Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двенадцать приказаний




Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют двенадцать видов родительских приказаний:

Не живи (Сгинь, Умри). Например, вербальные послания отца, обращенные к дочери: “Я убью тебя за это!” или “Чтоб ты сгинула!”. Причиной такого сценарного послания может быть переживание отца (матери) того, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. Совершенно случайно она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: “Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!” Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже самой себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него (4, с. 144).

Не будь самим собой. Это приказание может передаваться ребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: “Не будь мальчиком (девочкой)”. Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика – женским. Девочку будут одевать “под мальчика”, а мальчика – “под девочку” (4, с. 145).

Приказание “Не будь самим собой” может также обозначать: “Не будь самим собой, будь другим ребенком”. Для иллюстрации этого варианта приказания авторы приводят следующий пример: “Мать постоянно сравнивает своего ребенка с другими детьми: “Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде – какой умница! А ведь он на год младше тебя” (4, с. 145).

Это может быть сравнение и с отрицательным образцом (антигероем), тогда родители высказывают такие мысли: “Ты похож на неудачника дядю Гарри”. В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает (4, с. 145).

Не будь ребенком. Это может выражаться в таких вербальных посланиях, как “Ты уже большой, чтобы…” или “Большие мальчики не плачут”. Причина лежит в столкновении интересов, потребностей Ребенка в родителе с его собственным ребенком. При этом конфликт решается в пользу Ребенка в родителе, который заявляет: Здесь есть место только для одного ребенка – и этот ребенок я. Тем не менее я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок.

Не расти (оставайся маленьким). Младший ребенок в семье часто получает приказание: “Не расти”. Для отправления данного послания могут быть несколько оснований: 1) родители не хотят, чтобы дети взрослели, т.к. свою ценность видят в исполнении роли отца или матери. 2) родители, которые сами так и не стали взрослыми, хотят, чтобы ребенок остался их товарищем по играм. 3) страх одиночества (тогда такое послание будет звучать, как “Не покидай меня”).

Не делай успехов. Это приказание передает родитель, который в своем Ребенке ревниво относится к успехам и достижениям своего сына или дочери (4, с. 147).

Не делай (ничего не делай). Собирательное послание “Не делай” означает: “Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать”. Родитель, испытывающий страх того, что ребенок наделает вреда без родительской заботы, может сказать: “Джонни, пойди, посмотри, что делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала”. Если кто-либо во взрослой жизни не знает, что ему нужно предпринять, при этом, постоянно ощущая бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимая, чтобы изменить положение, то он несет это сценарное послание (4, с. 148).

Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие подобные послание, боятся играть ведущую роль. Подчиняясь приказанию Не будь лидером, такие люди могут успешно работать в роли подчиненных, при этом они или не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодных предложений (4, с. 148).

Не принадлежи. Человек, подчиняющийся приказанию “Не принадлежи”, чувствует себя среди людей чужаком, и поэтому его будут считать нелюдимым и замкнутым. Это послание может передаваться родителями, которые постоянно твердят свои детям, что они отличаются от других детей, что они трудные, ленивые и т.д. В другом случае родители могут культивировать это приказание из-за своего неумения общаться (4, с. 149).

Не будь близким. Это может быть запрет на физическую близость или эмоциональную. Ребенок может сам передать себе приказание: “Не будь близким” в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта.

Одним из вариантов “Не будь близким” является послание “Не доверяй”. Подобное послание воспринимается ребенком, родитель которого или неожиданно исчезает или умирает. Не способный понять подлинные причины родительского исчезновения, ребенок может прейти к выводу: “Больше я никогда не буду доверять окружающим людям, даже если буду в них нуждаться” (4, с. 149).

Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Например, ребенку родители уделяют мало времени в силу своей занятости. Когда же ребенок заболевает, мама остается с ним дома, его все жалеют и балуют. В своем проницательном Маленьком профессоре ребенок записывает следующее решение: “Для того чтобы получать внимание, я должна болеть”.

Не думай. Приказание “Не думай” может передаться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыслить. Маленький Джеймс с гордым видом показывает отцу свое творение – первую попытку написать свое имя. Отец презрительно ухмыляется и говорит: “Ну, ты и умник!” (4, с. 150).

Не чувствуй. Такое послание может передаваться родителями, которые сами сдерживают свои чувства. В некоторых семьях существует запрет на любое проявление чувств. Гораздо чаще бывает так, что одни чувства разрешаются, а другие запрещаются (“Не выходи из себя”, “Не испытывай страх”, “Большие мальчики не плачут”, “Будь храбрым, как солдат”) (4, с. 151).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.