Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение сценария




Процесс формирования жизненного сценария

Зачем мы принимаем эти далеко идущие детские решения о себе, других людях и мире? С какой целью?

Авторы книги “Современный трансактный анализ” Я. Стюарт и В. Джойнс находят две причины формирования сценария:

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

В течение всего времени формирования сценария ребенок постоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности. В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности (4, с. 109).

2. Вторая причина связана с особенностями логики ребенка:

а) в своих умозаключениях он идет от частного к общему: например, предположим, что мать редко реагирует на требования ребенка, при этом ребенок не просто делает вывод о том, что “матери доверять нельзя”, вместо этого он может решить, что “людям нельзя доверять” (4, с. 109).

б) ребенок не делает различия между потребностями и делами: например, ребенок может чувствовать: “Я хочу убить брата, который получает все внимание!”, для него это равнозначно фразе: “Я убил брата”, затем он может заключить: “Так как я убийца, я плохой”, во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за “преступление”, которое он никогда не совершал (4, с. 110).

в) “марсианское мышление” ребенка. Например, вопрос матери: “А не рано ты начал пить виски?” ребенок понимает как утверждение: “Пить виски могут только мужчины, а ты еще ребенок” и мальчик делает вывод: “Когда я захочу проявить себя мужчиной, я смогу пить виски”. Тем самым формируется сценарий алкоголика. В то время как мать, задавая свой вопрос, полагает, что ее слова значат: “Я не хочу, чтобы ты пил виски” (4, с. 114).

“Ребенок, - пишет Э. Берн, - способен к восприятию сценария, потому что его нервная система организована по принципу программированной структуры. Она воспринимает чувственные и социальные стимулы и создает из них устойчивые модели, которые контролируют поведение. Ребенок готов принять сценарий, потому что он нужен ему для структурирования и упорядочивания деятельности. Ребенок не просто хочет сценарий, он его жаждет” (1, с. 401).

Обозначив внутренние (психологические) причины, лежащие в основе возникновения того или иного сценария, следует рассмотреть, что определяет то, каким будет содержание жизненного сценария.

Э. Берн выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на содержание формируемого сценария:

· Воздействие предков. Психотерапевту необходимо поинтересоваться у пациента: “Известно ли вам, как жили ваши прадедушка и прабабушка?” Если пациенту знакома история семьи, его ответы можно условно разделить на четыре основных типа.

Чувство гордости за предков. В таких ситуациях предок является семейным героем, на которого нужно походить, но превзойти которого невозможно. Например, если пациент отвечает: “Мать рассказывала мне, что наш прадедушка был главным раввином, ха-ха”. Ответ может подразумевать: “Я беден, как главный раввин, вот, что у нас с ним общего”. В таких случаях начальное программирование можно свести к утверждению: “Ты потомок главного раввина, а все раввины едва сводили концы с концами”. Эти эквивалентно утверждению: “Стань таким, как твой известный предок” (1, с.219).

Идеализация. Например, слова удачливого человека: “Моя бабушка была отличной хозяйкой” или “Мой дедушка прожил девяносто лет со всеми зубами и без седых волос” ясно говорят, что он стремится к такому же результату и на этом основан его сценарий (1, с. 220).

Соперничество. “Дедушка был единственным, кто мог не согласиться с моей матерью. Я хочу стать таким же, как он”.Здесь видно его скрытое (неосознанное) создание сценария, основанного на сказке (став своим дедушкой, ребенок приобретает власть над своими родителями) (1, с. 220).

Личный опыт. Настоящие трансакции между детьми и прародителями, которые сильно сказываются на сценарии ребенка (1, с. 220).

· Возникновение новой жизни. Обстоятельства зачатия человека могут сильно сказаться на его судьбе. Судьба ребенка начинает определяться при вступлении в брак его родителей. Часто молодые люди мечтают о сыне как о наследнике. В такой ситуации сын получает воспитание, которое необходимо наследнику больших денег. Собственно говоря, он получает готовый сценарий. Но если в такой семье первой будет девочка, ее в будущем ожидают проблемы. Другой вариант, когда у супругов долго нет детей, стремление стать родителями может привести их в состояние, известное по многим сказкам, например “Мальчик – с – пальчик” (1, с. 221-222).

· Сценарий родителей. Как правило, дети в своих семьях повторяют родительские сценарии. Лучше всего это видно на таком простом примере, как количество и порядок рождения детей в семье. Рассмотрим сценарное фамильное дерево. У семьи Ивановых три сына – Саша, Алеша и Вася. Порядок их рождения: 0-4-6. Их отец был первенцем в семье с порядком: 0-4-5. Их мать была первой в семье с последовательностью 0-4-5. Сестры матери тоже имели по трое детей. Таким образом, важно выяснить у родителей пациента:1)сколько братьев и сестер у каждого из них; 2) скольких детей они хотят; 3) сколько детей, по их мнению, у них будет (1, с. 223-225).

· Обстоятельства рождения ребенка. По мнению Э. Берна, существуют два родовых сценария: их можно назвать “Истинное происхождение” и “Подорванное здоровье”. Обычный источник сценария “Истинное происхождение” – фантазии приемного или даже родного ребенка о “настоящих” родителях. Данный сценарий приводит, в конце концов, к некоему мифу о рождении героя. Источником сценария “Подорванное здоровье” могут служить слова матери о том, что ее здоровье ухудшилось после появления его на свет. Иногда ребенку сообщают: “Роды так изуродовали ее, что никогда уже она не будет прежней”. Данный сценарий приводит к мифу о рождении злодея, над которым с детства висит грех матереубийства. Фраза “Мать умерла, когда рожала меня” слишком трагична и непереносима. Человек, который ее произносит, нуждается в помощи и участии (1, с.225-226).

· Имена и фамилии. Имена – полное, уменьшительное, ласкательное, какими одаривают младенца родители, часто отражают желание видеть его в будущем тем или иным. Имена получают сценарный смысл следующими способами:

Преднамеренно. Имена могут нести на себе отпечаток специальности, например Гален (“Наш ребенок станет врачом”) (1, с.227).

По недоразумению. Бывает так, что, выбрав ребенку красивое имя, родители не задумываются о его будущем. Мальчик может получить имя Мармадюк, а девочка – Травиата или Аспазия (1, с.227).

Небрежность. Нежные имена, такие как Сис, Крошка, родители дают не на всю жизнь. Но часто такое имя прилипает к ребенку навсегда (1, с.228).

Вынужденно. Фамилию человек не выбирает, она передается от прародителей к детям (1, с. 228).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.