Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные подходы к определению эффективности торговли в национальном масштабе




 

Рассмотрев место торговли в экономике, можно задать вопрос об эффективности торговой деятельности в национальном масштабе. Определённый ответ на этот вопрос даёт нам оценка стоимости распределения. В этом отношении интересен опыт Франции, страны, где накоплены определённые традиции как в вопросах учета и анализа стоимости сбыта, так и в вопросах государственного регулирования торговли.

Для измерения стоимости сбыта в целом во Франции применяется несколько статистических методов.

А) Прежде всего, используется такое хорошо известное определение понятие стоимости сбыта, которое близко к профессиональной практике: стоимость сбыта, равна разнице между ценой, по которой товар продаётся потребителю и ценой этого товара в конце процесса производства. Таким образом, стоимость сбыта складывается из расходов, связанных с осуществлением торговых операций, и доходов, получаемых различными посредниками (обычно она исчисляется без налога на добавленную стоимость, взимаемую при покупке и продаже). Стоимость сбыта может исчисляться на разных уровнях – по отношению к определённому продукту, определённой форме торговли и т.д.

Данное понятие может быть перенесено на всю совокупность торговой деятельности, что позволяет оценить те расходы, которые берут на себя потребители (относительно всей совокупности покупок), чтобы оплатить работу торговли. При этом абстрагируются от того факта, что небольшую часть торговых расходов несут и промышленные предприятия. Национальная комиссия по коммерческому учёту Франции исчисляет общую сумму наценок (без налога на добавленную стоимость), которая представляет собой разницу между величиной торгового оборота и стоимостью всех покупок, сделанных в определённой сфере торговли (или в какой-либо группе торговых предприятий). Эта величина, соотнесённая с величиной торгового оборота (без налогов), даёт процентное отношение, которое некоторым образом является средневзвешенной величиной норм наценок, применяемых всеми соответствующими торговыми предприятиями. Норма торговой наценки представляет собой отношение валовой наценки к продажной цене (или к величине торгового оборота), выраженное в процентах, и вычисляется как (сумма продажи – сумма закупки/сумма продажи). Этот показатель непосредственно используется в управлении коммерческими предприятиями при установлении продажной цены.

Проведённые расчёты показывают, что норма наценки для всех предприятий розничной торговли Франции в 1982 г. равнялась 31 %; этот процент продажной цены представляет собой валовую наценку на этих предприятиях. Однако эта величина обнаруживает большой разброс в зависимости от типа торговых предприятий и от типа товара. Так, в гипермаркетах норма наценки равна 15 %; в розничной торговле обычными продовольственными товарами (включая крупные магазины) – 20,3 %; в специализированных продовольственных магазинах (с небольшим числом наёмных работников) – 32,5 %; в розничной торговле непродовольственными товарами – 34-38 %.

Однако понятие нормы торговой наценки, представляющее интерес при сравнении разных секторов торговли, не имеет особого значения на уровне народного хозяйства в целом; соотнесение с объёмом торгового оборота не позволяет производить суммирование средних норм наценок в оптовой и розничной торговле из-за возникающего при этом двойного счёта (в розничную цену включается цена, выплачиваемая оптовику).

Поэтому, чтобы следовать нормам бухгалтерского учёта, принятым во Франции, предпочтительнее сравнивать валовую наценку всей торговли в целом со стоимостью национального продукта. С этой точки зрения совокупная валовая наценка, по мнению французских ученых, является мерилом «производства» услуг в торговле и соответствует возмещению различных факторов производства, используемых в этой отрасли. (ВТ, 173) В состав совокупной валовой наценки входят: промежуточное потребление (электроэнергия, аренда помещений), заработная плата торгового персонала и прибыль. В 1982 г. валовая наценка составляла около 9 % стоимости «реальной продукции отраслей торговли» (добавленная стоимость + промежуточные расходы, связанные со всеми видами торговой деятельности). «Промежуточное потребление» включает потребление постоянного капитала – зданий, машин, сырья. «Добавленная стоимость» включает оплату труда наёмных работников и прибыль, рассматриваемую – упрощённо – в качестве предпринимательского дохода – платы за предпринимательский ресурс как фактор производства. Этот процент указывает на ту часть производственных ресурсов страны, которая используется в торговле в целом.

Если выделить только вознаграждения, получаемые работниками торговли в масштабе всей страны, то получается величина немного менее 12 % национального продукта (это величина всей добавленной стоимости в торговле). В 1982 г. расходы на содержание наёмного персонала составили 209 млрд. франков; валовая прибыль торговых предприятий (компании и индивидуальные предприятия) составила 156 млрд. франков; налоги и сборы (включая местные налоги) – 19 млрд. франков; добавленная стоимость в торговле в целом (сумма перечисленных статей) – 384 млрд. франков.

В) В настоящее время Национальный институт статистики и экономических исследований Франции исчисляет индекс цены торговой услуги и публикует его с 1981 г. в Докладах Национальной комиссии по коммерческому учёту; этот индекс позволяет отслеживать динамику торговых затрат во времени. Индекс вычисляется путём деления изменяющейся величины валовой наценки на индекс объёма деятельности (последний определяется путём корректировки изменения величины торгового оборота с помощью индекса цен).

Наблюдения показывают, что с 1974 г. по 1980 г. цена торговой услуги увеличивалась немного больше (на 0,3 % в год), чем цены на продаваемые товары; подобное изменение объясняется, в частности, повышением расходов на заработную плату (параллельно увеличению численности наёмных работников), расходов на электроэнергию и на финансирование. К этому необходимо добавить замедление роста производительности труда, обусловленное развитием форм торговли, характеризующихся высокой производительностью (гипер- и супермаркеты), и прекращение положительного воздействия новых технических методов (совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, внедрение средств вычислительной техники и т.д.) на стоимость торговых операций.

Итак, сделаем предварительные выводы из рассмотрения французского подхода к определению эффективности торговли. Во-первых, во Франции эффективность сбыта определяется по двум показателям в национальном масштабе: а) путём сравнения валовой торговой наценки со стоимостью валового внутреннего продукта; б) путём сравнения величины добавленной стоимости со стоимостью национального продукта. Запомним эти величины для Франции 1982 г. – 9 % и 12 %. Ранее мы привели данные по сопоставимым периодам по России и Великобритании (за 1995 и 2001 гг.). Как видно из данных таблицы 13 уровень торговой наценки, рассчитанный по показателю добавленной стоимости, в России 1995 г. был равен 19,5 %, а в 2001 г. –22,9 %. В Великобритании такой же показатель составлял 13,3 и 15 процентов соответственно. Таким образом, эффективность торговой деятельности в России за исследуемый период была в 1,5 раза ниже, чем в Великобритании 2001 г. и в 1,9 раза ниже, чем во Франции 1982 г.

 

 

Таблица 13 – Эффективность торговли в России и Великобритании

в 1995-2001 гг., %

 

     
ВВП, всего    
Добавленная стоимость в торговле России 19,5 22,9
Добавленная стоимость в торговле Великобритании 13,3 15,0

 

Рассмотрим динамику изменения эффективности торговой деятельности в России за 1995-2003 гг., используя показатель – отношение добавленной стоимости к стоимости национального продукта (таблица 14).

 

Таблица 14 – Изменение эффективности внутренней торговли России

в 1995 -2001 гг.

 

Показатели              
ВВП России, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Удельный вес ВВП отраслей торговли в ВВП России 19,5 18,0 17,4 19,4 21,6 20,1 22,9

 

Поскольку относительная величина ВВП, созданного в торговле является показателем эффективности торговой услуги в национальном масштабе, то подобное сравнение говорит о том, что эффективность торговли в России значительно ниже эффективности сбыта в странах Европы. Это заставляет более подробно проанализировать структуру валовой торговой наценки и добавленной стоимости торговли в России, для того чтобы понять причины такого превышения относительной стоимости распределения, т.е. понять, почему торговля имеет такую низкую эффективность в национальном масштабе в России? Как мы видим, налицо противоречие между ростом численности занятых в торговле (что косвенно свидетельствует о высокой экономической привлекательности торгового бизнеса), относительно высокой стоимостью сбыта и его снижающейся эффективностью в национальном масштабе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.