КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения моделирования
Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения – установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Модель того или иного поведения представляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.1 Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы («программирование») которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а так же для применения его в других контекстах. Основные задачи НЛП – моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми.2 Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственно «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность» или «реальность» карты уступают по значимости ее «полезности».1 Среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие: 1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления «метапознаний» о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства. 2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного «воссозданием рабочего процесса». 3. Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров. 4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии). 5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший пример этого явления – Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Дойл построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозфа Белла.1 Создание эффективной модели того или иного поведения или поступка требует большего, чем имитация. Моделирование может включать в себя исследование взаимоотношений между целым рядом различных уровней опыта, в том числе:2
1. Окружение – среда, в которой работает человек и с которой он взаимодействует (аптека, окружающие вас люди: коллеги, поставщики, клиенты и др.). На этом уровне человек отвечает на вопросы «Где?», «Когда?». Это логически наиболее «низкий» уровень, поскольку адресует внимание деятеля на непосредственно представленные события реальности. Окружение определяет внешние возможности или ограничения, на которые человек вынужден реагировать. В него входят «где» и «когда» того или иного навыка или способности. 2. Поведение – выполняемые человеком специфические действия при взаимодействии с окружающими. Человек отвечает на вопрос «Что делать?». Этот уровень надстраивается (в методологическом понимании) над событийным рядом, конституируя активность человека по отношению к миру. Поведение представляет собой определенные действия или реакции данного человека внутри окружения. В него входит «что» того или иного навыка или способности. 3. Способности – раскрывающиеся в общих стратегиях и навыках, которые человек использует в своей жизни для осуществления определенных действий. Описывается через ответы на вопросы «Как?», «Каким образом?», и является боле высоким по отношению к предыдущему, поскольку ответственен за организацию поведения в соответствии с возможностями и опытом человека. Способности направляют действия посредством ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или способности они отвечают на вопрос «как». 4. Убеждения и ценности – идеи, принципы, ценностные ориентиры, стандарты поведения, которые человек считает правильными, и которые являются мотивирующим фактором для осуществления определенных действий. Человек отвечает на вопросы «Почему?», «Какие мотивы?», «Зачем?». Данный уровень определяет, какие именно стратегии, какие способы (отсюда и способ -ность) будут привлечены человеком для решения своих жизненных задач. Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется «почему» того или иного навыка или способности. 5. Идентичность или личностное своеобразие – ощущение человеком самого себя, его основные ценности в жизни, собственное «Я» как целое. Человек отвечает на вопросы «Кто я такой?», «Кто я?». Этот уровень ответственен за то, что человек чувствует свою целостность, самоидентичность, что обеспечивает условия для возникновения у человека субъектности – готовности брать на себя решение своих жизненных задач. Идентификация связана с ролью человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос «кто» для того или иного навыка или способности. 6. Духовность или миссия – система, доминирующая в личности, самый глубокий уровень сознания. Человек отвечает на вопросы «Каково мое предназначение?», «Каков смысл (цель) моей жизни?». Логически это самый высокий (личностно – самый глубокий) уровень, определяющий предельные ориентиры, которые человек сделал своими внутренними опорами. Духовность связана с более обширной системой, частью которой является данный человек. Она дает ответ на вопрос «кто еще» или «для кого» существует тот или иной навык или способность.
Вышележащий уровень придает смысл нижележащему, определяет внутрисистемный контекст, задающий его назначение. Функция каждого вышележащего уровня состоит в том, чтобы организовывать информацию и активность на нижележащем уровне. Изменения, происходящие на более высоком уровне, вызывают изменения на нижележащем. Жизненная компетентность человека в значительной степени определяется тем, что возникающие проблемы и поставленные задачи решаются на релевантном для них уровне в соотношении с уровнями более высокого порядка. Трудности в решении возникают из-за того, что фокус приложения усилий человека находится не на релевантном для данной проблемы или задачи уровне, либо выбор способов и принятие решений не соответствуют уровням более высокого порядка. В общем виде предложенная Г. Бейтсоном схема напоминает уровни организации движений по Н.А. Бернштейну, но моделирует уровни организации жизни в целом – своего рода движение человека в его собственном жизненном пространстве. Возможности обсуждаемой модели многократно получали положительную оценку со стороны практических специалистов в области психотерапии и коммуникации. Эту модель с успехом можно применять в области психологического консультирования и терапии. Удобство ее состоит в том, что это не столько схема описания, сколько схема организации жизненного мира человека. Эта модель представляется как пирамида логических уровней, корнями восходящая к работам Б. Рассела. Обладая высоким описательным и объяснительным потенциалом, эта модель одновременно способна выступить и средством организации разного рода деятельности. В известном смысле, данная модель также может рассматриваться как организующая личностное и профессиональное мировоззрение, причем не только в части прикладных задач, но и как способ организации мышления.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |