Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умения, входящие в состав модели эффективного общения




Основываясь на вышеперечисленных принципах, практики в НЛП выявили несколько умений человека способствующих формированию модели эффективного общения.

Основные умения общения:1

1. Определение желаемых результатов. Результат – это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагается пять способов уточнения целей и превращения их в результат: 1) уточнение результата (точно определите желаемый результат); 2) формулировка результата в положительной форме, например: «Хочу быть богатым» - позитивная положительная форма, «Не хочу быть бедным», или «Не хочу выглядеть смешным» – это результаты, сформулированные в отрицательной форме. И это непродуктивный способ общения. Человеку нельзя стремиться к тому, чего он не хочет; 3) вычленение сенсорных показателей результата: для этого нужно ответить на вопросы: «Что я увижу, когда достигну результата?», «Что я услышу?» 4) согласование результатов с партнером по общению: большинство людей помогут вам в достижении ваших результатов, если они одновременно будут достигать и своих.

2. Сенсорная острота. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Некоторые сигналы в поведении собеседника могут подсказать, что сделан неправильный шаг. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук). Есть и более тонкие изменения: в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, сиюминутном дрожании нижней губы. Эти тонкие бессознательные видимые реакции в НЛП делят на четыре группы - изменения цвета кожи, изменения в дыхании, изменения нижней губы, моментальные изменения мускулов. Бессознательные видимые реакции ценны, т.к. они не подвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную информацию.

Обучаясь сенсорной остроте, надо освоить три шага:

1. Фиксация изменений в поведении человека.

2. Различение паттернов, т.е. повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу, бледнеют, другие – стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, в движениях головы, рук, ног, окраске лица, ритме дыхания, темпе голоса и называют паттернами.

3. Узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установления связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. Можно уточнять у собеседника: «Вы нервничали, когда сказали: не надо сахару?» А про себя можете добавить: «и у вас были бледные пятна на лице, вы переминались и прислушивались к чему-то».

Специалисты по НЛП предупреждают, что одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей.

3. Конгруэнтность. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем – совсем третьего, то мы неконгруэнтны и наше состояние заметно для окружающих людей. Быть конгруэнтным – значит сделать важный шаг к достижению внутренней целостности. Предлагается шесть шагов по ее освоению:

1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, чтобы узнать свое состояние конгруэнтности (состояние 100%-ной вовлеченности) и неконгруэнтности (состояние внутренней конфронтации, конфликта с самим собой).

2) знакомство с различными частями своей личности. Специалисты в НЛП предлагают человеку осознать и записать, какие роли он играет в своей жизни, какие желания у него возникают, какие части личности ему свойственны и дать им название-имя: например, жена, мать, честолюбивая часть, творческая часть, кухарка и т.п. Затем полезно провести «общее собрание» главных частей своей личности, при этом важно «увидеть», «услышать», «почувствовать» каждую часть. Как она обычно заявляет о своем существовании? Как вы чувствуете ее своим телом? Где она живет? В голове, в руках, в ногах? Как она могла бы выглядеть?

3) определение целей, намерений, и желаний каждой части личности – очень важный шаг к конгруэнтности.

4) определение приоритетных целей.

5) достижение согласия между различными частями личности в том, что они признают установленный приоритет целей.

6) заключение контракта по принятому соглашению.

4. Раппорт. Слово «раппорт» означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Специалисты НЛП считают, что без раппорта, вы никогда не достигните того, чего хотите. Как узнать, что у вас есть раппорт с собеседником? По-разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других – чувство разделенного взаимопонимания. Необходимо освоить шесть шагов:

1) Проверка вашего доверия партнеру, с которым вы общаетесь, уверены ли вы в его компетентности, в его способностях, надежности. Можно спросить себя об этом, если вы услышите конгруэнтный ответ «да» - все в порядке. Если услышите несогласие, надо определить в себе ту часть личности, которая не доверяет собеседнику и внимательно выслушать ее аргументы. Может вам удастся найти подходящие аргументы и убедить ее в обратном. Не добившись ее согласия, лучше не продолжать общения с собеседником: ваше недоверие так или иначе проявится, вызовет ответное недоверие.

2) Проверка доверия партнера к вам.

3) Установление соответствия тону и темпу голоса вашего собеседника.

4) Установление соответствия дыханию собеседника.

5) Установление соответствия ритму дыхания собеседника. Например, всякий раз, когда ваш собеседник касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать по столу. Или, если партнер взволнованного ходит по комнате, вы можете сопровождать его хождение чуть заметным постукиванием ноги.

6) Соответствие позе тела собеседника. Достижение раппорта – это способ синхронизации собеседников.

5. Ресурсное состояние. Оптимальное внутреннее состояние человека. Ресурсное состояние может быть использовано для эффективного общения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости. Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага:

1) Поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте.

2) Найдите удобное место и позвольте себе пережить то состояние успеха снова. При этом полезно себя спросить: «Что я видел, когда у меня все так хорошо получалось? Что я при этом чувствовал? Что слышал?».

3) Вхождение в ресурсное состояние – для этого надо повторить второй и третий шаги, т.е. последовательно и быстро войти в воспоминание о ресурсном состоянии и повторное установление того же самого якоря, а затем одновременное использование якоря и восстановление воспоминаний. Такая двойная процедура нужна, чтобы удостовериться, что якорь (прикосновение или слово или их сочетание) немедленно вызывает в памяти оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности.

6. Пойнтеры. НЛП предлагает особую процедуру уточнения содержания и смысла сказанного. Суть ее – в умении задавать вопросы, которые в НЛП называются пойнтерами или указателями.

Пойнтер 1: существительное. Для уточнения смысла существительного. Если три человека обсуждают производительность, то для каждого из них, это слово может иметь специфическое значение: для одного главным будет скорость, для другого – люди, для третьего – машины. Если вы услышите подобные неопределенные существительные, вам необходимо задать уточняющий вопрос – пойнтер 1: «А какой смысл вы вкладываете в слово…? А что для вас значит…?».

Пойнтер 2: глаголы. Для уточнения смысла глаголов. Например, собеседник говорит вам: «я приготовлю доклад к 12-му числу». «Как именно вы приготовите доклад?» - последует вопрос. В самом деле, доклад можно приготовить по-разному: в устной форме, в рукописи или напечатать с рисунками и плакатами.

Пойнтер 3: правила. В жизни человека существует множество правил обычно выражаемых в словах: «должен», «не должен», «надо», «нельзя». Человеку иногда стоит пересматривать принятые правила, сомневаясь в их необходимости и своевременности. Так, к словам «должен», «надо» задайте вопрос: «А что будет, если я не сделаю этого? Такие вопросы проверяют обоснованность правил и ограничений. Подвергая сомнению правила, мы можем обрести новые возможности и новые выборы, способы действия. В НЛП предупреждают: третий пойнтер очень полезен в общении с самим собой, но его нужно осторожно использовать в общении с другими людьми, чтобы не вызвать агрессию собеседника. Людям не нравится, если кто-то раскрывает ограничения их мышления. Полезно смягчить вопрос: «Поясните, пожалуйста, что вы конкретно имеете в виду, почему мы должны? А что будет, если мы не сделаем этого?»

Пойнтер 4: обобщения. Обобщая, мы используем слова «все», «всегда», «каждый», «никогда», «все говорят», «никому не верю». Эти обобщающие слова ограничивают наше поведение, закрывая пути, которые могли бы привести к решению многих проблем. В этом случае полезно переспросить: «Действительно все? Неужели всегда? А, может быть, вы встречали человека, которому можно было бы верить?».

Пойнтер 5: сравнения. Используются для уточнения сравнений, таких как «лучше», «хуже», «легче» и др. Если вы услышите: «Лучше сделать это», то можете уточнить: «Лучше по сравнению с чем?».

Пойнтеры необходимы нам, чтобы лучше понять друг друга, они помогают уточнить, какой смысл каждый из партнеров по общению вкладывает в те или иные слова, и на основе этого быстрее прийти к успешному решению проблем и достижению желаемого результата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.