Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценарии. Основные положения теории сценария




В основе трансакций лежит сценарий (скрипт) – предсознательный генеральный план жизни, с помощью которого люди структурируют свое время. Сценарии определяют подход людей к отношениям и задачам.

Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы внесли в нее свои оригинальные идеи. А концепция сценария стала одной из важных частей теории трансактного анализа и в настоящее время является наряду с моделью эго-состояний центральной идеей этого направления.

В работе “Принципы группового лечения” Берн определил сценарий жизни как “ бессознательный жизненный план ”. Позднее в книге “Что вы делаете после того, как говорите: «здравствуйте” он дал более полное определение: “ Сценарий – это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути ” (4, с.106).

Сценарий - это сильный психологический заряд, который направляет человека к его судьбе и лишает его порой возможности сопротивляться и свободно выбирать.

По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека.

Я. Стюарт и В. Джойнс в своей книге “Современный трансактный анализ” приводят основные положения теории сценария:

· Сценарий – это план жизни. Ребенок составляет определенный план своей жизни в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец (4, с. 106).

· Сценарий ведет к расплате (финалу). При написании ребенком драмы своей жизни финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене, т.е. мы бессознательно избираем поведения, которые приблизят нас к расплате сценария, т.е. к заключительной сцене (4, с. 106).

· Человек сам принимает решение о сценарии. На решение о выборе сценария оказывают воздействия не только такие внешние факторы, как родители или окружение. Поэтому мы говорим, что человек сам принимает решение о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно различные планы своей жизни. В этой связи можно привести следующий случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: “Вы оба попадете в психушку”. Впоследствии один из братьев стал хроническим больным в психиатрической лечебнице, а другой психиатром (4, с. 107).

· Сценарий подкрепляется родителями. С первых дней жизни родители передают ребенку какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невербальными. При этом они образуют основное содержание, в соответствии с которым ребенок и принимает главные решения в своемсценарии (4, с. 107).

· Сценарий лежит вне пределов сознания. До тех пор пока мы не расшифруем наш сценарий, мы не осознаем решения, которые были приняты в раннем детстве, хотя, возможно, мы и проживаем их в нашем поведении (4, с. 107)

· Искажение реальности с целью оправдания сценария. Мы часто искажаем реальность с тем, чтобы нам казалось, что она оправдывает наши сценарные действия (4, с. 108)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.