразделе рассмотрим природу сценарных посланий и способы их передачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.