Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источниковедческий анализ исторических источников




Поиск архивного материала

Лишь после изучения опубликованных источников следует начинать работу с архивными материалами.

Работа в архивах. Сбор материала и его систематизация. Независимо от реорганизации архивного дела в новейшей России, необходимо представлять, в каком из них могут находиться материалы по вашей теме. Для каждого архива должна быть своя тетрадь. Например, тема «Развитие движения ССО в Омской области (1964–1985)», документы по этой теме должны быть в ЦДНИИОО. Деятельностью ССО занимался комсомол, поэтому в путеводителе находим фонд № 4 – «Обком ВЛКСМ». В этом фонде очень компактно находятся дела областного штаба ССО, где сохранилась масса делопроизводственных материалов, прежде всего, отчеты о деятельности отрядов. В фондах комсомольских организаций вузов также есть необходимые документы. Нужно выписать в тетрадь номер и название фонда, номера и названия дел, даты, количество листов, шифры хранения (коробка, полка, связка и т. д.).

Как начинать работу над этими документами? Можно взять итоговый отчет за год. После его изучения будут выявлены вопросы: масштабы деятельности (количественный состав бойцов, вузов, освоенных средств и т. д.), проблемы, с которыми столкнулась молодежь, причины побед и неудач. Этот анализ позволит определить, что нужно посмотреть за этот год в других документах. Если дел немного, нам позволяет время, лучше просмотреть все дела.

Можно сделать карточки. Например. Тема: «Законодательная политика в области высшего профессионального образования в современной России». 1 этап: 1992–1996 гг. – формирование законодательной базы деятельности вузов. На карточке отмечаем в верхнем правом углу номер этапа «1». Отмечаем изменения, внесенные в 1996 г. в закон «Об образовании» (1992), последовательно выделяем основные мероприятия, указываем, где о них говорится.

Таблица 1 – Образец карточки обработки архивного материала

 

ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»  
Основные положения Источники Примечания
1. В 1996 г. расширили автономию вузов ГА РФ. Ф. Х. Оп. 5. Д. 6. Смолин «Знание – свобода» С. 107;   см. как эти изменения приняты вузами в Омске

 

По этим карточкам нужно будет составить план курсовой работы.

 

 

Необходимо провести источниковедческий анализ и синтез. Целью источниковедческого анализа является оценка исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей. Существует общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов. Источниковедческий анализ является системой исследовательских процедур, можно выделить исторический и логический этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и изучение содержания исторического источника), методы решения исследовательских задач на каждом этапе [5].

Сначала дается общая характеристика источника. Она соответствует первой части источниковедческого анализа изучению внешних особенностей происхождения, авторства, истории текста и его истолкованию.

Исследование происхождения исторического источника. Исторические условия возникновения источника. Изучение исторического источника как явления, возникающего в определенную эпоху и системно отражающего историческую действительность времени своего возникновения.

Авторство исторического источника. Установление авторства исторического источника (атрибуция). Особенности установления авторства источников различных исторических эпох и социально-политических систем. Формализованные методики установления авторства. Изучение автора исторического источни­ка: его социальные, интеллектуальные, психологические характеристики, степень компетентности и осведомленности в вопросах, которые введены им в источник сознательно и целенаправленно. Проблемы коллективного авторства. Вопросы авторства при изучении законодательных источников, периодической печати и других источников с коллективным авторством.

Обстоятельства создания исторического источника. Задачи их изучения. Установление влияния обстоятельств создания на содержание источника, полноту и достоверность его информации. Выявление подделок.

История текста источника. Задачи ее изучения. Системы понятий, применяемые при изучении истории текстов различных эпох и социально-политических систем. Список, редакция, извод. Интерполяции. Маргиналии. Реконструкция генеалогии списков, построение стемм. Черновые и беловые тексты; проекты, первоначальные и окончательные варианты; редакции текста источника; оригиналы и копии. Выявление источников текста. Язык оригинала и изучение его переводов как интерпретаций текста оригинала.

Публикации исторического источника. Сравнительный анализ различных публикаций исторического источника, целей и обстоятельств публикации, археографической культуры и научного уровня публикации. Издание изучаемого источника на языке оригинала и его переводы.

Интерпретация исторического источника. Вопросы понимания и истолкования исторического источника, его текста, формы и внешних признаков. Интерпретация языка и смысла исторического источника (историзмы, архаизмы, диалектизмы; толкование понятий; бытовые и литературные стереотипы стилистических форм, формул, словоупотреблений; прямой и переносный смысл, аллегория).

В заключение проводится исследование содержания исторического источника. Достоверность и полнота информации исторического источника, их взаимные связи, методологические основы изучения проблемы достоверности и полноты информации исторического источника. Определение социальных интересов автора, целей создания источника, его идеологической и политической направленности. Авторская позиция и содержание исторического источника. Установление степени близости исторического источника к освещаемым фактам и компетентности автора. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника. Методы установления достоверности и полноты исторических источников.

При источниковедческом анализе используются методы видовой методики исследования.


Приведем пример видовой методики по изучению периодической печати:

Таблица 2 – Перечень публикаций в «Сибирских Вопросах»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 9733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.